ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6197/2022 от 14.10.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Отрывин С.А. Дело №33-6197/2022

УИД 76RS0010-01-2021-003311-38

Изготовлено 14 октября 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.

при секретаре Щевелевой К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

10 октября 2022 года

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 апреля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области об обязании произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму пенсии за выслугу лет – отказать.

Заслушав доклад судьи Бачинской Н.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО1 с 24 марта 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости. С 28 февраля 2005 года уволена по сокращению штата с муниципальной службы, где занимала должность начальника <данные изъяты>. С 01 марта 2005 года ФИО1 назначена доплата к государственной пенсии за выслугу лет муниципальной службы.

ФИО1 обратилась с иском к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области об установлении в соответствии с законом Ярославской области от 27.06.2007г. № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области» с 01 ноября 2021 года пенсии за выслугу лет в размере 6 004,48 руб., взыскании недополученной суммы пенсии за выслугу лет с 01 января 2006 года по 31 октября 2021 года в сумме 397 028,81 руб.

Требования мотивированы тем, что работала в администрации Борисоглебского муниципального района в должности начальника <данные изъяты>. С 24.03.2004 года ей назначена трудовая пенсия. С муниципальной службы уволена с 28.02.2005 года. При увольнении с муниципальной службы муниципальный стаж составил 20 лет 05 месяцев 14 дней. С 01.03.2005 года назначена доплата к трудовой пенсии, денежное содержание было взято на момент увольнения и определялось по ст.15 Закона Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з «О муниципальной службе в Ярославской области». Законом Ярославской области от 28 декабря 2005 года № 91-з О внесении изменений в закон Ярославской области «О муниципальной службе в Ярославской области» внесены изменения в Закон Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з.

Истец считает, что в связи с изменениями законодательства у нее возникло право на установление пенсии за выслугу лет с 01.01.2006 года в соответствии со статьями 15 и 19 Закона Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з в редакции Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 года № 91-з; с 01.09.2007 года в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Ярославской области от 27 июня 2007 года № 46-з «О муниципальной службе в Ярославской области».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.

ФИО1 в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.

Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, явку представителей не обеспечили. Администрация Борисоглебского муниципального района Ярославской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Судебной коллегией в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, обсудив их, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.

Судом установлено и следует из дела, ФИО1 с 24 марта 2004 г. является получателем трудовой пенсии по старости, но продолжала трудовую деятельность на муниципальной службе.

28 февраля 2005 года ФИО1 уволена по сокращению штата с муниципальной службы, где занимала должность начальника <данные изъяты>. На момент увольнения ее стаж муниципальной службы составил 20 лет 5 месяцев 14 дней.

С 01 марта 2005 года ФИО1 в соответствии с положениями ст. ст. 20, 37 Закона Ярославской области от 30.09.1996 г. № 15-з « О государственной службе в Ярославской области» была назначена доплата к государственной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере <данные изъяты> руб.

С момента увольнения истца размер пенсии за выслугу лет и последующие перерасчеты производились в соответствии с Законом Ярославской области от 10.10.1997 г. № 27-з « О муниципальной службе в Ярославской области», Законом Ярославской области от 30.09.1996 г. № 15-з « О государственной гражданской службе в Ярославской области», Порядком выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам замещавшим должности государственной службы Ярославской области, утвержденным постановлением Губернатора Ярославской области от 15.10.1996 г. № 619, Законом Ярославской области от 03.06.2005 г. № 30-з « О государственной гражданской службе в Ярославской области», Положением о порядке установления, расчета, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим Ярославской области, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 29.07.2005 г. № 472, Законом Ярославской области от 27.06.2007 г. № 46-з « О муниципальной службе в Ярославской области».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего, уволенного с муниципальной службы исчисляется из среднемесячного заработка, рассчитываемого на день увольнения с муниципальной службы, либо на день достижения им возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Поскольку на момент увольнения с муниципальной службы, ФИО1 достигла пенсионного возраста и являлась получателем пенсии по старости, то среднемесячный заработок ФИО1 был правильно взят по состоянию на дату увольнения с муниципальной службы.

С постановленным судом решением об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с постановленным решением по мотиву того, что пенсия за выслугу лет с 1.03.2005 г. апеллянту не назначалась, а производилась доплата к трудовой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет должна быть назначена с 1.01.2006 г. в связи с принятием Закона Ярославской области от 10.10.1997 г. (в редакции от 28.12.2005 г.) « О муниципальной службе в Ярославской области» исходя из действующего должностного оклада на момент установления и перерасчета пенсии по ранее занимаемой должности, а размеры ежемесячных надбавок по статье 15 Закона Ярославской области от 10.10.1997 г. № 27-з ( в редакции от 28.12.2005 г.), судебная коллегия отклоняет.

На момент назначения ФИО1 доплаты к государственной пенсии пенсионное обеспечение муниципальных служащих производилось на основании Закона Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з «О муниципальной службе в Ярославской области».

Положениями статей 15 и 19 Закона Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з «О муниципальной службе в Ярославской области» предусматривалось, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный разряд, особые условия труда и выслугу лет, премий по результатам труда, материальной помощи.

Должностные оклады муниципальных служащих рассчитываются в зависимости от должностного оклада выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования Ярославской области (главы муниципального образования), а в случае его отсутствия - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ярославской области.

На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством Ярославской области.

Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.

До принятия федерального закона, регулирующего установление и выплату государственной пенсии государственным служащим за выслугу лет, назначение, исчисление и выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в Ярославской области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных служащих Ярославской области законодательством Ярославской области о государственной службе.

Доплата устанавливается комиссиями органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Положение о комиссии и состав комиссии утверждается главой муниципального образования Ярославской области.

Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим производится за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах на содержание органов местного самоуправления.

Согласно положениям статей 20 и 37 Закона Ярославской области от 30.09.1996 г. № 15-з « О государственной гражданской службе в Ярославской области» (на момент назначения доплаты) государственный служащий Ярославской области, замещавший должность, которая согласно действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области дает право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет работникам органов исполнительной власти, и вышедший с этой должности на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо высвобождаемый с данной должности в связи с прекращением полномочий, увольнением из органов государственной власти Ярославской области в случае их ликвидации, сокращения численности или штата работников, при наличии 12,5 лет стажа службы в органах государственной власти у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии (часть 3 статьи 20).

Ежемесячная доплата к государственной пенсии государственному служащему Ярославской области устанавливается при наличии стажа службы в органах государственной власти, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания государственного служащего. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящей статьей продолжительности стажа службы в органах государственной власти, но сумма пенсии и доплаты не может превышать 80% его месячного денежного содержания (часть 4 статьи 20).

Месячное денежное содержание государственного служащего Ярославской области для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется по должности, замещаемой им на день прекращения службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии (часть 5 статьи 20).

Исчисление ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Ярославской области, предусмотренной статьей 20 настоящего Закона, производится из 60% месячного денежного содержания государственного служащего Ярославской области (часть1 стать 37).

Положения статей 20 и 37 утратили силу с 18 июня 2005 года.Законом Ярославской области от 28 декабря 2005 года № 91-з О внесении изменений в закон Ярославской области «О муниципальной службе в Ярославской области» внесены изменения в статью 15 Закон Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з (денежное содержание муниципального служащего), статья 19 (пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи) изложена в иной редакции.

Согласно пункту 2 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 года № 91-з О внесении изменений в закон Ярославской области «О муниципальной службе в Ярославской области» действие настоящего Закона распространяется на связанные с замещением муниципальных должностей Ярославской области, муниципальных должностей муниципальной службы Ярославской области правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Закон Ярославской области от 10.10.1997 г. № 27-з « О муниципальной службе в Ярославской области» утратил силу с 01.07.2007 года в связи с принятием Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 46-з « О муниципальной службе в Ярославской области».

Закон Ярославской области от 30.09.1996 г. № 15-з «О государственной гражданской службе в Ярославской области» утратил силу в связи с последовательной отменой его частей Законом Ярославской области от 03.06.2005 N 30-з.

С 01.09.2007 года пенсионное обеспечение муниципальных служащих Ярославской области производится на основании Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 46-з « О муниципальной службе в Ярославской области» и Закона Ярославской области от 22.12.2016 года 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», вступившего в силу с 01.01.2017 года.

Положениями ст. 11 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. № 46-з « О муниципальной службе в Ярославской области», утратившей силу 01.01.2017 года предусматривалось пенсионное обеспечение муниципального служащего.

Так предусматривалось, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности муниципальной службы. С 01.10.2010 года размер среднемесячного заработка определяется в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом, и не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного муниципальному служащему на день исчисления среднемесячного заработка и проиндексированного на день обращения за назначением указанной пенсии.

Пунктами 10 и 12 статьи 11 предусматривалось, что порядок установления, расчета, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящей статьей, устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей: при повышении трудовой пенсии, с учетом которой установлен размер пенсии за выслугу лет (изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом которых установлен размер пенсии за выслугу лет); при централизованном повышении должностных окладов муниципальных служащих; последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа муниципальной службы; изменения законодательства о пенсионном обеспечении муниципальных служащих.

В соответствии с Законом Ярославской области от 3 июня 2005 г. N 30-з "О государственной гражданской службе Ярославской области" Губернатором Ярославской области утверждено Положение о порядке установления, расчета, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Ярославской области от 29.07.2005 года № 472, которым установлено, что лицам, замещавшим государственные должности и государственные должности государственной службы Ярославской области и получающим доплату к государственной пенсии в соответствии с Законом Ярославской области от 30 сентября 1996 г. N 15-з "О государственной службе в Ярославской области", с момента вступления в силу Закона Ярославской области от 3 июня 2005 г. N 30-з "О государственной гражданской службе Ярославской области" устанавливается пенсия за выслугу лет, предусмотренная статьей 11 данного закона, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию. Расчет и дальнейший перерасчет размера пенсии за выслугу лет указанным лицам производится в соответствии с пунктом 9 Положения, которым предусматривалось, размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности.

Статьей 8 предусмотрен перерасчет размера пенсии за выслугу лет в случаях: а) изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности); б) при централизованном повышении должностных окладов гражданских служащих.

Согласно статье 5 Закона Ярославской области от 22.12.2016 года 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области», действующего с 01.01.2017 года, размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка гражданского (муниципального) служащего, индексируемого на день обращения за назначением указанной пенсии. Размер среднемесячного заработка гражданского (муниципального) служащего (за исключением лиц, указанных в части 3 настоящей статьи), исчисляемый в целях назначения пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,8 суммы должностного оклада и оклада за классный чин, установленных гражданскому (муниципальному) служащему на день исчисления среднемесячного заработка и проиндексированных на день обращения за назначением указанной пенсии.

Статьей 7 Закона Ярославской области от 22.12.2016 года 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области» предусмотрены основания для перерасчета размера пенсии за выслугу лет являются: изменение размера страховой пенсии по старости (инвалидности) или иных выплат, с учетом которых определяется размер пенсии за выслугу лет в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона; централизованное изменение размеров должностных окладов и (или) окладов за классный чин; последующее после назначения пенсии за выслугу лет увеличение продолжительности служебного стажа, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет; изменение законодательства о пенсионном обеспечении, влекущее изменение размера пенсии за выслугу лет, а также порядка и условий его определения.

Выполнение функции по перерасчету размера пенсии за выслугу лет обеспечивается органом исполнительной власти Ярославской области (органом местного самоуправления муниципального образования Ярославской области), осуществляющим выплату пенсии за выслугу лет.

Постановлением администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 29 июня 2018 года № п-0692 утвержден Порядок пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы Борисоглебского муниципального района Ярославской области.

Данный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ, Законом Ярославской области "О муниципальной службе в Ярославской области" от 22.06.2007 N 46-з, Законом Ярославской области от 22.12.2016 N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области".

Порядок регулирует в том числе процедуру установления (назначения), прекращения, приостановления, возобновления, расчета, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет.

Пунктом 7.10 Порядка, минимальный размер пенсии за выслугу лет при стаже муниципальной службы свыше 25 лет (включительно) составляет 35 процентов социальной пенсии; при стаже муниципальной службы от 20 лет (включительно), но менее 25 лет - 30 процентов социальной пенсии; при стаже муниципальной службы от 15 лет (включительно), но менее 20 лет - 25 процентов социальной пенсии.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 24.03.2004 г. назначена пенсия по старости.

На момент увольнения с муниципальной службы стаж муниципальной служба истца составил 20 лет 05 месяцев 14 дней, в связи с чем на момент прекращения трудовых отношений в соответствии с положениями Закона Ярославской области от 10 октября 1997 г. N 27-з "О муниципальной службе в Ярославской области" ФИО1 имела права на ежемесячную доплату за выслугу лет к пенсии по старости.

Должностной оклад ФИО1 на момент увольнения был установлен в размере 45% от оклада главы администрации Борисоглебского муниципального района.

Доплата к государственной пенсии за выслугу лет муниципальной службы в размере <данные изъяты> руб. ФИО1 была назначена с 01.03.2005 года, исходя денежного содержания с учетом стажа муниципальной службы и коэффициентов, предусмотренных статьями 20 и 37 в соответствии с Законом Ярославской области от 30.09.1996 г. № 15-з « О государственной службе в Ярославской области», действовавшим на момент увольнения с муниципальной службы ( т.1 л.д. 175). Размер установленной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет муниципальной службы с 1.03.2005 г. определен в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, арифметически является верным и истцом не оспаривается.

Из представленных в дело расчетов ответчика в отзыве на иск, в качестве приложений, решений комиссии по назначению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Борисоглебского муниципального района, справок пенсионного органа, протоколов комиссий по назначению и выплате пенсии, следует, что с последовательным изменением законодательства, на основании вышеприведенных норм и Порядка ФИО1 производился перерасчет пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему, устанавливался ее размер с учетом индексаций как размера страховой пенсии так и социальной, в связи с централизованным повышением должностных окладов, с учетом размера коэффициентов должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы (2,3 и 2,8), производилась доплата за выслугу лет муниципальным служащим.

Доводы жалобы, что пенсия за выслугу лет должна была быть назначена с 1.01.2006 г. по закону Ярославской области « О муниципальной службе в Ярославской области» от 10.10.1997 г. № 27-з в редакции Закона от 28.12.2005 г., с 1.01.2007 г. по Закону Ярославской области от 27.06.2007 г. № 46-з « О муниципальной службе в Ярославской области» исходя из денежного содержания лица, замещавшего должность апеллянта ( «начальника спорткомитета») позднее, на дату принятия указанных законов, судебная коллегия отклоняет, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

С учетом того, что на момент увольнения с муниципальной службы ФИО1 достигла пенсионного возраста и получала пенсию по старости, суд верно указал суд, что размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего (доплаты к пенсии), уволенного с муниципальной службы работника, исчисляется из денежного содержания на день прекращения службы.

Иного из вышеприведенного правового регулирования не следует.

Вопреки доводам апеллянта пенсия за выслугу лет на муниципальной службе в виде доплаты за выслугу лет к пенсии по старости установлена истцу с 01.03.2005 года, расчет размера муниципальной пенсии ФИО1 и последующие перерасчеты произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы в целом повторяют позицию истца в споре, основаны на ошибочном толковании норм материального права и основанием к отмене решения суда не являются.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи