Судья Юрин И.С. Дело № 33-61/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 29 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,
судей Муратовой Н.И., Свечниковой Н.Г.,
секретаря судебного заседания Антонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2012 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, из которого усматривается, что Пенсионный фонд отказал ей в назначении пенсии и исключил из ее педагогического стажа период работы с 04.09.1990 г. по 29.01.1991 г. в должности «руководителя кружка» в Октябрьском районном Доме пионеров г. Ставрополя, с 01.04.1996 г. по 24.02.1998 г. в должности «музыкального руководителя» в дошкольном образовательном учреждении ДЦ «Росток» г. Ставрополя, с 10.09.1982 г. по 16.09.1982 г., с 11.10.1982 г. по 13.03.1989 г. в должности «руководителя кружка» вокального пения, «концертмейстера танцевального кружка», «методиста» Дома пионеров в
г. Капустин - Яр 1, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей
№ 781 пунктом 2 «Учреждения дошкольного образования детей (внешкольные учреждения)» разделом «Наименование учреждений» «Дом пионеров» и «Детский центр», не предусмотрены, разделом 2 «Наименование должностей» не предусмотрено название должности, «руководитель кружка» «концертмейстер». При этом ее педагогическая деятельность в учреждениях для детей пенсионным фондом не отрицается и сомнению не подлежит. Согласно ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии является именно педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей, поэтому название учреждения, его подчиненность, организационно-правовая форма и статус не могут служить основными критериями для назначения пенсии. Несмотря на то, что названия образовательных учреждений, где она работала в эти периоды, не соответствовали Списку № 781, эти учреждения осуществляли педагогическую деятельность, что следует из Уставов учреждений и должностные обязанности работников соответствовали нормативным документам, установленным законодательством. Согласно уточняющей справке № 143-ОД от 11.11.2009 г. название Дома детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя менялось неоднократно, но эти изменения носили формальный характер, так как цели, задачи и основные направления работы учреждения для детей оставались неизмененными. В период ее работы в ДЦ «Росток» она работала по совместительству в Ставропольском городском Дворце детского творчества в должности педагога дополнительного образования, что подтверждается справкой № 03-74-к от 11 августа 2009 г. Работа в этой должности даёт право на включение указанного периода в ее педагогический стаж. Неисполнение органами местного самоуправления и другими учредителями образовательных учреждений, предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и не точных наименований образовательных учреждений в нарушении действующего законодательства не должно ограничивать ее законные права на пенсионное обеспечение. Разделом 2 «Наименование должностей» предусмотрена должность «педагог дополнительного образования». Должность «педагог дополнительного образования» и «руководитель кружка» тождественны. Должность «педагог дополнительного образования» ранее именовалась «руководитель кружка» и была переименована в соответствии с приказом Минобразования России от 25 января 1993 г. № 21 одновременно с введением Единой тарифной сетки по оплате труда работников образовательных учреждений. При этом обязанности работников не изменились и соответствовали как до переименования, так и после нормативным документам, установленным законодательством, что даёт право на включение указанных периодов в ее педагогический стаж. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 726 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 пункт 5 в графе «Наименование должностей педагогических работников» был дополнен словом «концертмейстеры», что говорит о том, что работая в данной должности, она выполняла педагогические обязанности, а значит, имеет право на включение указанного периода в ее педагогический стаж. Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж. В соответствии с записью № 10 от 16.09.1987 г. она была назначена не только методистом Дома пионеров, но и руководителем кружка «Сольное пение». Период ее работы в должности руководителя кружка «Сольное пение» подтверждается справкой № 51 от 15.07.2009 г. Исходя из изложенного периоды ее работы с 10.09.1982 г. по 24.08.1983 г. в должности руководителя кружка «Вокальное пение», с 25.08.1983 г. по 15.09.1987 г. в должности руководителя кружка хорового пения, с 16.09.1987 г. по 13.03.1989 г. в должности руководителя кружка «Сольное пение» во Дворце пионеров в городе Капустин - Яр 1 должны быть включены в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. Пенсионный фонд исключил из ее педагогического стажа период работы в должности лаборанта учебной части с педнагрузкой 480 часов с 01.09.1981 г. по 12.01.1982 г. и в должности «лаборанта инструментальной цикловой комиссии» с педагогической нагрузкой 180 часов с 01.04.1989 г. по 31.08.1989 г. (запись в трудовой книжке № 12 от 01.04.1989 г.). В связи с тем, что в указанные периоды она осуществляла педагогические обязанности, а именно: вела часы предмета музыкальное оформление мероприятий и являлась концертмейстером хореографического отделения, эти периоды могут быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Тем более, что до 1 сентября 2000 года педагогическая работа засчитывалась в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии независимо от нагрузки работника. Пенсионный фонд исключил из ее педагогического стажа период работы с 01.09.2000 г. по 05.02.2009 г. в должности заведующего отделом, директора в МОУ ДОД Дом детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя, так как разделом 2 «Наименование должностей» предусмотрена должность заведующего, директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, но учитывается до 01.11.1999 г. Согласно правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений». С учётом ее работы в должности «руководитель кружка» в г. Капустин Яр -1, в Октябрьском районном Доме пионеров г. Ставрополя, в должности музыкального руководителя в Детском центре «Росток» г. Ставрополя, оба эти условия выполняются, что даёт право на зачёт указанного периода в ее педагогический стаж. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установления такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод. Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретённых прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объёме получить полагающуюся пенсию. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. До 1993 года должность "педагог дополнительного образования" именовалась как должность "руководитель кружка". Переименование должности было предусмотрено приказом Минобразования РФ от 25.01.93 № 21. Для включения в стаж для назначения досрочно трудовой пенсии времени работы в должности руководителя кружка необходимо было решение вопроса об установлении тождества должностей "педагог дополнительного образования" и "руководитель кружка", как это предусмотрено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанным постановлением предусмотрено, что тождество должностей педагогических работников, имевших ранее иные наименования, устанавливается Министерством труда России по согласованию с Пенсионным Фондом РФ по представлению Министерства образования Российской Федерации. По имеющимся сведениям Минобразование России неоднократно вносило предложения в Минтруд России об установлении тождества между этими наименованиями должностей, но до настоящего времени по непонятным причинам никаких решений по этому вопросу так и не принято. Вместе с тем, педагогическим работникам, чье право на назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за непринятия нормативного правового акта об установлении тождества нарушается, необходимо знать позицию, высказанную по данной проблеме Конституционным Судом РФ. Несмотря на то, что Конституционный суд РФ отказал заявителям в принятии их жалобы к непосредственному рассмотрению, в своем Определении от 18 июня 2004 г. N 197-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО2 и ФИО3 на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал, что применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции. Кроме того, в связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 года и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Закона при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, дал судам в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следующие разъяснения: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». Кроме того, в связи с согласованием с Министерством труда Российской Федерации разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке для отдельных педагогических работников, для которых они не предусмотрены в разделе "Образование" приложения 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", и необходимостью уточнения других возникающих вопросов по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС приказывает: 4. Привести наименования должностей работников: по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных постановлениями Минтруда России от 10.11.92 NN 30 и 31; по педагогическим и руководящим работникам учреждений и организаций образования в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минобразования России от 11.11.92 г. № 406, и именовать: психологов (практических психологов) педагогами-психологами; инструкторов слуховых кабинетов - учителями-дефектологами; организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в общеобразовательных учреждениях - заместителями директора по воспитательной работе; заведующих учебной частью по общеобразовательным дисциплинам в учреждениях начального профессионального образования - заместителями директора по общеобразовательным дисциплинам; помощников руководителя по хозяйственной работе (части) - заместителями руководителя по административно-хозяйственной работе; руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся - педагогами дополнительного образования. Руководитель кружка, коллектива, должностные обязанности проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне занятия с членами кружка (коллектива) соответствующего профиля. Добивается повышения уровня их знаний и мастерства. Планирует проведение занятий, обеспечивает выполнение учебной программы, принимает участие в методической работе. Проводит отбор и комплектует состав кружка (коллектива). Обеспечивает участие членов кружка (коллектива) в соревнованиях, выставках, концертах и других массовых мероприятиях. Контролирует соблюдение учебной дисциплины членами кружка (коллектива), ведет учет посещаемости занятий. Обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ истица просила суд обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю включить в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей периоды ее работы в должности руководителя кружка хорового пения, руководителя кружка вокального пения, руководителя кружка сольного пения с 10.09.1982 г. по 16.09.1982 г., с 11.10.1982 г. по 13.03.1989 г. в Доме пионеров г. Капустин Яр 1. В должности руководителя кружка в Октябрьском районном Доме пионеров г. Ставрополя с 04.09.1990 г. по 29.01.1991 г., в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении ДЦ «Росток» г. Ставрополя в должности заведующего отделом, директора в МОУ ДОД Дом детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя с 01.09.2000 год по 05.02.2009 г. в должности лаборанта учебной части с педагогической нагрузкой 480 часов с 01.09.1981 г., в должности лаборанта инструментальной цикловой комиссии с педагогической нагрузкой 180 часов с 01.04.1989 г. по 31.08.1989 г. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить пенсию с даты обращения за ней, с 18 мая 2009 года.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2012 года в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по
г. Ставрополю Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии – отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований при проверке законности и обоснованности вынесенного решения судебной коллегией не установлено.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили, что ФИО1 обратилась в Управление ПФР о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением от 18.08.2009 № 177 Управления ПФР ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истицы: с 01.09.1981 г. по 12.01.1982 г. в должности «лаборанта учебной части» с педнагрузкой 480 часов; с 10.09.1982 г. по 16.09.1982 г., с
11.10.1982 г. по 13.03.1989 г. в должности руководителя кружка вокального пения, концертмейстера танцевального кружка, методиста Дома пионеров
г. Капустин-Яр 1; с 04.09.1990 г. по 29.01.1991 г. в должности руководителя кружка в Октябрьском районном Доме пионеров г. Ставрополя; с
01.04.1996 г. по 24.02.1998 г. в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении ДЦ «Росток» г. Ставрополя; с 01.09.2000 г. по 05.02.2009 г. в должности заведующего отделом, директора в МОУ ДОД Дом детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в периоды работы истца до 1993 года, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о возможности установления тождества выполняемых ФИО1 функций, условий и характера ее деятельности в должности "руководитель кружка" и функций педагогических работников по следующим основаниям.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых ФИО1 функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».
При таких данных оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спорных периодов работы ФИО1 в качестве руководителя кружков, суд правомерно не усмотрел.
Кроме того, пункт 2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449 указывает на должность директора, заместителя директора учреждения дополнительного образования детей. При этом Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» регламентируют включение в указанный стаж работу в должности директора, заместителя директора, учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12, и 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 1 ноября 1999 года. Однако спорным периодом работы ФИО1 в указанных должностях является работа с 2000 года по 2009 года.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются правильными, поскольку не противоречат нормам материального права и сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей их правовой оценке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.