Судья Казаков М.В.
Дело № 33-6200/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Савельева А.А., Мехоношиной Д.В.,
при секретаре Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 июня 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Пермского районного суда Пермского края от 27.02.2017 года, которым постановлено:
Требования ФИО1 к Администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Министерству культуры Пермского края о признании отсутствующими обременений земельного участка с кадастровым номером **:1221 в виде нахождения земельного участка в водоохранной зоне реки Усолка, нахождения участка в санитарно-защитной зоне скотомогильника, отнесения участка к объектам археологического наследия – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Савельева А.А., пояснения истца ФИО1, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района ФИО2, представителя ответчика Администрации Пермского муниципального ФИО3 о необоснованности доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании обременений отсутствующими.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1, считает решение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, повторяя доводы искового заявления, дополнительно указал, что судом первой инстанции установлено, что обременений в виде нахождения земельного участка в водоохранной зоне реки Усолка было внесено в государственный кадастр недвижимости 17.03.2010 года, а 12.12.2011 года органом кадастрового учета было принято решение об аннулировании и исключении данных сведений в ГКН. В настоящее время обременение о расположении участка в водоохранной зоне нигде не зарегистрировано, однако в представленной отделом архитектуры информации это указано. Обременение в виде нахождения земельного участка истца в санитарно-защитной зоне скотомогильника в ГКН не зарегистрировано, однако данное обременение зафиксировано в Генеральном плане Култаевского сельского поселения № 29 от 06.02.2014 года и Правилах землепользования и застройки Култаевского сельского поселения № 53 от 09.06.2014 года. Юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса об устранении нарушений прав собственника являются: доказанность лицом владения имуществом на законном основании и нарушение права собственности или законного владения действиями ответчика. Земельный участок не являлся государственной собственностью, поскольку на основании договора купли-продажи от 28.05.2014 года земельный участок был приобретен В. под индивидуальную жилую застройку, сведения о правообладателе внесены в государственный кадастр недвижимости, указаний о наличии обременений и ограничений в документах не имеется. ФИО1 приобрел земельный участок без каких-либо обременений, наложенные ограничения на земельный участок № ** нарушают его права как собственника, а потому нарушенное право подлежит восстановлению.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которых верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора по существу.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 года № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" установлен приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 17.07.2015 года между В. и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **:1221, расположенного по адресу: ****, общей площадью 1260 кв.м.
При заключении договора продавец заявлял, что участок правами других лиц не обременен, не заложен, не продан, не является предметом спора и исков третьи лиц, на участок не наложен арест и он не состоит под запретом.
23.07.2015 года ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права, сведения о наличии ограничений (обременений) в отношении участка в свидетельстве не отражены.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером **:1221 по состоянию на 17.03.2010 года, земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку.
Из справки МКУ "Управление земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района" следует, что земельный участок с кадастровым номером **:1221 частично расположен в водоохраной зоне р. **** и полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны скотомогильника. Основание: Генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 29 от 06.02.2014 года, а также Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения № 53 от 09.06.2014 года.
Из градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером **:1221 частично расположен в водоохраной зоне р. ****, в границах санитарно-защитной зоны скотомогильника.
На основании приказа от 09.07.2015 года Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края установлены границы территории объекта археологического наследия - памятника "Болдино III, селище", а также установлен режим использования территории объекта археологического наследия бессрочно согласно приложению 3 к данному приказу, установлен предмет охраны объекта археологического наследия согласно приложению 4 к данному приказу.
28.09.2016 года проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права - объект культурного наследия № ** на земельный участок с кадастровым номером ** на основании приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.07.2015 года №**.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования к ответчикам Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, администрации Пермского муниципального района не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены к ненадлежащим ответчикам. Истцом не представлено доказательств того, что именно в результате незаконных действий данных ответчиков у него возникли реальные препятствия в пользовании принадлежащим ему недвижимым имуществом.
Судом первой инстанции также установлено, что основанием обременений земельного участка в виде его нахождения в водоохранной зоне р. Усолка и в санитарно-защитной зоне скотомогильника являются Генеральный план Култаевского сельского поселения (утвержденный Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 года № 29), Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (утверждены решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 года № 53), постановление администрации Култаевского сельского поселения от 19.01.2010 № 35. Исковых требований к администрации Култаевского сельского поселения истцом не заявлено.
Районным судом установлено, обременение в виде нахождения земельного участка с кадастровым номером ** в водоохраной зоне р. **** было внесено в государственный кадастр недвижимости 17.03.2010 года как часть земельного участка с кадастровым номером **:1221 (за счет образования двадцати четырех земельных участков и частей путем раздела земельного участка с кадастровым номером **:16), был установлен особый режим использования земли.
12.12.2011 года органом кадастрового учета принято решение об аннулировании и исключении данных сведений из Государственного кадастра недвижимости.
В настоящее время обременение в виде нахождения земельного участка в водоохранной зоне р. Усолка нигде не зарегистрировано.
Судом установлено, что собственником скотомогильника в настоящее время является Пермский край, что подтверждается решением Арбитражного суда Пермского края от 05.04.2016 года.
Обременение в виде нахождения земельного участка истца в санитарно-защитной зоне скотомогильника в государственном кадастре недвижимости не зарегистрировано, вместе с тем, данное обременение зафиксировано в Генеральном плане Култаевского сельского поселения (утвержденном Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 года № 29), Правилах землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 года № 53). Данная информация является общедоступной, в том числе размещена в сети Интернет.
Информация о санитарно-защитной зоне скотомогильника зафиксирована в Генеральном плане Култаевского сельского поселения, однако установлена данная зона гораздо ранее.
При этом, даже начиная с даты отражения этих сведений в Генеральном плане, судом первой инстанции отмечено, что истец, приобретая земельный участок в 2015 году, уже приобрел его с имеющимся обременением.
Суд первой инстанции, установив факт, что данное обременение не зарегистрировано в государственном кадастре недвижимости, пришел к выводу, что это не свидетельствует об отсутствии обременения, наличие сведений о данном обременении в общедоступных источниках свидетельствует о том, что при приобретении земельного участка ФИО1 не была проявлена достаточная степень заботливости и осмотрительности, не проверено наличие возможных обременений земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что объект археологического наследия "Болдино, III, Селище" открыт в 1992 году, на основании распоряжения губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения" указанный объект наследия включен в государственные списки охраняемых памятников истории и культуры.
Сведения о границах территории объекта археологического наследия включены в исходную редакцию Схемы территориального планирования Пермского муниципального района, утвержденную в 2010 году.
Границы территории объекта археологического наследия "Болдино, III, Селище" утверждены приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.07.2015 года № **.
Из Приложения 3 к приказу Министерства культуры Пермского края от 09.07.2015 года следует, что на территории объекта археологического наследия разрешается: проведение земляных, строительных, работ при условии обеспечения сохранности памятника; хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям обеспечения сохранности памятника и позволяющая обеспечить функционирование памятника в современных условия.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, пришел к правильному и обоснованному выводу, что доказательств того, что истец не имеет возможности реализовать свои правомочия собственника земельного участка в связи с установленным ограничением, истцом суду не представлено, заявляя исковые требования о признании отсутствующим обременения земельного участка, истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ обязан доказать, что действиями ответчика Министерства культуры Пермского края нарушаются его права владения и пользования объектом недвижимости, обременение - объект археологического наследия "Болдино, III, Селище" - права истца не нарушает, не противоречит действующему законодательству, установлено в интересах всего общества.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами. Пунктом 2 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий охраны памятников истории и культуры, археологических объектов. Согласно ч. 4 данной нормы Закона ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Также содержанием п. 1 ч. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения отнесены земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Частью 3 ст. 99 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Исходя из изложенного, установление в отношении принадлежащего истцу земельного участка ограничений (обременении) и запретов в использовании, в соответствии с правовыми режимами использования земель и земельных участков, установленных распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 года № 713-р "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения", приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 09.07.2015 года № **, не противоречит действующему земельному законодательству.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 27.02.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: