ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6207/12 от 31.05.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело №<...>

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2012 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего Алексеенко О.В.,

судей: Абубакировой Р.Р., Батршиной Ю.А.,

с участием прокурора Ишбулатовой Е.И.,

при секретаре Гареевой И.Р.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Салават РБ на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора г.Салават в интере­сах неопределенного круга лиц к государственному учреждению Управление внутренних дел г.Салавата, Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел Республики Башкортостан о приостановлении дея­тельности следственного изолятора временного содержания - отказать.

Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Салават обратился в суд с иском в интере­сах неопределенного круга лиц к государственному учреждению Управление внутренних дел г.Салавата, Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел Республики Башкортостан, мотивируя тем, что прокуратурой города Са­лават проведена проверка изолятора временного содержания при ГУ УВД г.Салават, в ходе которой был выявлен ряд нарушений условий содержания задержанных: ИВС не имеет следующих помещений (Свод правил СП 12-95): ком­ната психологической разгрузки - 26 кв.м., класс службы - 16 кв.м., аппарат­ная - 6 кв.м., две кабины-бокса по 0,9*1,2 метра при комнате обыска, сани­тарный пропускник с пароформалиновой электрической дезинфекционной камерой, карцер на 1 человека, комната адвокатов 12 кв.м. В связи с чем, лица, поступающие в ИВС не проходят санитарную обработку, одежда и постельные принадлежности не проходят обработку в дезинфекционной каме­ре. В виду отсутствия душевой комнаты, на момент проверки которая не эксплуатировалась из-за отсутствия надлежащей вытяжной вентиляции, в ИВС подозреваемые и обвиняемые лишены возможности еженедельной помывки и стирки личных нательных вещей; в камерах №<...> отсутствует санитарный узел, вместо них установлены ведра; ремонт в камерах ИВС не проводится, потолки, стены не побелены, грязные (изрисованы и обшарпаны); раздаточная для раскладки пищи совмещена с моечной комнатой, чем нарушены требования (п. 5.1 СП 2.3.6 1079.01); в камерах отсутствует система подачи горячей воды; условия приватности санузлов в камерах не соблюдаются; подозреваемые и обвиняемые не в полном объеме обеспечиваются: постельным бельем из расчета на 1 человека - 2-мя простынями и наволоч­кой, полотенцем; нарушаются требования пожарной безопасности, электропроводка, электрооборудование в общем коридоре и в помещении моечной, смонтированы с нарушением ПУЭ. На лестницах отсутствуют ограждения с перилами; материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в ИВС, не со­ответствует требованиям ст.23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и положениям главы 5 ПВР: в камерах 7 и 11 отсутствуют скамейки, камеры №<...> и №<...> не оборудованы не­обходимым количеством прикроватных тумб, камеры №<...> не оборудованы радиоточками, в камере №<...> размер спального места не соответствует установленным размерам, полы в камерах не соответствуют требо­ваниям п.п. 407 и 412 приказа МВД РФ №140 дсп - 2006; при лимите наполнения ИВС в 52 человека в 11 камерах установлено в общей сложности 74 спальных места.

Выявленные нарушения приводят к нарушению прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания г.Салават и представляют угрозу для их жизни и здоровья. В связи с чем, прокурор просил приостановить деятельность изолятора временного содержания до устранения выявленных нарушений федерального законодательства.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

Не соглашаясь с решением суда, прокурор в апелляционном представлении просит решение отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что судом не в полной мере исследованы доводы истца о том, что в ИВС нет комнаты психологической разгрузки, класс службы, аппаратная, 2 кабины-бокса при комнате обыска, санитарный пропускник, карцер на 1-го человека, комната адвокатов, отсутствуют душевая комната, в камерах №<...> отсутствует санузел, ремонт в камерах не проводится, потолки, стены не побелены. Подозреваемые и обвиняемые не в полной мере обеспечиваются постельным бельём. Электропроводка, электрооборудование в общем коридоре и в моечной смонтированы с нарушением требований пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камерах не соблюдается.

Отделом Министерства Внутренних дел России по г.Салават подано возражение на апелляционное представление прокурора г.Салават РБ, мотивированное тем, что решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, судом в полном объеме были исследованы доводы истца, оценка которым дана в решении.

Выслушав прокурора Ишбулатову Е.И., поддержавшую представление, представителей Отдела МВД России по г.Салават Гумерову Г.Р., Мохову Д.М., согласившихся с решением суда,проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционного представления, а также возражение ответчика, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В силу положений ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Закон) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ принципами и нормами международного права, а так же международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемыми обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Статьей 9 Закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Кроме того, в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, могут содержаться подозреваемые и обвиняемые в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел РФ.

На основании ст. 15 закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее по тексту - Правила).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Аналогичные требования закона установлены приказом МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

В соответствии с ч.1 ст.24 ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Как следует из материалов дела прокуратурой города Салават Республики Башкортостан была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы содержания подозреваемых, обвиняемых изолятора временного содержания (ИВС) при ГУ УВД г.Салават РБ, который расположен в полуподвальном помещении четырехэтажного кирпичного здания отдела МВД России по г.Салават, построенного в 1972 году, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <...> В ходе проверки выявлены нарушения, указанные в исковом заявлении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, акта от <...> года, в период с <...> года по <...> года проведен капитальный ремонт ИВС при ГУ УВД г.Салават РБ на основании государст­венного контракта, заказчиком которого выступил Отдел организации капи­тельного строительства МВД по РБ. В ИВС расположены помещения, предусмотренные Сводом правил СП №12-95, в том числе комната психологиче­ской разгрузки, класс службы, аппаратная, две кабины-бокса по 0,9 * 1,2 мет­ра при комнате обыска, карцер на 1 человека, комната адвокатов, с соблюде­нием установленных размеров площади помещений.

Ремонт в камерах ИВС проведен, потолки, стены побелены, чистые, то есть соответствуют установленным законом требованиям. Раздаточная для раскладки пищи разделена от душевой комнаты, что также не нарушает установленные требования нормативных актов.

Стены приватности санузлов установлены во всех камерах ИВС. По­дозреваемые и обвиняемые обеспечены постельным бельем из расчета на 1 человека - 2-мя простынями и наволочкой; полотенцем и столовыми прибо­рами в необходимых количествах по лимиту наполняемости.

Электропроводка, электрооборудование в общем коридоре и в поме­щении моечной, смонтированы с соблюдением правил противопожарной безопасности. На лестницах имеются ограждения с перилами, в соответствии с требованиями п. 6.28 СНиП 21.01-97 и ст. 89 ФЗ-123.

Каждая из одиннадцати камер, в соответствии с требованиями Правил внут­реннего распорядка, оборудована шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, столами и скамейками по лимиту наполняе­мости. Дополнительно в камерах установлены прикроватные двухсекцион­ные тумбы. В каждой камере изолятора спальные места соответствуют установлен­ным размерам 1,9*0,7 м. Полы во всех камерах с деревянным покрытием, что также соответствует ус­тановленными требованиям. Норма санитарной площади соблюдается. Количество спальных мест соответствует лимиту наполнения изолятора в количестве на 52 человека.

Следовательно, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными и не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку имевшие место нарушения устранены.

Судом установлено, что часть выявленных нарушений была устранена, в то же время имеются нарушения условий содержания лиц, находящихся в ИВС, которые не были устранены и не могут быть устранены в силу того, что ИВС находится в подвальном помещении, непригодном для размещения ИВС, не имеет достаточных площадей, а также в связи с отсутствием финансирования для приобретения дорогостоящего оборудования.

Руководство УВД решает вопросы, связанные с отсутствием дезкамеры, заключением договоров с предприятиями города, имеющими дезкамеры, на оказание услуг предоставлением горячей воды в камеры по требованию и т.д.

Согласно акту от <...> года, санитарная обработка лиц, поступаю­щих в изолятор, производится в двух душевых комнатах изолятора, которые находятся в рабочем состоянии, одежда и постельные принадлежности про­ходят обработку в ООО «Салаватской городской прачечной», что подтверждается дого­вором №<...> от <...> года на оказание услуг по стирке и дезинфекции одежды и постельных принадлежностей. Подозреваемые и обвиняемые имеют возможность еженедельной помывки и стирки личных нательных ве­щей.

Из акта также следует, что во всех камерах имеются умывальники с холодной проточной водой, дежурными сотрудниками ИВС выдается по первому требованию горячая вода, для чего в ИВС имеется кипятильник непрерывного действия.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что в камерах под №<...> отсутствуют унитазы, в связи с чем, ли­ца, содержащиеся в указанных камерах, выводятся в туалеты, расположен­ные в коридоре изолятора. В связи с запретом их вывода из камер в ночное время, в камерах установлены ведра - туалеты, которые ежедневно обрабаты­ваются дезинфицирующими растворами (л.д.94-95), что также оспаривается прокурором в апелляционном представлении. Однако данные доводы не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку данные обстоятельства соответствуют требованиям п.п. 143-144 Наставления по служебной деятельности ИВС ОВД, подразделений конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД РФ №<...> от <...> года.

При таких обстоятельствах, актом от <...> года подтверждено выполнение большинства выявленных нарушений.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора о приостановлении деятельности ИВС, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ч.2 ст.1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приостановление деятельности ИВС будет противоречить общественным интересам, и исполнение решения о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных в нем нарушений может вызвать затруднения, может парализовать работу правоохранительных и судебных органов, привести к нарушению требований уголовно-процессуального законодательства, ограничить доступ лиц, содержащихся под стражей, к правосудию.

Истцом не представлено доказательств того, что эксплуатация ИВС причиняет вред содержащимся в нем лицам, а также может причинить такой вред в будущем. Прокурором лишь приведены примеры отдельных недостатков в деятельности ИВС, которые устранимы и не могут служить основанием для приостановления его деятельности.

Доводы апелляционного представления о том, что суд необоснованно отказал в приостановлении деятельности ИВС не могут быть приняты во внимание, по вышеизложенным основаниям.

Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основаны на надлежаще исследованных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная правовая оценка которым дана в решении.

Судебная коллегия нарушений гражданско-процессуальных норм или неправильное применение норм материального права, влекущих отмену или изменение решения по делу, не усматривает, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Салават Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Алексеенко

Судьи: Р.Р. Абубакирова

Ю.А. Батршина

Справка: судья Габдрахманов Р.Р.