ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6208/2022 от 05.10.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

В окончательной форме изготовлено 5 октября 2022 года

Судья Барышева В.В.

Дело № 33-6208/2022

УИД 76RS0014-01-2022-002190-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Задворновой Т.Д.,

судей Фокиной Т.А., Суринова М.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артюшовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

4 октября 2022 года

гражданское дело по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 3 августа 2022 года, которым постановлено:

«Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области ИНН <данные изъяты> КПП <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты> предоставить Андрееву Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт <данные изъяты> выдан УМВД России по Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения <данные изъяты>, на территории г. Рыбинск Ярославской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м.

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ИНН <данные изъяты> КПП <данные изъяты> ОГРН <данные изъяты> в пользу Андреева Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, паспорт <данные изъяты> выдан УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 760-007 расходы на уплату государственной пошлины 300 руб., почтовые расходы в размере 312,08 руб., а всего взыскать 612,08 руб.»

Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия

установила:

Андреев Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Андреев Р.В. обратился в суд с иском к ДИЗО Ярославской области, в котором просил предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Ярославской области. В обоснование исковых требований указано, что Андреев Р.В. является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения за счет средств областного бюджета. До настоящего времени гарантированное истцу законом право на получение жилого помещения не реализовано.

Судом принято вышеуказанное решение суда, с которым не согласен департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав возражения Андреева Р.В., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба оснований к отмене решения не содержит и удовлетворению не подлежит.

В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, ссылаясь на нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указывает на то, что не исключается установление очередности при обеспечении жильем данной категории лиц – с учетом даты подачи заявления и включения в список, внеочередное или первоочередное предоставление жилья законом не предусмотрено. Принятое по настоящему делу решение суда влечет обязанность департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить истцу жилье без учета даты включения его в список, чем нарушаются права других детей-сирот, включенных в список ранее истца, имеющих аналогичное право, а это не соответствует закону.

С указанными доводами согласиться нельзя с учетом следующего.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В пунктах 1-3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 указанной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст.8 вышеназванного Федерального закона.

В Список включаются лица, указанные в абз.1 пункта 1 ст.8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

В силу пункта 7 ст.8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 пункта 1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8, ни иные статьи названного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 ст.8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и т.п.). По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Закон Ярославской области от 9 ноября 2007 года № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» не может устанавливать очередность при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями. На основании ч.5 ст.76 и ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относятся социальная защита и жилищное законодательство, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применению подлежит федеральный закон.

Из материалов дела следует, что Андреев Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом департамента образования Ярославской области от 9 августа 2018 года № 23-жс он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При включении истца в указанный список учитывалось то обстоятельство, что несовершеннолетний Андреев Р.В. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении истцу принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности, сособственником <данные изъяты> доли является мать Андреева Р.В., лишенная родительских прав. Заключением межведомственной комиссии от <данные изъяты> года № <адрес> признана непригодной для проживания. По указанным причинам проживание истца в данном жилом помещении невозможно. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя другого жилого помещения не является.

В настоящее время жилищные условия истца не изменились по сравнению с теми, какие были на момент включения его в список. Поэтому основания для обеспечения Андреева Р.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда не отпали. Право истца на обеспечение жилым помещением ответчиком по существу не оспаривается.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.

Ссылка ответчика на то, что удовлетворение искового заявления приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в список ранее Андреева Р.В. и имеющих аналогичное с ним право, не может быть основанием для отказа в иске, поскольку в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При отсутствии в Федеральном законе указания на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных жилых помещений в порядке очередности в удовлетворении иска Андреева Р.В. не может быть отказано.

Довод апелляционной жалобы о том, что вопрос приобретения жилого помещения для предоставления его истцу по договору социального найма относится к компетенции департамента строительства Ярославской области, основанием к отмене решения не является.

Проанализировав Положение о департаменте строительства Ярославской области, утвержденное Постановлением администрации Ярославской области от 20 марта 2007 года № 94 и Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденное Постановлением администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года № 116, в их действующей редакции судебная коллегия полагает, что предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилищного фонда является компетенцией департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно возложил на него обязанность по предоставлению истцу жилого помещения. То обстоятельство, что приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции департамента строительства Ярославской области основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований не является, поскольку принятие решений о предоставлении специализированного жилищного фонда Ярославской области и заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда находится в ведении департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

По изложенным основаниям апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ярославля от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи