Судья (ФИО)4(номер) (2-2397/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей Беспаловой В.В., Солониной Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, судебных расходов по оплате государственной пошлины,
по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО2 на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО1, ФИО3 о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, судебных расходов по оплате государственной пошлины - удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам на капитальный ремонт с 27.11.2017г. по 31.03.2020 в размере 9 036,90руб., пени с 27.11.2017г. по 29.02.2020 в размере 1 824,09 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 434,44 руб.
Взыскать с ФИО1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов пени в размере 1/300 рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга 9 036,90 руб. за период с момента вступления решения в законную силу по день фактической уплаты задолженности.
Взыскать с ФИО3 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам на капитальный ремонт с 27.11.2017г. по 31.03.2020 в размере 18 073,80 руб., пени с 27.11.2017г. по 29.02.2020 в размере 3 648,18 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 851,66 руб.
Взыскать с ФИО3 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов пени в размере 1/300 рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга 18 073,80 руб. за период с момента вступления решения в законную силу по день фактической уплаты задолженности».
Заслушав доклад судьи Солониной Е.А., судебная коллегия
установила:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, судебных расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование иска указал, что истец является региональным оператором в г. Сургут. Ответчики являются собственниками объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. . Постановлением Администрации города Сургута № от 09.07.2014г. определен способ формирования фонда капитального ремонта в отношении вышеуказанного дома на региональном счете оператора некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов». Ответчикам ежемесячно начислялись взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с направлением платежных поручений. Ответчики обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт не исполняют, размер задолженности за период с 01.06.2016 по 31.03.2020 составляет 44 539 руб. 04 коп., размер пени с 10.12.2016 по 29.02.2020 - 6 117 руб. 06 коп. Просит взыскать с ответчиков в пользу истца задолженность по взносам на капитальный ремонт с 01.06.2016 по 31.03.2020 в размере 44 539 руб. 04 коп., пени за период с 10.12.2016 по 29.02.2020 - 6 117 руб. 06 коп., пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической уплаты, за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга за период с момента вступления в законную силу решения суда по день фактической уплаты задолженности, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 888 руб. 53 коп. Взыскание производить согласно доли в праве, принадлежащим ответчикам, поскольку ФИО1 принадлежит 1/3 доля в праве собственности, ФИО3 - 2/3 доли в праве собственности.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчики в судебном заседании не участвовали, извещались надлежащим образом по месту регистрации, суду предоставили возражения, согласно которому исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подано с нарушением норм ГПК РФ. Кроме того указывают, что истцом пропущен срок исковой давности.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционных жалобах ФИО1, ФИО2 просят решение отменить, исковое заявление оставить без рассмотрения. В обоснование апелляционных жалоб указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Согласно информации, размещенной в ГИС ЖКХ решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома 41 по ул. 30 лет Победы в г. Сургуте на счете регионального оператора было принято 28.05.2018. Указанная информация и Постановление №3875 от 28.05.2018 размешены в ГИС ЖКХ 18.12.2018г. В соответствии с действующими нормативными актами, обязанность по уплате взносов могла возникнуть у ответчиков не ранее размещения в системе ГИС ЖКХ названного решения. Многоквартирный дом по ул. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г., в связи с чем, не был и не мог быть включен в региональную программу капитального ремонта при её утверждении. Полагают, что требования о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт за периоды с декабря 2018 г. по 31.03.2020 г., пени по 29.02.2020 г., требования о взыскании пени за период с момента вступления в законную силу решения суда по день фактической уплаты, также не подлежали удовлетворению по причине неисполнения истцом обязанности по предоставлению собственникам платежных документов. Вывод суда о взыскании с ответчиков пени за период с 27.11.2017 по 29.02.2020 в размере 5472 руб. 27 коп. сделан с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование взыскания указанной суммы пени суд сослался на расчет задолженности истца, и определил вышеуказанную сумму пени путем простого вычитания из заявляемой истцом общей суммы пеней сумму пени, указанную в расчете по состоянию на 30.11.2017. Суд, взыскал, в том числе, пени за период с 30.11.2017 по 29.02.2020 на сумму, начисленную за периоды до 30.11.2017, в отношении которых отказал в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности. Считают, что в соответствии с абз. 4 ст. 222 ГПК РФ исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения, поскольку полномочия лица, подписавшего исковое заявление, не подтверждены доверенностью. Имеющаяся в материалах дела копия с копии доверенности надлежащим доказательством полномочий представителя не является.
В возражениях Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов просит решение суда оставить без изменения, апелляционный жалобы – без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 принадлежит доля в праве общей долевой собственности, на квартиру, расположенную по адресу: ХМАО-Югра, г. . Ответчику ФИО2 доли в праве собственности на указанную квартиру.
Согласно расчету истца, ответчики не исполняют обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт, размер задолженности за период с 01.06.2016 года по 31.03.2020 года составляет 44 539 руб. 04 коп. Размер задолженности ФИО1 согласно доли в праве составляет 14 846 руб. 35 коп., размер задолженности ФИО2 составляет 29 692 руб. 69 коп.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Разрешая возникший спор, руководствуясь ст. ст. 153, 154, 155, 158, Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчики, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. , должны были своевременно и в полном объеме вносить плату за взносы на капитальный ремонт, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что на ответчиках лежит обязанность по погашению образовавшейся перед истцом задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчиков задолженности по взносам на капитальный ремонт, пени за период начиная с 27.11.2017 года, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 указанного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 этого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 указанного Кодекса.
Как следует из части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 Жилищного кодекса РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013) устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и требований к ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 01.07.2013 N 54-оз (в ред. на 01.07.2013 года) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 1 января 2014 года.
Законом ХМАО - Югры от 29.10.2015 N 111-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области регулирования жилищных отношений» внесены изменения в Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 N 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», статья 5 дополнена пунктами 3 и 4 следующего содержания: «3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения окружной программы капитального ремонта и включенном в окружную программу капитального ремонта при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты ввода этого многоквартирного дома в эксплуатацию начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пятилетнего срока эксплуатации этого многоквартирного дома. 4. В случае выявления многоквартирного дома, ранее не включенного в окружную программу капитального ремонта по причине непредставления о нем сведений в уполномоченный исполнительный орган государственной власти, определенный Правительством автономного округа, и включаемого в окружную программу капитального ремонта при ее актуализации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в этом многоквартирном доме по истечении пяти месяцев с даты включения такого многоквартирного дома в окружную программу капитального ремонта начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована актуализированная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом».
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2013 N 568-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, информация о которой опубликована 31.12.2013 на официальном портале органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в сети Интернет.
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 11.12.2015 N 459-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года N 568-п «О Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» внесены изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2013 года N 568-п «О Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», многоквартирный дом №41 по улице 30 лет Победы в городе Сургуте включен в региональную программу капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом №41 по улице 30 лет Победы в городе Сургуте введен в эксплуатацию 30 сентября 2013 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) и включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации 11 декабря 2015 года, связи с чем, к указанным правоотношениям подлежат применению положения части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения окружной программы капитального ремонта и включенном в окружную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты ввода этого многоквартирного дома в эксплуатацию начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пятилетнего срока эксплуатации этого многоквартирного дома, то есть установленный пунктом 3 статьи 5 Закона ХМАО-Югры от 01.07.2013 N 54-оз (в редакции изменений внесенных Законом ХМАО - Югры от 29.10.2015 N 111-оз).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов о взыскании задолженности за период с октября 2018 года по 31.03.2020 года, что составляет сумму 17 428 руб. 32 коп. (с ФИО2 в размере 11 618 руб. 88 коп., с ФИО1 – 5 809 руб. 44 коп.), пени за период с 10.11.2018 года по 29.02.2020 года в размере 782 руб. 17 коп. (с ФИО2 в размере 521 руб. 45 коп., с ФИО1 – 260 руб. 72 коп.).
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера подлежащей взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт до 17 428 руб. 32 коп., пени до 782 руб. 17 коп., расходов по оплате государственной пошлины до 728 руб. 42 коп.
В остальной части решение суда законно и обосновано, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2021 год изменить в части размера задолженности по взносам на капитальный ремонт, пени и расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с ФИО1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам на капитальный ремонт с октября 2018 года по 31.03.2020 года в размере 5 809 рублей 44 копейки, пени с 10.11.2018 года по 29.02.2020 года в размере 260 рублей 72 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 242 рубля 81 копейку.
Взыскать с ФИО1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов пени в размере 1/300 рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга 5 809 рублей 44 копейки за период с момента вступления решения в законную силу по день фактической уплаты задолженности.
Взыскать с ФИО2 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов задолженность по взносам на капитальный ремонт с октября 2018 года по 31.03.2020 года в размере 11 618 рублей 88 копеек, пени с 10.11.2018 года по 29.02.2020 года в размере 521 рубль 45 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 485 рублей 51 копейку.
Взыскать с ФИО2 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов пени в размере 1/300 рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты за каждый день просрочки, начисленные на сумму долга 11 618 рублей 88 копеек за период с момента вступления решения в законную силу по день фактической уплаты задолженности.
В остальной части решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 марта 2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 05.10.2021 года.
Председательствующий | Иванова И.Е. |
Судьи | Беспалова В.В. Солонина Е.А. |