АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-6222/2017
Судья Власенко А.П.
03 августа 2017 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего: Авериной Е.Г.
судей: Рошка М.В., Гоцкалюка В.Д.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, Войсковая часть 81415 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 20 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора - войсковая часть 32015 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Войсковой части 81415 в лице командира Войсковой части 81415 об обязательстве совершить определенные действия,
установила:
07.02.2017 г. Военный прокурор - Войсковой части 32015 обратился в суд с иском, с учетом уточненных требований просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» обеспечить финансирование Войсковой части 81415 денежными средствами для организации и проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством; обязать войсковую часть 81415 в лице командира части в трехмесячный срок провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценки условий труда в отношении рабочего места: психолога – 1 единица.
Исковые требования обоснованы тем, что военной прокуратурой была проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 81415 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. В результате данной проверки установлено, что войсковая часть 81415 входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части 81415 является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала на основании заключенных с ними трудовых договоров. Воинская часть 81415 сформирована с 01.04.2014, 01.12.2014 года введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочего места психолога -1 единица.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с данным иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 20 апреля 2017 года иск удовлетворен.
На Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» возложена обязанность организовать в Войсковой части 81415 специальную оценку условий труда в отношении рабочего места психолога – 1 единица, в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
На Войсковую часть 81415 в лице командира части возложена обязанность провести специальную оценку условий труда в отношении рабочего места психолога – 1 единица, в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с указанным решением суда Министерством обороны Российской Федерации, командиром войсковой части 81415 поданы апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации мотивированы тем, что материалы дела не содержат фактов обращения граждан с заявлениями о нарушении их прав. Указывает, что в соответствии с положениями №426- ФЗ специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Кроме того, не доказаны факты нарушения интересов неопределенного круга лиц.
В качестве доводов в апелляционной жалобе представитель войсковой части 81415 указывает на то, что Войсковая часть 81415 не является юридическим лицом, а лишь структурное подразделение Южного Военного Округа Министерства обороны Российской Федерации и входит в состав Черноморского Флота. Финансовое обеспечение войсковой части осуществляется установленным порядком довольствующим финансовым органом - 6 финансово-экономической службой Черноморского Флота. Войсковой частью проведен комплекс мероприятий по исполнению требований Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Ранее войсковой частью также неоднократно направлялись сведения по проведению специальной оценки условий труда для включения в бюджетную заявку о потребности финансирования проведения специальной оценки условий труда гражданского персонала. Войсковая часть 81415 в лице командира войсковой части не уполномочено от имени Министерства обороны Российской Федерации заключать гражданско-правовые договоры с юридическими лицами. Согласно разъяснений Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через Федеральное казенное управление, являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств. Кроме того, возложение обязанности по проведению специальной оценки условий труда с указанием сроков ее проведения противоречит части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Военным прокурором – войсковой части 32015 поданы возражения на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав докладчика, представителей ответчиков ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалоб, представителя истца ФИО3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой - войсковая часть № 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч № 81415 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Прокурором установлено, что войсковая часть 81415 сформирована с 01 апреля 2014 года и с этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочее место психолога - 1 единица.
Из объяснения командира войсковой части 81415 военному прокурору в/ч 32015, а также сообщения ФКУ «Управление Черноморского флота» усматривается, что денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в Войсковой части 81415 не выделялись.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Войсковая часть 81415 входит в состав Черноморского флота.
Командир войсковой части 81415 является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала (работника) на основании заключенных с ним трудовых договоров.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 81415, в результате которого нарушены трудовые права психолога – 1 единица.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания в/ч 81415 также несет и федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве Обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. №1082, Министерство Обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству Обороны Российской Федерации организаций. Согласно п.45 Данного Положения, Министерство Обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора к ФКУ «Управление Черноморского флота», командиру войсковой части 81415, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 81415, возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в данной войсковой части, законными и правомерными.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу ч. 6 ст. 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, не может являться основанием для отмены решения суда.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.
Положения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. Частью 4 ст. 27 данного Закона установлено, что в случае если до дня вступления его в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Вышеуказанное, так же, опровергает доводы апеллянта о том, что срок проведения ответчиками аттестации данных рабочих установлен до 31 декабря 2018 года.
Иные доводы апелляционных жалоб, которые касаются существа судебного решения, не могут быть отнесены к основаниям для его изменения или отмены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 20 аперля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации, представителя войсковой части 81415 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: