Судья Захаров Р.П. дело № 33-6222/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2018 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Куденко И.Е.,
при секретаре Савельевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Новоаннинского района» к ФИО1 о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, процентов за пользование чужими денежными средствами
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 23 января 2018 года, которым исковые требования государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Новоаннинского района» удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., пояснения представителя истца государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Новоаннинского района» ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Новоаннинского района» (далее – ГКУ «ЦЗН Новоаннинского района», учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика в пользу учреждения сумму бюджетных средств по договору от 21 августа 2015 года в размере 58800 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 февраля 2017 года по день подачи иска – 4399 рублей 14 копеек.
В обоснование требований указало, что 8 сентября 2015 года ФИО1 была зарегистрирована в качестве безработного (ищущего работу). 12 ноября 2015 года ответчику по договору № № <...> от 21 августа 2015 года была предоставлена финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица в размере 58800 рублей. При проведении проверки подлинности документов, предоставленных ФИО1 для подтверждения целевого использования финансовой помощи, были выявлены нарушения: в бизнес-план включены расходы на аренду и регистрацию индивидуального предпринимателя в налоговом органе, предоставлены отчетные документы на общую сумму 35073 рубля, отсутствуют документы, подтверждающие оплату арендных платежей на сумму 18000 рублей, приобретение тумбы, пылесборника, стерилизатора, в личном деле содержатся документы, подтверждающие приобретение оборудования, не предусмотренного бизнес-планом. Полагало, что поскольку ответчиком не представлено документального подтверждения целевого использования единовременной финансовой помощи на приобретение товаров, предусмотренных бизнес-планом, денежные средства подлежат возврату.
Суд постановил указанное выше решение, взыскал с ответчика в пользу учреждения сумму бюджетных средств по договору от 21 августа 2015 года в размере 58800 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 февраля 2017 года по день подачи иска – 4399 рублей 14 копеек, в доход муниципального бюджета государственную пошлину – 2095 рублей 97 рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционную инстанцию ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО4 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях истца, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно под. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
По правилам ч. 2 ст. 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 года № 171-п утвержден Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее – Порядок).
Положениями п.п. 11, 16 Порядка предусмотрено, что предоставление финансовой помощи осуществляется на основании договора о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, заключенного между ГКУ ЦЗН и безработным гражданином. Финансовая помощь предоставляется на оплату указанных в бизнес-плане затрат, в том числе на приобретение оборудования, основных средств, оплату аренды помещений, текущий и (или) капитальный ремонт нежилых помещений, приобретение и сопровождение программного обеспечения, производство, размещение и распространение рекламы, получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификацию продукции, а также на другие затраты, связанные с организацией предпринимательской деятельности.
Из п. 19 Порядка следует, что подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
В соответствии с п. 23 Порядка финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременного представления указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, в случае непредставления, неполного или несвоевременного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положения п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года № 42-ФЗ, вступившие в силу с 1 июня 2015 года, устанавливали, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Положения п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 315-ФЗ, вступившие в силу с 1 августа 2016 года, определили, что размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21 августа 2015 года между ГКУ «ЦЗН Новоаннинского района» и ФИО1 был заключен договор № № <...> о предоставлении за счет средств областного бюджета ответчику финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица в размере 58800 рублей (п.п. 1.1., 2.2.2.).
По условиям данного договора гражданин обязуется организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом, согласованным с центром, и осуществлять ее не менее 12 месяцев с даты внесения сведений ЕГРИП о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2.1.2.), использовать предоставленную финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4. договора (п. 2.1.3.), представить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п. 2.2.2. договора, в срок не позднее 3-х месяцев со дня поступления финансовой помощи на лицевой счет гражданина (п. 2.1.4.). В случае нарушения условий, предусмотренных пп. 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4. (одним из этих пунктов) договора, выделенная финансовая помощь подлежит возврату в центр в полном объеме (п. 3.2).
Для предоставления субсидии ФИО1 был составлен бизнес- план, согласно которому денежные средства должны были быть израсходованы на приобретение: стола стоимостью 9000 рублей, тумбы – 4000 рублей, стула для мастера – 4500 рублей, стула клиента – 1500 рублей, пылесборника – 3000 рублей, стерилизатора – 2500 рублей, лампы на стол – 800 рублей, лампы для геля – 3200 рублей, машинки для обработки кутикул – 10000 рублей, расходных материалов (кисточек, пилочек, типсов, гелей, лаков, блесков, наклеек и др.) – 4500 рублей, аренды помещения – 15000 рублей, регистрация индивидуального предпринимателя – 800 рублей.
12 ноября 2015 года 58800 рублей были перечислены ответчику в полном объеме.
ФИО1 в ГКУ «ЦЗН Новоаннинского района» в подтверждение целевого использования финансовой помощи представлены документы на общую сумму 35073 рубля о приобретении: стола маникюрного, стула для мастера, стула для клиента, лампы настольной, лампы уф, дрели маникюрной, пилок (30 единиц), щипчиков (2 единицы), маникюрного набора, геля камуфляжного (7 единиц).
Ответчиком не были представлены документы, подтверждающие фактическую оплату арендных платежей в рамках договора аренды от 1 января 2016 года № 1 на сумму 18000 рублей, а также документы, подтверждающие приобретение тумбы, пылесборника, стерилизатора.
Вместе с тем ответчиком учреждению представлены документы о приобретении оборудования, не предусмотренного бизнес-планом, в частности, подставки для стола, чемодана для выезда, на общую сумму 6200 рублей.
Кроме того, расходы, связанные с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не входят в перечень видов расходов, определенных п. 19 Порядка, в связи с чем они включены в бизнес-план в нарушение установленного Порядка.
Таким образом, ФИО1 нарушены условия, предусмотренные п.п. 2.1.3., 2.1.4. договора № № <...> от 21 августа 2015 года.
В связи с нарушением данных условий договора ответчик обязана была в соответствии с п. 3.2. договора и п. 23 Порядка возвратить учреждению выделенную финансовую помощь в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления истцом письменного требования.
27 ноября 2017 года истец направил ответчику уведомление о расторжении договора и возврате единовременной финансовой помощи, однако денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.
В связи с невозвратом денежных средств истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21 февраля 2017 года по день подачи иска – 4399 рублей 14 копеек.
Принимая во внимание изложенное выше, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу учреждения суммы бюджетных средств по договору от 21 августа 2015 года – 58800 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 февраля 2017 года по день подачи иска – 4399 рублей 14 копеек, с чем судебная коллегия соглашается.
Вопрос о взыскании с ответчика в доход бюджета муниципального района государственной пошлины – 2095 рублей 97 рублей разрешен судом верно, по правилам гл. 7 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что включение в бизнес-план расходов по оплате государственной пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя не противоречит закону, субсидия была израсходована по целевому назначению, отступление от бизнес-плана не относится к нарушениям, влекущим возврат субсидии, нарушение установленного договором срока перечисления субсидии повлекло удорожание оборудования и перераспределение денежных средств, требование предоставить документы учреждение ей не направляло, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, однако их правильность не опровергают.
Таким образом, решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области об удовлетворении требований ГКУ «ЦЗН Новоаннинского района» является законным и обоснованным, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи