Судья Недбаевская О.В.
Судья-докладчик Орлова Л.В. ..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Ринчинова Б.А., Орловой Л.В.,
при секретаре Даудовой Л.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иркутского района, действующего в интересах Российской Федерации в лице Байкальского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, неопределенного круга лиц к ООО «Байкальский острог» о признании строительства объекта капитального строительства – развлекательного центра незаконным, запрете строительства объекта капитального строительства – развлекательного центра,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «Байкальский острог» на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 28 февраля 2019 года,
установила:
в обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка законности строительства развлекательного центра, осуществляемого ООО «Байкальский острог» на земельном участке площадью 5646 кв.м. по адресу: .., в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером .. предоставлен ООО «Байкальский острог» на праве аренды Министерством имущественных отношений Иркутской области 14.04.2016 для завершения строительства объекта недвижимости.
Право собственности на объект незавершенного строительства (5% готовности) зарегистрировано за ООО «Байкальский острог» в 2008 году.
Вместе с тем, по мнению истца, продолжение строительства указанного объекта в настоящий момент не законно, поскольку территория р.п. Листвянка относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером .. полностью расположен в зонах с особыми условиями использования территории: часть водоохранной зоны озера Байкал, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, третий пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в р.п. Листвянка Иркутского района, второй пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в р.п. Листвянка Иркутского района, а также частично в прибрежной защитной полосе озера Байкал и водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища.
Кроме того, согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации, развлекательный центр, расположенный по адресу: .., земельный участок строительства расположен в водоохранной зоне озера Байкал, прибрежной защитной полосе оз. Байкал, кроме того, участок строительства расположен в рыбоохранной зоне оз. Байкал.
Учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 запрещено, помимо прочего, строительство зданий и сооружений (или их частей) в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал и впадающих в него рек, строительство развлекательного центра незаконно.
Кроме того, по мнению истца, строительство объекта - развлекательного центра не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.
Просил признать строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .., по адресу: .., площадью 5 646 кв.м., незаконным; запретить ООО «Байкальский острог» строительство объекта капитального строительства - развлекательного центра на указанном земельном участке.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 28 февраля 2019 года исковые требования прокурора Иркутского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Байкальский острог» ФИО1 просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выражая несогласие с обжалуемым решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что представитель Службы государственного строительного надзора Иркутской области в судебных заседаниях суда первой инстанции пояснял, что нарушений на строительном объекте ООО «Байкальский острог» не выявлено. Аналогичные сведения сообщили Байкальское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Иркутской области».
Повторяя фактические обстоятельства оформления документации на земельный участок и иной разрешительной документации на строительство объекта, изложенные в возражениях на исковое заявление, считает незаконным, необоснованным, произведенным с грубыми нарушениями статей 55-57 Гражданского процессуального кодекса РФ, основанным на неверном толковании Федерального закона «Об охране озера Байкал» и абз. 21 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 №643 вывод прокурора Иркутского района Иркутской области о том, что строительство здания развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .., расположенном в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Обращает внимание, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует запрет развития территорий населенных пунктов, находящихся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории путем строительства нежилых объектов в соответствии с утвержденными генеральными планами и правилами землепользования и застройки этих населенных пунктов, в связи чем администрация Листвянского муниципального образования вправе принимать нормативные акты, устанавливающие порядок строительства в границах муниципального образования, в том числе в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, при условии соблюдения природоохранного законодательства. В обоснование данного довода ссылается на судебную практику Иркутского областного суда.
Указывает, что строительство здания развлекательного центра не осуществляется на незатронутой природной территории, поскольку земельный участок с кадастровым номером .., на котором осуществляется строительство, расположен в границах населенного пункта поселок Листвянка. При этом на территории данного земельного участка проходят ранее проложенные сети канализации, тепловые сети, линии электропередач, которые участвуют в единой технологической системе теплоснабжения, электроснабжения поселка Листвянка и транспортировки сточных вод, что подтверждается градостроительным планом № RU38508102-04.
Отмечает, что согласования и технические условия были изучены Росприроднадзором Иркутской области при выдаче положительного заключения экологической экспертизы. Кроме того, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на исследуемом участке отсутствуют особо охраняемые природные территории регионального значения.
Также обращает внимание, что строительство развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .. соответствует установленным градостроительным регламентам Листвянского муниципального образования, что подтверждается разрешением на строительство здания развлекательного центра от 16.03.2018 .., выданным администрацией Листвянского муниципального образования.
Указывает, что заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации установлено, что строительство развлекательного центра соответствует природоохранному законодательству. При этом находит необоснованным довод прокурора о том, что в ходе проведения данной экологической экспертизы не были применены положения Приказа Минприроды РФ от 05.03.2010 №63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» в части допустимых воздействий при рекреационном использовании наземных экосистем, поскольку указанное положение регулирует допустимые изменения в результате рекреационной деятельности в 500-метровой прибрежной полосе локальных экосистем (места размещения рекреационных комплексов, временных стоянок, туристских троп), в то время как строительство развлекательного центра не связано с осуществлением рекреационной деятельности в 500-метровой прибрежной полосе локальных экосистем.
Также повторяет доводы письменных возражений на исковое заявление об обращении прокурора Иркутского района с административными заявлениями в Иркутский районный суд Иркутской области.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Орловой Л.В., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Попова А.Б. о согласии с решением суда, проверив материалы дела, рассмотрев его в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.10.2001 между администрацией Иркутского района и ООО «Байкальский острог» был заключен Договор аренды земельного участка с кадастровым номером .., площадью 5646 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): .., сроком на 15 лет, для строительства туристического комплекса.
24.09.2008 администрацией Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» было выдано Разрешение на строительство .., сроком до 24.09.2010.
24.09.2008 Постановлением .. администрации Листвянского муниципального образования земельному участку с кадастровым номером .. присвоен адрес: ...
18.12.2008 за ООО «Байкальский острог» зарегистрировано право
собственности на объект незавершенного строительства, назначение не определено, площадь застройки 251,8 кв.м., степень готовности 5 %, инв. номер .., лит. А, кадастровый (или условный) номер: .., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2008.
14.04.2016 между Министерством имущественных отношений Иркутской области (Арендодатель) и ООО «Байкальский острог» (Арендатор) заключен договор .. аренды земельного участка с кадастровым номером .., площадью 5646 кв.м., по адресу (местоположение): .., в соответствии с п.1.1. которого Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенный по адресу: .. с кадастровым номером .., для завершения строительства объекта недвижимости - Туристического комплекса.
В соответствии с п. 1.5. Договора, Разрешенное использование Участка: Для строительства туристического комплекса.
В соответствии с п. 2.1. Договора, Договор действует с 14.04.2016 по 14.04.2019.
14.04.2016 Министерством имущественных отношений Иркутской области земельный участок с кадастровым номером .., площадью 5646 кв.м., по адресу: .., передан ООО «Байкальский острог».
08.08.2017 Постановлением № 74 администрации Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером .., площадью 5646 кв.м., по адресу: .. (зона парков, скверов, бульваров (РЗ-3), - «Развлечение (4.8)».
С учетом данного Постановления, 18.09.2017 между Министерством имущественных отношений Иркутской области (Арендодатель) и ООО «Байкальский острог» (Арендатор) заключено Дополнительное соглашение .. к договору .. от 14.04.2016 аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 Дополнительного соглашения, в пункте 1.1. раздела 1 Предмет Договора слова «- туристического комплекса» исключить.
В соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения, пункт 1.5. раздела 1 Предмет Договора изложить в новой редакции: «1.5. Разрешенное использование Участка: Условно разрешенный вид использования: Развлечения (далее - Объект)».
.. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 28.02.2018 .. выдано Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Развлекательный центр, расположенный по адресу: ..».
16.03.2018 администрацией Листвянского муниципального образования ООО «Байкальский острог» выдано Разрешение на строительство .. объекта капитального строительства - здания Развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .., в соответствии с градостроительным планом № RU-38508102-58/17, также выданным администрацией Листвянского муниципального образования.
Также судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что в настоящее время ООО «Байкальский Острог» с привлечением подрядной организации осуществляется строительство развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером ...
Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером .. следует, что в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к особой зоне, полностью расположенного в зонах с особыми условиями использования территории: часть водоохраной зоны озера Байкал, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, третий пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в р.п. Листвянка Иркутского района, второй пояс зон санитарной охраны водозабора глубинных вод озера Байкал на мысе Лиственничный в р.п. Листвянка Иркутского района, а также частично в прибрежной защитной полосе озера Байкал и водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался статьей 12 Гражданского кодекса РФ о способах защиты нарушенных прав, статьей 51 Градостроительного кодекса РФ о разрешении на строительство, статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации об ограничении оборота земельных участков.
Суд применил положения статей 2 и 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 368-р "Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал", распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 1641-р, определяющих статус и границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которой расположен р.п. Листвянка.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал статьей 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно абзацу 21 "Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года N 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Проанализировав названные положения законодательства Российской Федерации, суд указал, что нахождение земельного участка третьего лица в центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории влечет ограничения в использовании такого участка.
Оценив собранные по делу доказательства, установив обстоятельства дела, Иркутский районный суд Иркутской области сделал вывод о незаконности строительства ООО «Байкальский острог», поскольку оно противоречит федеральному законодательству о режиме Центральной экологической зоны Байкальской природной территории и порядку ее застройки.
Выводы Иркутского районного суда Иркутской области судебная коллегия находит правильными, поскольку они согласуются с требованиями норм материального права, регулирующими спорное правоотношение, и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклонены, поскольку повторяют правовую позицию ответчика и были предметом обсуждения в суде первой инстанции.
Отклоняя доводы ответчика, суд пришел к верному выводу, что выданное администрацией Листвянского муниципального образования разрешение .. на строительство объекта капитального строительства - здания развлекательного центра на земельном участке с кадастровым номером .., не соответствует требованиям абзаца 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Земельный участок, на котором осуществляется строительство развлекательного центра, находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также входит в границы водоохранной зоны озера Байкал, а потому предоставление ответчику земельного участка, расположенного в границах центральной экологической зоне Байкальской природной территории, для строительства туристического комплекса (развлекательного центра) запрещено, поскольку функционирование строений и сооружений, строительство которых осуществляется на данном земельном участке, не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов.
Включение органом местного самоуправления в состав градостроительного регламента территориальной зоны рекреационного назначения - зоны парков, скверов, бульваров (РЗ-3) видов разрешенного использования земельных участков, не согласующихся с назначением территориальной зоны, определенной с учетом утвержденных документов территориального планирования (генерального плана поселения) и, соответственно, выдача органом местного самоуправления ООО «Байкальский острог» разрешения на такой вид разрешенного использования прямо нарушает требования федерального законодательства, подзаконных правовых актов и нормативно-технических документов, носящих обязательный для применения характер, и приводит к нарушению устойчивого развития территории соответствующего муниципального образования.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
оставить решение Иркутского районного суда Иркутской области от 28 февраля 2019 года по данному гражданскому делу без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.С. Амосов
Судьи Б.А. Ринчинов
Л.В. Орлова