Судья Студеникина Н.В. Дело №33-6235\17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Антонова Д.А.,
при секретаре Гладышевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании представление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Альшевского М.Ю. на определение Радужнинского городского суда от 28 апреля 2017 года о предоставлении отсрочки исполнения решения Радужнинского городского суда от 05 мая 2016 года и апелляционного определения суда ХМАО – Югры по гражданскому делу по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Варьеганнефтегаз» об устранении нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводов и нефтегазодобывающих скважин.
Заслушав доклад судьи Борисовой Е.Е., прокурора Зоричеву Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПАО «Варьеганнефтегаз» обратилось с заявлением об отсрочке исполнения решения Радужнинского городского суда от 05 мая 2016 года, апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Варьеганнефтегаз» об устранении нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводов и нефтегазодобывающих скважин.
В обоснование заявления указало, что с 13 сентября 2016 года общество осуществляло деятельность по исполнению судебных постановлений, однако выполнить в указанные сроки все требования не имеется возможности. Общество осуществляет деятельность по обустройству Верхнеколик-Еганского месторождения на основании разрешения на строительство объекта «Обустройство Верхнеколик-Еганского месторождения кустовые площадки №160, 161», согласно которому строительство разделено на 12 отдельных независимых этапов. Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию подобъектов внутри отдельного этапа строительства законодательством не предусматривается. Направление в органы Ростехнадзора извещения об окончании строительства объекта возможно только при условии окончания строительства всех подобъектов, указанных в отдельном этапе строительства. В связи со срывом в 2015 году поставок оборудования, необходимого для обустройства скважины №244Р к. 161 Верхнеколик-Еганского месторождения, общество не имело возможности завершить обустройство указанной скважины и направить извещение об окончании строительства всех объектов, указанных на данном этапе строительства. Поставка необходимого оборудования ожидается не позднее июля 2017 года, после чего общество до конца августа 2017 года завершит выполнение строительно-монтажных работ по всему строительному этапу в целом. При получении положительного заключения Ростехнадзора на построенные объекты в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обществом будет оформлено разрешение на ввод трубопроводов в эксплуатацию с обязательным внесением всех необходимых сведений в государственный реестр опасных производственных объектов. Кроме того, общество с момента ввода в эксплуатацию данных трубопроводов (водоводов) осуществляет все необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством, для обеспечения их безопасной эксплуатации.
Остановка эксплуатации спорных трубопроводов к 01 апреля 2017 года невозможна в силу их технических особенностей. В настоящее время у общества отсутствует проект консервации объекта и заключение промышленной безопасности на него, необходимость разработки которых предусмотрена ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Учитывая, что подготовка проекта консервации, а также закупка ингибитора потребует значительных временных затрат, а также учитывая, что этап строительства в целом будет окончен в августе 2017 года, после чего будет получено разрешение на ввод обьектов этапа в эксплуатацию, необходимость консервации трубопровода отпадёт. Остановка эксплуатации спорных трубопроводов к 01 апреля 2017 года повлечет нарушение требований действующего законодательства о рациональном использовании недр, так как в случае остановки объектов по показателям «добыча нефти», «ввод новых скважин» и «действующий фонд скважин» ожидаются критичные отклонения. Более того, в результате отклонения по показателю «уровни добычи нефти и газа» бюджет недополучит доход от налога на добычу полезных ископаемых в размере 800 998 910 рублей.
Определением суда от 28 апреля 2017 года заявление ПАО «Варьеганнефтегаз» о предоставлении отсрочки исполнения судебных постановлений было удовлетворено. ПАО «Варьеганнефтегаз» предоставлена отсрочка: на срок до 31 декабря 2017 года - в части возложения обязанности получить разрешительные документы на ввод в эксплуатацию обьектов капитального строительства в Департаменте строительства ХМАО - Югры, до 01 февраля 2018 года - в части возложения обязанности внести в государственный реестр опасных производственных объектов сведения об эксплуатируемых опасных производственных объектах, до 10 февраля 2018 года - в части возложения обязанности направить в Северо-Уральское управление Ростехнадзора измененные сведения, характеризующие опасные производственные объекты, до 01 апреля 2018 года - в части запрета эксплуатации опасных производственных объектов.
Не согласившись с вышеуказанным определением, прокурор обратился с представлением, в котором просит определение суда отменить и отказать ответчику в предоставлении отсрочки исполнения судебных постановлений. Полагает, что ссылка заявителя на невозможность направления в органы Ростехнадзора извещения об окончании этапа строительства объекта ввиду непоставки необходимого оборудования для обустройства скважины Верхнеколик-Еганского месторождения не может быть принята во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми и связаны с осуществлением юридическим лицом своей коммерческой деятельности. Эксплуатируемые обществом трубопроводы в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются опасными производственными объектами по признаку использования, транспортировки горючих и токсичных веществ. Для недопущения аварий на опасных производственных объектах законом предусмотрено осуществление строительного надзора со стороны уполномоченного государственного органа. В силу ст.55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Предусмотренная указанной нормой разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности. На момент ввода в эксплуатацию нефтепроводов заключение о соответствии построенных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов Северо-Уральским управлением Ростехнадзора не выдавалось. Ответчиком нефтепроводы эксплуатируются без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Ссылка суда на отсутствие каких-либо негативных последствий эксплуатации спорных трубопроводов, а также осуществление обществом контрольных мероприятий по проверке надлежащего функционирования трубопроводов не свидетельствует об отсутствии угрозы причинения вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Ответчиком не представлено доказательств, указывающих на исключительность и серьезность препятствий для исполнения судебного решения.
В возражениях на частную жалобу представитель ПАО «Варьеганнефтегаз» Алибаев Э.М. /том 3, лд 62-63/ просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы необоснованны.
Данная частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, на основании ст 333 ГПК РФ, однако в судебное заседание явился представитель истца Зоричева Д.С., которая просила жалобу прокурора удовлетворить.
Проверив материалы дела в пределах доводов представления и возражений в соответствии с требованиями ст 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора, судебная коллегия полагает, что определение суда подлежит частичной отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения Радужнинского городского суда ХМАО - Югры от 05 мая 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 13 сентября 2016 года требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводов и нефтегазодобывающих скважин удовлетворены.
Судебными актами постановлено: обязать ПАО «Варьеганнефтегаз» до 31 декабря 2016 года получить в Департаменте строительства ХМАО -Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: нефтегазосборный трубопровод «от т.вр.к.160, 161 - т.вр.к.153»; нефтегазосборный трубопровод «от к.161 - т.вр.к.160, 161»; высоконапорный водовод «т.вр.к.153-к.161» Верхнеколик-Еганского месторождения;
обязать ПАО «Варьеганнефтегаз» до 01 февраля 2017 года внести изменения в ранее зарегистрированные 06 апреля 2001 года в государственном реестре опасных производственных объектов сведения об объектах: «Система промысловых трубопроводов Верхнеколик-Еганского месторождения» и «Фонд скважин Верхнеколик-Еганского месторождения» в связи с вводом в эксплуатацию с 31 декабря 2015 года нефтегазосборного трубопровода «от т.вр.к.160, 161 - т.вр.к.153»; с 30 ноября 2015 года нефтегазосборного трубопровода «от к.161 - т.вр.к. 160,161»; с 31 декабря 2015 года высоконапорного водовода «т.вр.к.153 - к.161»; с ноября 2015 года нефтегазодобывающих скважин №№ 1503, 1550, 1500, 1502, 1552, 1504 куста №161 Верхнеколик-Еганского месторождения нефти;
обязать ПАО «Варьеганнефтегаз» в срок до 10 февраля 2017 года направить в Северо-Уральское управление Ростехнадзора измененные сведения, характеризующие опасные производственные объекты: «Система промысловых трубопроводов Верхнеколик-Еганского месторождения» и «Фонд скважин Верхнеколик-Еганского месторождения» для их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
запретить ПАО «Варьеганнефтегаз» при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и при отсутствии регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов с 01 апреля 2017 года эксплуатацию обьектов: нефтегазосборного трубопровода «от т. вр. к. 160, 161 - т. вр. к. 153» Верхнеколик-Еганского месторождения; нефтегазосборного трубопровода «от к. 161 - т. вр. к. 160, 161» Верхнеколик-Еганского месторождения; высоконапорного водовода «т. вр. к. 153 - к. 161» Верхнеколик-Еганского месторождения;
запретить ПАО «Варьеганнефтегаз» при отсутствии регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов с 01 апреля 2017 года эксплуатацию объектов: нефтегазодобывающих скважин №№ 1503, 1550, 1500, 1502, 1552, 1504 куста 161 Верхнеколик-Еганского месторождения нефти.
Согласно п 1 ст 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Суд правильно указал, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника.
В соответствии с разрешением на строительство объекта «Обустройство Верхнеколик-Еганского месторождения кустовые площадки №160, 161» в качестве отдельного этапа строительства был обозначен 2-ой этап, в который помимо прочего входит обустройство скважины №244Р с сетями инженерного обеспечения, нефтегазосборный трубопровод от к.161 - т.вр.к.160, 161, нефтегазосборный трубопровод от т.вр.к.160, 161 - т.вр.к.153; высоконапорный водовод т.вр.к.153 - т.вр.к.160, 161.
В соответствие с требованиями ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию должно соответствовать разрешению на строительство данного объекта, а также проектной документации в части выделенных этапов строительства.
Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию подобъектов внутри отдельного этапа строительства законодательством не предусматривается.
В обоснование доводов о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заявитель ссылается на невозможность направления в органы Ростехнадзора извещения об окончании этапа строительства объекта ввиду того, что не было поставлено необходимое для обустройства вышеуказанной скважины оборудование.
Поскольку поступление необходимого оборудования ожидается к июлю 2017 года, а завершение работ по второму этапу строительства планируется к концу августа 2017 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части получения в Департаменте строительства ХМАО - Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, внесения изменений в ранее зарегистрированные 06 апреля 2001 года в государственном реестре опасных производственных объектов сведений об объектах: «Система промысловых трубопроводов Верхнеколик-Еганского месторождения» и «Фонд скважин Верхнеколик-Еганского месторождения», обязании направить в Северо-Уральское управление Ростехнадзора измененные сведения, характеризующие опасные производственные объекты: «Система промысловых трубопроводов Верхнеколик-Еганского месторождения» и «Фонд скважин Верхнеколик-Еганского месторождения» для их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Представленные заявителем доказательства прокурор не опроверг, получение соответствующих разрешений, регистрация изменений в государственном реестре, внесение сведений в реестр требует временных затрат.
Что касается предоставления отсрочки исполнения решения суда в части запрета эксплуатации обьектов строительства до получения разрешений на ввод их в эксплуатацию и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, то заявитель в данном случае ссылается на постоянный контроль, ревизию и периодическое проведение гидравлических испытаний, которые подтверждаются представленными актами ревизий и отбраковки трубопровода с 04 по 5 сентября 2016 года, актами гидроиспытаний от 11 сентября и 24 августа 2015 года, при этом годность трубопровода к зксплуатации подтверждается на срок до сентября 2020 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 шлжа N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Не допускаются консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
Заявитель утверждает, что у него отсутствует проект консервации объекта и заключение промышленной безопасности на него, доказательств тому, что с момента вступления в силу судебного постановления 13 сентября 2016 года им предпринимались меры для исполнения решения суда, не представлено.
Эксплуатируемые обществом трубопроводы и нефтяные скважины в соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются опасными производственными объектами. Для недопущения аварий на опасных производственных объектах законом предусмотрено осуществление строительного надзора со стороны уполномоченного государственного органа.
В силу ст.55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Предусмотренная указанной нормой разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности.
Ссылка суда на отсутствие каких-либо негативных последствий эксплуатации спорных трубопроводов, а также осуществление обществом контрольных мероприятий по проверке надлежащего функционирования трубопроводов не свидетельствует об отсутствии угрозы причинения вреда при эксплуатации опасных производственных объектов.
Доводы заявителя о том, что остановка эксплуатации спорных трубопроводов к 01 апреля 2017 года повлечет нарушение требований действующего законодательства о рациональном использовании недр, что в результате отклонения по показателю «уровни добычи нефти и газа» бюджет недополучит доход от налога на добычу полезных ископаемых в размере 800 998 910 рублей, соответствующими расчетами специалистов не подтверждены.
Кроме того, нет оснований полагать, что прокурор, обратившийся в суд с требованием о запрете эксплуатации трубопроводов и скважин, а также с жалобой на определение суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в данной части, действует в ущерб государственным интересам.
При таких обстоятельствах определение в части предоставления отсрочки исполнения судебного постановления о запрете ПАО «Варьеганнефтегаз» эксплуатации нефтегазосборных трубопроводов и нефтегазодобывающих скважин подлежит отмене с разрешением этого вопроса по существу.
С учетом вышеизложенного в предоставлении отсрочки исполнения судебного постановления в части предоставления отсрочки исполнения судебного постановления о запрете ПАО «Варьеганнефтегаз» эксплуатации нефтегазосборных трубопроводов и нефтегазодобывающих скважин надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст ст 334, 335, пп 3 п 1 ст 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Радужнинского городского суда от 28 апреля 2017 года отменить в части предоставления ПАО «Варьеганнефтегаз» отсрочки до 1 апреля 2018 года исполнения решения Радужнинского городского суда от 5 мая 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 13 сентября 2016 года в части запрета эксплуатации обьектов: нефтегазосборного трубопровода «от т. вр. к. 160, 161 - т. вр. к. 153» Верхнеколик-Еганского месторождения; нефтегазосборного трубопровода «от к. 161 - т. вр. к. 160, 161» Верхнеколик-Еганского месторождения; высоконапорного водовода «т. вр. к. 153 - к. 161» Верхнеколик-Еганского месторождения; нефтегазодобывающих скважин №№ 1503, 1550, 1500, 1502, 1552, 1504 куста 161 Верхнеколик-Еганского месторождения нефти.
Разрешить заявление ПАО «Варьеганнефтегаз» в этой части по существу: отказать ПАО «Варьеганнефтегаз» в предоставлении отсрочки исполнения решения Радужнинского городского суда от 5 мая 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО - Югры от 13 сентября 2016 года в части запрета эксплуатации обьектов: нефтегазосборного трубопровода «от т. вр. к. 160, 161 - т. вр. к. 153» Верхнеколик-Еганского месторождения; нефтегазосборного трубопровода «от к. 161 - т. вр. к. 160, 161» Верхнеколик-Еганского месторождения; высоконапорного водовода «т. вр. к. 153 - к. 161» Верхнеколик-Еганского месторождения; нефтегазодобывающих скважин №№ 1503, 1550, 1500, 1502, 1552, 1504 куста 161 Верхнеколик-Еганского месторождения нефти до получения соответствующих разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
В остальной части определение суда оставить без изменения, представление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора без удовлетворения.
Председательствующий Гавриленко Е.В.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Антонов Д.А.