Дело № 33-6247
Судья Багандов Ш.Б.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2019 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики ДЖагестан в составе: председательствующего Биремовой А.А., судей Гомленко Н.К. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Рабаданове Р.Р.,
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя истцов ФИО77 ( доверенности и ордер на л.д. 182-230 т.1) на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО46, ФИО18, ФИО19, ФИО86 Сулейманта.да ФИО59, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО51, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО5, ФИО42, ФИО43, ФИО47, ФИО44 и ФИО6 к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД (МЧС по РД), Министерству финансов РД и Правительству РД о взыскании ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО54, объяснения ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО46, ФИО19, ФИО20, ФИО4, ФИО26, ФИО32, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО43, их представителя ФИО77, просивших решение суда отменить, возражения представителя Министерства финансов РД ФИО76 ( доверенность от <дата>), просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО46, ФИО69, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, Г асбанов Г абибулл ФИО71, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО47, ФИО44 и ФИО45 обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД (далее МЧС по РД), Министерству финансов РД и Правительству РД о взыскании ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
В обоснование иска ссылались на то, что они являются жителями сел <адрес> Республики Дагестан, пострадавшими в результате стихийного бедствия, т.к. <дата> на территории <адрес> РД произошло сильное землетрясение. В результате стихийно бедствия принадлежащие им дома были или полностью разрушены, или пришли в негодность для проживания. <дата> все необходимые документы, в том числе акты обследования домов, были представлены в ГКУ РД «Центр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», комиссия во главе с представителями МЧС по РД и <адрес> выехали на места разрушений. Комиссией было документально установлено, что 51 жилой дом получил сильную степень повреждения, 1092 жилых дома получили слабую степень повреждения, пострадало 5160 человек, общая сумма ущерба составила № рублей. Истцам до сих пор не выплачено ни одной копейки. Все необходимые документы собраны и сданы по инстанциям, но решения о выплате не принято. В приложении к заявлению имеется полный список граждан на получение компенсации, утвержденный главой <адрес> в 2013 году, а также Акты обследования жилых домов.
Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от <дата>г. №-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от <дата> Х68-Ф «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Указа Президента РФ от <дата>№ «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от <дата>№ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно вышеприведенным нормативным актам истцам должна была оказана как единовременная материальная помощь, так и выделение жилплощади взамен утраченного жилища или денежная компенсация. В ст. 18 ФЗ от 21.12.1994г. № в ред. ФЗ от 29.12.2010г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС, на единовременную материальную помощь - по № рублей на человека, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости составляет: за частично утраченное имущество - № рублей на человека; в связи с полной утратой имущества первой необходимости - № рублей на человека.
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
<.>
Просят суд взыскать с ответчиков указанный ущерб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов ФИО77 и на заседании судебной коллегии истцы просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что факт причинения вреда имуществу и домовладениям истцов установлен и не оспаривается ответчиками, однако в удовлетворении иска отказано. Не учтено, что истцы несколько раз обращались в различные инстанции, в том числе и к ответчикам с заявлениями о возмещении вреда, необходимые документы были составлены и удостоверены главой МО <адрес>, направлены в МЧС РД, но по разным причинам возвращены без удовлетворения. Они в течение всего времени жаловались в различные инстанции о нарушении их прав, но причиненным им ущерб не возмещен, за исключением одной женщины. Срок исковой давности они не пропустили, т.к. с 2013 г. до настоящего времени они обращаются в МЧС РД, Правительство РД, правоохранительные органы, но положительного ответа нет.
В возражениях на жалобу представитель Министерства финансов РД ФИО76 (доверенность от <дата>№) просит решение суда оставить без изменения, они не являются надлежащими ответчиками по заявленному иску.
Извещенные надлежащим образом МЧС РД, Правительство Республики Дагестан, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия ( статья 167 ч.3 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что согласно справке Дагестанского филиала учреждения Российской Академии наук геофизической службы РАН от <дата>№, <дата>г. в 16 часов 26 минут 58 секунд Московского времени произошло землетрясение энергетического класса К=12.67, j=6 баллов в эпицентре по шкале МСК-64. В населенных пунктах <адрес> ощущалось от 6 до 5 баллов по шкале МСК-64.
Из представленных в суд актов от <дата> обследования жилых домов, поврежденных в результате землетрясения, произошедшего <дата>г. в <адрес> РД, усматривается, что степень повреждения жилых домов сильная и дома не пригодны для дальнейшего проживания.
Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД от <дата>, от <дата> и от <дата> направлены ответы на коллективное обращение истцов о том, что к установленному сроку документы по обоснованию причиненного ущерба администрацией МО «<адрес>» представлены не были, что в случае непредставления обосновывающих документов, вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.
Из ответа из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 07.04.2015г. следует, что Администрацией муниципального образования «<адрес>» к установленному сроку обосновывающие документы представлены не были, что не позволило Правительству РД своевременно обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из федерального бюджета на ликвидацию последствий землетрясения.
В деле имеется список граждан на получение компенсационных выплат за утраченное жилье в результате землетрясение от 16.04.2013г. на территории <адрес> РД, утвержденный Главой администрации МР «<адрес>» в 2013 г., справки из администрации сельских поселений о том, что истцы, согласно записям похозяйственных книг администрации, проживают по адресам жилых домов, которые получили повреждения в результате землетрясения, произошедшего на территории <адрес> РД.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п. З ст.10 этого Закона, Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;
В соответствии со ст.5 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», классификация чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 Закона предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 11 ФЗ N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится, в том числе: принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от <дата> N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 10 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 110, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 304 (ред. от <дата>) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100000 рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (ст. 5 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно ст. 24 ФЗ от <дата> № «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 459, действовавшим на момент наступления чрезвычайной ситуации, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно указанным Правилам, средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых зондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, республиканских органов исполнительной власти, страховых фондов и других источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых расходов. Обращения, в котором отсутствуют указанные сведения, остаются без рассмотрения.
Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2 Правил, финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти Республики Дагестан, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников.
При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти Республики Дагестан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Дагестан, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.
По поручению Правительства Республики Дагестан Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан совместно с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями в 3-месячный срок с даты подписания поручения рассматривают вопрос о выделении бюджетных ассигнований (п.З Правил).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти Республики Дагестан и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований представляют в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 3 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе и заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, если имеются объекты (здания и сооружения) с повреждениями основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан.
Согласно п. 5 Правил, по результатам совместного рассмотрения с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями обосновывающих документов Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан вносят в Правительство Республики Дагестан соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.
Установлено, что в целях оказания помощи пострадавшим гражданам-истцам Правительство РД своими поручениями неоднократно рекомендовало администрации МО «<адрес>» представить документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий землетрясения в установленном порядке в ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» для своевременного обращения в Правительство Российской Федерации, при необходимости с просьбой о выделении средств из федерального бюджета на ликвидацию последствий землетрясения.
Администрацией муниципального образования для рассмотрения вопроса о выделении ему бюджетных ассигнований представляются не позднее одного месяца с даты подписания поручения Правительства РД документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований.
Судом установлено, что документы, обосновывающие ущерб, причиненный в результате землетрясения жителям сел <адрес>, администрацией МО «<адрес>» в органы государственной власти республиканского уровня не были представлены, в связи с чем на коллективные обращения истцов о выделении денежных средств даны ответы о невозможности оказания финансовой помощи жителям района, пострадавшим в результате землетрясения. Истцами не оспорены как незаконные действия или бездействия республиканских структур в судебном порядке.
Представленный Список граждан на получение компенсационных выплат за утраченное жилье в результате землетрясения, утвержденный главой МР «<адрес>», не подтверждает доводы истцов, поскольку не утвержден Правительством Республики Дагестан.
Таким образом, каких-либо мер по реализации социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, администрацией МР «<адрес>» не принималось, однако к ней исковые требования не заявлены.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также сослался на то, что правового обоснования для взыскания суммы компенсации за счет средств республиканского бюджета РД, не приведено, не конкретизированы требования к каждому из ответчиков.
Также суду не представлены копии паспортов истцов, в которых имеются сведения о регистрации их по месту жительства в жилых домах, которые получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, свидетельства о рождении - для лиц, не достигших 14 лет, копии домовых книг, технических паспортов, свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, другие правоустанавливающие документы.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что стихийным бедствием ущерб имуществу истцов причинен в апреле 2013 года, с исковым заявлением в суд истцы обратились в апреле 2019 г., с пропуском трехлетнего срока исковой давности, о применении которого заявили ответчики в своих возражениях.
Истцами не представлены объективные и достаточные доказательства, подтверждающие уважительные причины пропуска срока исковой давности, поэтому судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований и по причине пропуса срока для обращения в суд.
Доводы представителя истцов ФИО77 о том, что имеется достаточно доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска срока для обращения в суд, неграмотность истцов, не убедительны, поскольку сам по себе факт обращения в различные органы с жалобами о невыплате причиненного ущерба не являются уважительными причинами, в установленный законом срок истцы в суд не обратились, будучи юридически неграмотными, истцы вправе были обратиться за юридической помощью как это сделали в данном споре.
Доводы представителя ФИО77 о том, что, несмотря на отсутствие обоснований ущерба, одной жительнице пострадавшего села возмещен ущерб за счет Правительства РД, не подтверждаются какими-либо доказательствами, к тому же не доказано, что выплата была произведена в соответствии с вышеуказанными законодательными актами, на которые ссылались истцы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи