ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. по делу № 33-6256/2016
Судья в 1-й инстанции ФИО3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Бондарева Р.В. |
Судей | Подлесной И.А. |
Гоцкалюка В.Д. | |
при секретаре судебного заседания | ФИО4 |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе о признании незаконным и отмене решения от 21 июля 2015 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет с 29 апреля 2015 года,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 апреля 2016 года, -
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе о признании незаконным и отмене решения от 21 июля 2015 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет с 29 апреля 2015 года.
Требования мотивированы тем, что 22 апреля 2015 она обратилась в пенсионный фонд, сдала документы для назначения пенсии по возрасту. В августе 2015 года ей позвонил работник управления и сообщила, что в трудовой книжке на титульном листе дата рождения не соответствует дате рождения в паспорте гражданина РФ. Указанную ошибку необходимо было устранить, и она устроилась на работу ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Орбита», где ей были внесены изменения в трудовую книжку в части указания даты рождения, а также ее фамилии. В ДД.ММ.ГГГГ года она представила трудовую книжку в пенсионный фонд, работник, проверив, внес данные в компьютер, и сказал, что теперь необходимо ждать назначения пенсии. В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Управление за разъяснением, и ей в устной форме было указано на то, что в назначении пенсии отказано. ДД.ММ.ГГГГ она получила решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости. Просит признать отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 апреля 2016 года в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе о признании незаконным и отмене решения от 21 июля 2015 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет с 29 апреля 2015 года, отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, постановить по делу новое решение, которым иск удовлетворить. Считает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что ответчиком нарушено ее право на назначение пенсии, поскольку с ее стороны были сделаны все необходимые действия для назначения пенсии, однако ответчик отказав ей в назначении пенсии, не уведомил ее об этом. Считает такие действия ответчика незаконными.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона. Части 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из содержания ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В пункте 6 указанного Перечня установлено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка установленного образца, что следует из п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в УПФР в г. Симферополе с заявлением о назначении пенсии.
Из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для назначения пенсии ею было представлены следующие документы: паспорт гражданина РФ, заявление о назначении, заявление о доставке, свидетельство о рождении, свидетельство о рождении, СНИЛС, свидетельство о браке, трудовая книжка с 1974 года и позднее. В заявлении имеется указание, написанное ФИО1, о назначении пенсии по имеющимся документам без справок о заработной плате, а также без учета периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подлинные документы, предоставленные ФИО1 при подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости, были ей возвращены, в том числе трудовая книжка.
Из копии титульного листа трудовой книжки, предоставленной ФИО1ДД.ММ.ГГГГ вместе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, видно, что такая книжка была оформлена на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Впоследствии фамилия «ФИО2» изменена на фамилию «ФИО11». Других изменений не имеется. При этом из паспорта следует, что дата рождения истицы указана как ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ УПФР в г.Симферополе от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в назначении пенсии по старости по причине несоответствия даты рождения заявительницы, указанном на титульном листе трудовой книжке, дате рождения, указанной в паспорте.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 пояснила, что для устранения несоответствия ее данных записанных в трудовой книжке данным указанным в паспорте, она ДД.ММ.ГГГГ устроилась уборщицей в ООО «ОРБИТА», где в свою очередь в трудовую книжку были внесены изменения, а ДД.ММ.ГГГГ она уволилась по собственному желанию. Трудовую книжку с измененными личными данными, она предоставила в ГУ УПФР в г.Симферополе в октябре 2015 года.
В материалы дела имеется копия титульного листа трудовой книжки, в которой исправлена фамилия «ФИО12» на фамилию «ФИО1», а также исправлена дата рождения, вместо ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указана дата рождения ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для признания оспариваемого решения ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как указанное решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, отказ в назначении пенсии был обусловлен невозможностью определения страхового стажа заявителя для назначения страховой пенсии.
С учетом приведенных норм права к установленным судом обстоятельствам по делу по представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, с которым в свою очередь соглашается и коллегия судей.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, однако ФИО1, предоставила трудовую книжку оформленную на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Впоследствии фамилия «ФИО2» изменена на фамилию «ФИО14».
Устранение обстоятельств послуживших основанием к отказу в назначении пенсии по старости, а именно несоответствия даты рождения заявительницы, указанном на титульном листе трудовой книжке, дате рождения, указанной в паспорте, а также изменение фамилии заявительницы, имело место лишь в сентябре 2015 года, в то время как в решением ГУ УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уже было отказано в назначении пенсии по старости.
В своей апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что 22 апреля 2015 года были предоставлены документы в Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя для назначения пенсии по возрасту. В августе 2015 года, рассмотрев документы, работник Управления вызвала ее и сообщила о том, что в трудовой книжке на титульном листе дата рождения не соответствует дате рождения в паспорте гражданина РФ, ей было разъяснено о том, что данную ошибку можно устранить, обратившись к директору предприятия последнего места работы, в трехмесячный срок (в октябре 2015 года) она исправила данные ошибки и предоставила копию трудовой книжки в Управление. Просмотрев трудовую книжку, уполномоченный работник Управления внесла запись в компьютер, уверив ее в том, что теперь все в порядке, ждите назначения пенсии. О решении об отказе в назначении страховой пенсии ее не уведомили, она узнала о нем 14 января 2016 года при самостоятельном ознакомлении с материалами пенсионного дела.
Данные доводы не могут быть приняты коллегией судей как основание для отмены решения суда, поскольку доказательств существования именно таких обстоятельств суду не представлено, более того в судебном заседании ФИО1 пояснила, что все общение с сотрудниками ГУ УПФР в г.Симферополе происходило устно в связи с чем письменных доказательств данным обстоятельствам заявительница предоставить не может.
Таким образом решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 апреля 2016 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе о признании незаконным и отмене решения ГУ УПФР в г.Симферополе от 21 июля 2015 года, которым в свою очередь в связи с нарушением приказа Минтруда России от 28.11.2014 года N 958н об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, ФИО1, отказано в назначении пенсии в виду того, что ею предоставлена трудовая книжка, оформленная на иную фамилию с датой рождения не соответствующей дате рождения указанной в паспорте.
Также решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 апреля 2016 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе об обязании назначить страховую пенсию по старости и произвести перерасчет с 29 апреля 2015 года.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела в связи, с чем решение суда является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в решении суда имеется ссылка на Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также не является основанием для отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, а выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, при этом в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя от 29 апреля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья Р.В. Бондарев
Судьи И.А. Подлесная
В.Д. Гоцкалюк