ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6257/17 от 13.09.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Чепурной А.А. Дело № 33 –6257/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 13 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,

судей Ситьковой О.Н., Шурловой Л.А.,

при секретаре Павловой Н.В.,

рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ващенко С.В.,

на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 02 июня 2017 г.,

по гражданскому делу по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к Ващенко С.В. о расторжении договора аренды лесного участка,

заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,

УСТАНОВИЛА:

Министерство природных ресурсов и охрану окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство, истец) обратилось в суд с иском к Ващенко С.В., в котором просило расторгнуть договор аренды лесного участка № 218 от 16.11.2009 г., по которому является арендатором Ващенко С.В. и обязать передать лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 0,01 га, министерству.

В обоснование истец указал, что договор заключен без учёта того, что земельный участок находился на территории заказника краевого значения «Русский лес».

Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 02 июня 2017 г. иск удовлетворен.

Суд постановил расторгнуть договор аренды лесного участка от 16.11.2009 г. № 218, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Ващенко Сергеем Васильевичем.

Возложить обязанность на ответчика Ващенко Сергея Васильевича по передаче Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по акту приема-передачи лесного участка площадью 0,01 га, условный номер …, внесенный в государственный лесной реестр, являющийся частью земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером …, в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделе 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

В части требования об установлении ответчику 30 - дневного срока со дня вступления решения в законную силу для передачи объекта лесного участка площадью 0,01 га, условный номер …, внесенный в государственный лесной реестр, являющийся частью земельного участка площадью 13 561 га с кадастровым номером …, в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделе 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения «Ставропольское лесничество» Шпаковского муниципального района Ставропольского края - отказать.

В апелляционной жалобе Ващенко С.В. просил решение отменить как незаконное, ссылаясь на доводы искового заявления. Указывает, что существенных нарушений условий договора не имелось, в связи с чем не имелось законных оснований для расторжения договора. Просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ковалева Т.С. просила решение оставить без изменения. указывает на нарушение целевого использования предоставленного в аренду земельного участка установленному режиму Заказника краевого значения.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика Ващенко С.В., поддержавшего требования жалобы, просившего отменить решение суда, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для его отмены по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9.01.1998 г. N 1-П и от 7.06.2000 г. N 10-П; определения от 27.06.2000 г. N 92-0 и от 3.02.2010 г. N 238-0)

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение от 15.01.2015 г. N 5-0)

Государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» образован на территории города Ставрополя и Шпаковского района Ставропольского края. Занимает свыше 8 тыс. га, из которых более 6 тыс. — лесной массив. Создан для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны. Кроме того, лес выполняет климато-водорегулирующие и склонозащитные функции. На территории природоохранной зоны заказника расположены памятники природы краевого значения: «Курган Лохматый» и «Травертиновый источник в Русской лесной даче».

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как установлено судом первой инстанции и судебной коллегией по материалам гражданского дела, местоположение заказника указано следующее: Шпаковский район, лесной фонд в кварталах 1-63,69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза на склоне Ставропольской горы, северо-западнее города Ставрополя. Территория заказника площадью 7 558 га, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд). Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя.

Местоположение спорного лесного участка с кадастровым номером … площадью 0,01 га, являющегося частью земельного участка площадью 13561,0 га с кадастровым номером …, указано следующее: в пределах земель лесного фонда в квартале 62 выделе 32 (Михайловское) Ставропольского участкового лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество».

11.11.2009 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса РФ, проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды спорных лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

По результатам аукциона подписан протокол № 11, согласно которому допущен к участию Ващенко С.В. Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса РФ (участвовали менее чем два участника).

Согласно п. 4 протокола № 11 единственный участник аукциона может приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации договора аренды лесного участка и при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Протокол подписан со стороны организатора аукциона первым заместителем министра Хусточкиным А.П. и единственным участником аукциона Ващенко С.В.

16.11.2009 г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (арендодатель) и Ващенко С.В.-(арендатор) заключен договор аренды № 218, согласно которому арендатор принял в аренду спорный лесной участок общей площадью 0,01 га для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1.4). Срок действия договора составляет 49 лет по 16.11.2058 г. (п. 7.1 договора). Договор аренды прошел государственную регистрацию.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. и 1.4. договора аренды № 218 арендатору Ващенко С.В. переданы в аренду спорные лесные участки для осуществления рекреационной деятельности,

В качестве приложения 1 к названному договору аренды представлена схема расположения и границ лесного участка с условным номером ….

Истец подготовил и вручил ответчику письма от 20.06.2016 г. № 06/6 - 4423, № 06/6 - 7925 от 21.10.2016 г., которыми предложил расторгнуть договор аренды лесных участков № 218 в добровольном порядке.

В силу подп."г" п. 2 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 22 и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 24 и п. 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Как следует из Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Русский лес», утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 г. №114-п, на территории заказника запрещаются виды деятельности, перечисленные в разделе 3 Положения, в том числе, любые виды формы хозяйственной деятельности, рекреационного ии другого природопользования, препятствующие сохранению восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов. Землепользователь на территории заказника обязан: обозначить на местности предупредительными и информационными знаками границы заказника, обеспечить соблюдение установленного режима охраны заказника, принимать меры по охране растительного и животного мира.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (заготовка древесины; недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация и др;)

В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).

В силу п. п. 1, 3 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Перечень оснований к досрочному расторжению договора аренды по требованию арендодателя определен п. 1 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 и абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Условиями представленного договора аренды (раздел 5) предусмотрен порядок изменения и расторжения договора: по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в разделе 4 настоящего договора.

Исходя из названных положений пунктов 2 и 4 статьи 620 Гражданского кодекса следует, что к недостаткам, препятствующим пользованию арендованным имуществом, могут быть отнесены не только физическое состояние объекта аренды, но и юридическая невозможность использовать имущество по назначению и в целях, согласованных сторонами договора аренды.

Как следует из материалов дела, государственный природный заказник краевого значения "Русский лес" образован в 1997 году на землях Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза, которое согласно приказу Рослесхоза от 21.08.2008 г. N 229 включено в создаваемое Ставропольское лесничество, что нашло отражение в лесохозяйственном регламенте Ставропольского лесничества и в пункте 2 положительного заключения проекта освоения лесов №08-194, отмененного приказом №68, в отношении спорного лесного участка.

В силу пункта 1 статьи 27 Закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Положением о заказнике «Русский лес» установлено, что Заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим Заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только виды деятельности:

сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы искошенного травостоя шириной не менее 5 метров;

сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения),

регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне Заказника.

Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими незаключенности и неисполнения, а ответчик ссылается на отсутствие уточненных границ участка из земель лесного фонда, частью которого является арендуемый ответчиком лесной участок, в материалах дела не представлено.

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации (освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.

Частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невыполнение гражданами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Арендатор лесного участка обязан использовать его в соответствии с его целевым назначением при условии соблюдения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

Спорный договор аренды лесного участка заключен без учёта требований вышеуказанных правовых норм федерального законодательства и законодательства Ставропольского края, что влечет за собой его расторжение в судебном порядке, возложения на ответчика обязанности передать его истцу по акту приема-передачи.

Доказательства, опровергающие доводы Министерства, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, ответчиком в материалы дела не представлены.

Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 02 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: