ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6258/18 от 25.09.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Бочневич Н.Б. Дело (номер)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2018 года г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-(адрес) - Югры в составе:

председательствующего Данилова А.В.,

судей: Беспаловой В.В., Решетниковой О.В.,

при секретаре Олиярник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО1, ФИО2 о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома - инженерным сетям, расположенным в жилом помещении,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО1, ФИО2 о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома - инженерным сетям, расположенным в жилом помещении - удовлетворить.

Обязать собственников жилого помещения (номер) многоквартирного (адрес) по проспекту Ленина в городе Сургуте - ФИО1, ФИО2 предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома - инженерным сетям теплоснабжения (отопления), системе водоотведения, расположенным в жилом помещении с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта ООО «Строй-Профи» в рамках окружной программы.

Взыскать с ФИО1 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов расходы по оплате госпошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.

Взыскать с ФИО2 в пользу Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов расходы по оплате госпошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия

установила:

Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратилось в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя требования тем, что многоквартирный (адрес) в (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта. Согласно окружной программе, капитальному ремонту в 2017-2019 годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: теплоснабжение, холодное и горячие водоснабжение, водоотведение. Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного (адрес) в (адрес) на счет регионального оператора подтверждается решением органа местного самоуправления (адрес) от (дата)(номер). В соответствии с окружной программой, в интересах собственников помещений многоквартирного дома, (дата) между истцом и ООО «Строй-Профи» заключен договор подряда (номер)/СП на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, в том числе (адрес) - капитальный ремонт сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, капитальный ремонт крыши. Срок окончания работ по капитальному ремонту инженерных сетей определен в соответствии с графиком до (дата). В соответствии с проектной документацией, инженерные сети теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, подлежащие капитальному ремонту расположены в стояках находящихся в жилых помещения в том числе в жилом помещении (номер)(адрес). ФИО1, ФИО2 являются собственниками жилого помещения (номер) в указанном доме. До настоящего времени ответчиками доступ в жилое помещение для осмотра и обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества не обеспечен. Факт отказа предоставить допуск подтверждается актом от (дата). В результате отсутствия доступа, подрядчик не имеет возможности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями договора. (дата), с целью досудебного урегулирования вопроса по допуску в жилое помещение для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества, истцом в адрес ответчика была направлена претензия (номер) от (дата) с требованием предоставить доступ в жилое помещение, однако данная претензия оставлена ответчиком без внимания. Просит обязать собственников жилого помещения (номер) в (адрес) в (адрес) предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома - инженерным сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, расположенных в жилом помещении с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта ООО «Строй-профи» в рамках окружной программы, взыскать с ФИО1, ФИО2 в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что исходя из протокола судебного заседания от (дата) судебное заседание проходило с участием двух ответчиков, в том числе ФИО2, который принимал участие в судебном заседании лично и исковые требования не признал (л.д. 111-113).

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и разрешить вопрос по существу. В обосновании доводов жалобы указано на то, что судом нарушены нормы материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов ответчиков. Указывает на то, что ей действительно был подписан отказ в предоставлении доступа в квартиру, но с оговоркой, что доступ будет предоставлен при условии производства работ в (адрес) (квартира сверху). Более того, на момент подачи иска ((дата)) доступ в помещение ((адрес)) для проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения был предоставлен, о чем свидетельствует копия расписки о проведении капитального ремонта холодного и горячего водоснабжения от (дата) Акт от (дата) не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим отказ в предоставлении доступа, так как лично ответчик ФИО1 его не подписывала. Таким образом, при вынесении обжалуемого решения суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не исследовал всесторонне доказательства предоставленные сторонами, что является основанием для изменения решения суда.

В возражении на апелляционную жалобу Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-(адрес) - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Ханты-(адрес) - Югре в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Ханты-(адрес) - Югры от (дата)(номер)-рп «О создании некоммерческой организации «Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» создан Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-(адрес) - Югры, закреплены в Законе Ханты-(адрес) - Югры от (дата)(номер)-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-(адрес) - Югры», который регламентирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в Ханты- (адрес) - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-(адрес) - Югры, и требований к ней.

Статья 168 ЖК РФ определяет понятие региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, ее цели, задачи, отношения собственников помещений в многоквартирных домах и регионального оператора.

Во исполнение ст. 167 ЖК РФ на территории Ханты-(адрес) - Югры Правительством Ханты-(адрес) - Югры утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты- (адрес) - Югры (Постановление Правительства ХМ АО - Югры от (дата)(номер)-п «О Программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-(адрес) - Югры» (далее - окружная программа).

Многоквартирный (адрес) по проспекту Ленина в (адрес) включен в окружную программу капитального ремонта. Согласно окружной программе, капитальному ремонту в 2017- 2019 гг. подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома по указанному адресу: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

Функции и обязанности регионального оператора определены ст. 180 ЖК РФ, ст. 182 ЖК РФ.

Согласно ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного (адрес) по проспекту Ленина в (адрес) на счете регионального оператора подтверждается решением органа местного самоуправления (адрес) от (дата)(номер).Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 ЖК РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости,- о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации:

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ст. 182 ЖК РФ).

В соответствии с окружной программой, в интересах собственников помещений многоквартирного дома, (дата) между Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов и ООО «Строй-Профи» (далее -Подрядчик) заключен Договор подряда (номер)/СП на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту (далее - Договор), в том числе (адрес) по проспекту Ленина (адрес) - капитальный ремонт системы теплоснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения (приложение (номер) к договору). Срок окончания работ по капитальному ремонту инженерных сетей (системы теплоснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения) многоквартирного (адрес) по проспекту Ленина в соответствии с Договором - (дата).

В соответствии с проектной документацией, инженерные сети системы теплоснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, подлежащие капитальному ремонту, расположены в стояках, находящихся в жилых помещениях, в том числе в жилом помещении (номер)(адрес) по проспекту Ленина в (адрес).

Собственники помещений по указанному адресу неоднократно были уведомлены о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в целях необходимого обеспечения доступа в жилые помещения - системы теплоснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, в том числе инженерных сетей, находящихся в жилых помещения, путем размещения объявлений на информационных стендах в подъездах, а также путём вручения уведомлений собственникам под роспись. В уведомлениях Подрядчик также просил собственников сообщить о возможном (ином) времени доступа в жилое помещение любым возможным способом.

Ответчики являются собственниками жилого помещения (адрес) указанном (адрес) по 1/2 доле, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата).

Как указывает истец, ответчиками доступ в жилое помещение для обеспечения своевременного проведения ремонтных работ общего имущества - системы теплоснабжения, систем холодного и горячего водоснабжения, системы водоотведения, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома, не обеспечен. Факт отказа предоставить допуск подтверждается актом от (дата).

При рассмотрении данного дела, было также установлено, что ответчики отказались предоставить доступ к инженерным системам теплоснабжения (отопления) и водоотведения, что подтверждается актом от (дата) Приобщенные ответчиком фотографии свидетельствуют о проведении работ системы водоснабжения, при этом, в какой квартире, доме идентифицировать не возможно. В результате отсутствия доступа, Подрядчик не имеет возможности выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями Договора.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ответчики, препятствуя в допуске к инженерным сетям специалистам Подрядчика для проведения ремонтных работ, нарушают, не только права и интересы Подрядчика, но и нарушаются законные права и интересы всех собственников помещений многоквартирного дома в реализации окружной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного (адрес) по проспекту Ленина в городе Сургуте, также интересы Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, у которого существует обязанность по обеспечению проведения своевременного и качественного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент подачи иска доступ в помещение для проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения был предоставлен, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергается материалами дела.

Согласно протокола судебного заседания от (дата) ответчик утверждала, что доступ в помещение для проведения капитального ремонта сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения был предоставлен. Акт она не подписывала.

Протокольным определением от (дата) судебное заседание было отложено на (дата) с целью запроса у истца сведений о проведении ремонтных работ в жилом помещении ответчика в марте 2018 года.

(дата) судом был сделан запрос в адрес истца, где истцу было предложено предоставить в адрес суда сведения о произведенных работах в марте 2018 года в квартире ответчика, доказательства в обосновании своих требований (акт об отказе, датированный после обращения в суд) (л.д. 104).

В ответ на данный запрос истец предоставил акт об отказе ответчика в предоставлении доступа в квартиру, датированный (дата), в котором указано на то, что собственник ФИО1 от подписи в акте отказалась. Указанное своей подписью в акте об отказе свидетельствовали представители подрядчика в лице начальника участка ООО «Строй-Профи ФИО3, главного инженера ООО «Строй-Профи» ФИО4

Согласно того же акта собственник помещения ФИО1 отказалась предоставить доступ к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенном в помещении, а именно: к системе теплоснабжения (отопления), системе водоотведения для выполнения подрядчиком своевременно, качественно и в полном объеме необходимых работ.

Более того, согласно акта, собственник помещения был уведомлен о сроках, объемах выполняемых подрядчиком работ и о последствиях отказа в предоставлении доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, расположенного в жилом помещении.

Исходя из протокола судебного заседания, датированного (дата) ответчик ФИО1 исковые требования не признала, вместе с тем, своего мнения относительно акта об отказе ответчика в предоставлении доступа в квартиру, датированного (дата) не высказала. Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено. Судебная коллегия обращает внимание на то, что исходя из апелляционной жалобы, ответчик утверждает, что акт, о котором идет речь, она не подписывала. Указанное не опровергается и истцом.

В данном случае речь идет о допуске в квартиру ответчика для выполнения ремонтных работ, а не о том, что ответчик отказался от подписания акта об отказе ответчика в предоставлении доступа в квартиру, датированного (дата).

До настоящего времени, несмотря на неоднократные уведомления, доступ в квартиру не предоставлен. Доказательством такой возможности может служить только акт выполненных работ, проведению которых ответчики препятствуют. При этом судебная коллегия отмечает, что нарушение каких-либо прав ответчиков при организации подрядчиком ремонтных работ занимаемого ими жилого помещения, может быть основанием для самостоятельного обращения за защитой данного права, в том числе в судебном порядке, но не для злоупотребления правом путем создания истцу препятствий в осуществлении деятельности по обеспечению проведения своевременного и качественного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Данилов А.В.

Судьи: Беспалова В.В.

Решетникова О.В.