ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-625/17 от 18.08.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Лаврущева О.Н.

Дело № 33-625/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2017 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Гаврикова И.В.,

судей: Кнепмана А.Н., Кочева С.Н.,

при секретаре Ефименко Р.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 31.05.2017, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах Легостаева Л. В., Легостаева Д. Л. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о выделении денежных средств для строительства жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Министерство финансов Российской Федерации в течении января 2018 года предоставить за счет средств федерального бюджета Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области для строительства жилого помещения Легостаеву Л. В., Легостаеву Д. Л., 2160000 (два миллиона сто шестьдесят тысяч) руб. путем перечисления на расчетный счет Управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области № <...>, открытого в <банк>, лицевой счет № <...> в управлении федерального казначейства по ЕАО, ИНН <...>, КПП <...>, ОКТМО <...>, ОКОПФ <...>.

Обязать Управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области до 01 октября 2018 года обеспечить строительство жилого помещения в пределах п. Николаевка Смидовичского района ЕАО Легостаеву Л. В., Легостаеву Д. Л.,

Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах Легостаева Л.В., Легостаева Д.Л. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее - Минфин России), управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО (далее - управление архитектуры) о выделении денежных средств для строительства жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что в результате проверки установлено, что семья Легостаевых была включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 г., имеющих право на меры государственной поддержки в виде строительства нового жилья.

Вместе с тем управление архитектуры не имеет возможности построить истцам жилое помещение в связи с отсутствием денежных средств.

С учётом уточнения, прокурор просил суд обязать Минфин России произвести выделение денежных средств в размере 2 160 000 руб. из федерального бюджета на строительство жилого помещения для Легостаева Л.В., Легостаева Д.Л в срок до 01.10.2017; обязать управление архитектуры и строительства правительства ЕАО обеспечить строительство жилого помещения для Легостаева Л.В., Легостаева Д.Л в пределах пос. Николаевка Смидовичского района ЕАО в срок до 01.10. 2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Минстрой России), комитет социальной защиты населения правительства ЕАО, финансовое управление правительства ЕАО, Легостаева Л.В., Легостаева Н.Л.

Представитель прокурора Смидовичского района ЕАО Скляр О.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Минфина России Цепляева Ю.В. иск не признала, пояснила, что право истцов на строительство нового жилья нарушено в результате неправомерных действий управления архитектуры. В случае возложения на Минфин России обязанности выделить денежные средства, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ решение будет исполнено в течение 3 месяцев, а управление архитектуры неизрасходованные до 31.12.2017 денежные средства обязано будет вернуть. Поскольку решение будет считаться исполненным, для повторного выделения денежных средств необходимо новое решение.

Представитель ответчика управления архитектуры Розенберг В.М. иск не признал, пояснил, что строительство жилья осуществлялось по контрактам, заключённым в мае-июне 2014 г., и было закончено 01.09.2014. После этого денежные средства из федерального бюджета поступили в область в декабре 2015 г. на исполнение судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015. Однако решение суда, обязывающее произвести Легостаевым строительство жилья, вступило в силу 27.08.2014. Также указал, что построить жильё до 01.10.2018 возможно лишь в случае выделения денежных средств в январе 2018 г.

Истцы Легостаев Л.В., Легостаев Д.Л., представители третьих лиц Минстроя России, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, финансового управления правительства ЕАО, третьи лица Легостаева Л.В., Легостаева Н.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Российская Федерация в лице Минфина России просила решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Мотивируя жалобу, указала, что именно неправомерными действиями управления архитектуры нарушено право истцов на получение меры государственной поддержки в виде построения нового жилья, так как в 2013-2014 г. оно должно было им быть построено.

Действующим законодательством не предусмотрена ответственность Минфина России за неправомерные действия управления архитектуры.

При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на Минфин России обязанности перечислить денежные средства необоснованно и не соответствует действующему бюджетному законодательству.

Не указан должным образом порядок исполнения решения суда в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В 2016-2017 гг. между Минстроем России и правительством ЕАО соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств области по реализации мер государственной поддержки не заключалось, так как реализация указанных мероприятий завершена в 2015 г.

В суде апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. полагала решение подлежащим изменению в части срока его исполнения.

Истцы Легостаев Л.В. и Легостаев Д.Л., представители ответчиков Российской Федерации в лице Минфина России, управления архитектуры, третьих лиц Минстроя России, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, финансового управления правительства ЕАО, третьи лица Легостаева Л.В. и Легостаева Н.Л. в судебное заседание судаапелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации.

В связи с крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории ЕАО в 2013 г., в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законом ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ) установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017 (ч.1 ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по его выбору в форме предоставления жилого помещения либо выплаты денежных средств на строительство жилья.

Согласно п. 2 постановления правительства ЕАО от 02.12.2013 № 640-пп «О реализации мер государственной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 г., в натуральной форме в виде предоставления жилых помещений» государственным заказчиком по государственному контракту на выполнение работ по строительству или приобретению жилых помещений в пользу граждан и услуг, связанных с оформлением технического и кадастрового паспортов на построенные жилые помещения, является управление архитектуры.

Согласно п. 15 Порядка предоставления меры государственной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 г., в натуральной форме в виде предоставления жилых помещений, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 02.12.2013 № 640-пп, выполнение работ по строительству или приобретению жилых помещений в пользу граждан, утративших жилые помещения, осуществляется на основании государственных контрактов, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 26.09.2014 семья Легостаевых по решению суда, вступившему в законную силу 27.08.2014, включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 г., для получения государственной поддержки в виде строительства жилого помещения.

Однако строительство жилых помещений завершено до 01.09.2014. Управление архитектуры 17.06.2015 направило в Минстрой России списки граждан, признанных пострадавшими, для предоставления им меры государственной поддержки в виде строительства жилья. В этом списке также была указана семья Легостаевых.

12.12.2015 Правительством РФ принято постановление № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г.» (далее - Правила), которыми установлен порядок предоставления в 2015 г. из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015 (п. 1 Правил).

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключённого между Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (п. 5 Правил).

В соответствии со ст. 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований до главного распорядителя бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Минфин России.

Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя России, который в свою очередь распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате наводнения в 2013 г.

17.12.2015 между Минстроем России и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету области на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мер государственной поддержки. В декабре 2015 г. из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области поступили денежные средства, в том числе и на семью Легостаевых в сумме 2 160 000 руб.

Вместе с тем управление архитектуры не могло использовать поступившие денежные средства для строительства им жилья, так как дата вступления судебного решения в отношении Легостаевых - 27.08.2014, не соответствует установленному в п. 1 Правил периоду. В связи с этим оставшиеся не израсходованными финансовые средства были возвращены в федеральный бюджет в январе 2017 г.

Из сообщения Минфина России от 13.01.2017 следует, что возвращённые управлением архитектуры финансовые средства подлежат направлению в резервный фонд Правительства РФ.

Доказательств повторного выделения денежных средств из федерального бюджета для строительства жилья Легостаевым не имеется.

Указание в жалобе на отсутствие законодательного закрепления ответственности Минфина России за неправомерные действия управления архитектуры в отношении истцов правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку затраты на предоставление жилого помещения истцам являются расходным обязательством Российской Федерации, и их непредоставление указывает на незаконное бездействие федеральных государственных органов в вопросе восстановления прав истцов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации межрегионального характера в 2013 г.

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией.

В этой связи, разрешая исковые требования, установив, что, несмотря на соблюдение органами исполнительной власти области порядка предоставления государственной поддержки, право Легостаевых на меру государственной поддержки в виде предоставления жилья не может быть реализовано в силу указанных положений Правил, суд первой инстанции обоснованно признал Российскую Федерацию в лице Минфина России обязанной выделить управлению архитектуры денежные средства в сумме 2 160 000 руб. из средств федерального бюджета для реализации прав истцов.

Вместе с тем, соглашаясь с данным выводом суда, судебная коллегия находит решение суда в части установленного порядка его исполнения подлежащим изменению.

Согласно ч. 4 ст. 242 БК РФ не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счёте бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счёт бюджета.

В силу ч. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счёт этого бюджета.

Исполнение судебных актов производится в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (ч. 6 ст. 242.2 БК РФ).

Как пояснили суду представители Российской Федерации в лице Минфина России и управления архитектуры, в случае возложения обязанности выделить денежные средства для строительства истцам жилья, решение подлежит исполнению в течение 3 месяцев, но, учитывая, что до окончания текущего финансового года жильё не будет построено, управление архитектуры должно будет вернуть неизрасходованные денежные средства в федеральный бюджет. В дальнейшем для предоставления денежных средств из бюджета необходимо будет новое решение суда, поскольку первоначальное решение будет считаться исполненным.

После выделения денежных средств потребуется проведение аукционов, сначала на разработку проекта строительства, а потом по строительству жилья. В зимний период времени ряд работ по строительству не осуществляется. Построить жильё до 31.12.2017 не представляется возможным. В случае выделения денежных средств в январе 2018 г., имеется возможность построить жильё до 01.10.2018.

Принимая во внимание указанные нормы Бюджетного кодекса РФ и пояснения представителей ответчиков, с целью реализации права истцов на меру государственной поддержки судебная коллегия считает необходимым установить, что решение суда в части выделения Минфином России денежных средств управлению архитектуры подлежит исполнению не ранее 15.11.2017 и, соответственно, исполнительный документ подлежит выдаче не ранее этой даты, с тем, чтобы Минфин России имел возможность его исполнения в установленные сроки в начале 2018 г., и денежные средства могли быть использованы для восстановления прав истцов в 2018 г.

Кроме того, главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрен порядок исполнения решений судов о возложении на Минфин России какой-либо обязанности, ею установлен порядок исполнения решений о взыскании денежных средств с федерального бюджета.

В этой связи судебная коллегия считает необходимым изменить порядок исполнения решения путём указания на взыскание денежных средств в интересах истцов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета на счет управления архитектуры, являющегося государственным заказчиком по государственному контракту, на выполнение работ по строительству жилых помещений.

Иной порядок исполнения решения не позволит ответчику провести необходимые аукционы и обеспечить непосредственное строительство.

Таким образом, решение суда по существу соответствует требованиям закона, но подлежит изменению в части порядка его исполнения.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 31.05.2017 изменить.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах Легостаева Л. В., Легостаева Д. Л. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о выделении денежных средств для строительства жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета для строительства жилого помещения Легостаеву Л. В., Легостаеву Д. Л. 2160000 (два миллиона сто шестьдесят тысяч) рублей путем перечисления на расчетный счет Управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области № <...>, открытого в <банк>, лицевой счет № <...> в управлении федерального казначейства по ЕАО, ИНН <...>, КПП <...>, ОКТМО <...>, ОКОПФ <...>.

Решение суда в этой части исполнить не ранее 15 ноября 2017 года.

Обязать Управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области после получения денежных средств из федерального бюджета обеспечить до 01 октября 2018 года строительство жилого помещения в пределах п. Николаевка Смидовичского района ЕАО Легостаеву Л. В., Легостаеву Д. Л.,

Апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: