ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6262/2018 от 26.02.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Коляда В.А. Дело 33-6262/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Лавровой Е.В.,

при секретаре Томилове В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2018 года апелляционную жалобу Зверьковой Н.Н. на решение Серпуховского городского суда Московской области от 11 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску Зверьковой Н.Н. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение ежемесячного пособия не детей инвалидов,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Зверькова Н.Н. в интересах несовершеннолетних детей-инвалидов Гришениной Д.В., 22 декабря 2002 года рождения, и Меркуловой Т.А., 24 марта 2001 года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение ежемесячного пособия не детей инвалидов.

Требования мотивировала тем, что она и муж Зверьков С.М. являются приемными родителями детей на возмездных условиях. Дети фактически проживают вместе с ними по адресу: <данные изъяты> Она и муж постоянно зарегистрированы по месту жительства в <данные изъяты>

Дети-инвалиды в соответствии с Законом Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» имеют право на получение ежемесячного пособия ребенку-инвалиду, однако Серпуховское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области социальное пособие не выплачивает.

Ответчик иск не признал.

Решением Серпуховского городского суда от 11 декабря 2017 года в удовлетворении иска отказано.

С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.

На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закон Московской области №1/2006-ОЗ).

Согласно положениям ст.2 Закона Московской области №1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.8 Закона Московской области №1/2006-ОЗ право на ежемесячное пособие имеет ребенок-инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> года рождения, являются детьми-инвалидами.

Решением Серпуховского городского суда от <данные изъяты> родители Гришениной Д.В. - Гришенин В.В. и Гришенина О.Ю. лишены родительских прав в отношении ребенка.

Одинокая мать <данные изъяты>Меркулова Н.А. (фамилия в новом браке Боженкова) умерла <данные изъяты>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Ленинскому муниципальному району <данные изъяты>-р от <данные изъяты> над несовершеннолетней <данные изъяты> установлена опека. Приемными родителями (опекунами) несовершеннолетней <данные изъяты>. на возмездных условиях на основании договора о приемной семье являются супруги Зверьков С.М. и Зверькова Н.Н.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Серпуховскому муниципальному району <данные изъяты>-р от <данные изъяты> над несовершеннолетней <данные изъяты> установлена опека. Приемными родителями (опекунами) несовершеннолетней <данные изъяты> на возмездных условиях на основании договора о приемной семье являются супруги Зверьков С.М. и Зверькова Н.Н.

Приемные дети <данные изъяты> не зарегистрированы по месту жительства.

Решением Серпуховского городского суда от 28 сентября 2016 года установлен юридический факт постоянного проживания несовершеннолетней <данные изъяты> на территории Серпуховского района Московской области совместно с приемными родителями.

Решением Серпуховского городского суда от 22 ноября 2016 года установлен юридический факт постоянного проживания несовершеннолетней <данные изъяты> на территории Серпуховского района Московской области совместно с приемными родителями.

Зверькова Н.Н. обращалась в <данные изъяты>ное управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячного пособия ребенку-инвалиду в отношении несовершеннолетней <данные изъяты> отношении несовершеннолетней <данные изъяты>

В назначении и выплате социальных пособий отказано по причине отсутствия у детей регистрации по месту жительства в <данные изъяты>.

На обращение Зверьковой Н.Н.<данные изъяты> также было отказано по причине нераспространения мер социальной поддержки на детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что при первоначальном обращении истцом не были представлены все документы, предусмотренные Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области №989/30 от 14 августа 2012 года. При повторном обращении истца в январе 2017 года, с учетом изменений, внесенных Законом Московской области от 20 декабря 2016 года №170/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», право на предоставление мер социальной поддержки детям, находящимся на полном государственном обеспечении, не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия у Зверьковой Н.Н. права на компенсационные выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом <данные изъяты> за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>; за ребенком-инвалидом <данные изъяты> за период с 17 августа 2016 года по 20 декабря 2016 года. При этом судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со ст.20 ГК РФ, ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 года №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.1 Закона Московской области №1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.

Вместе с тем, регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.

Решениями Серпуховского городского суда от 28 сентября 2016 года и 22 ноября 2016 года установлены факты проживания несовершеннолетних детей-инвалидов <данные изъяты> с опекунами (приемными родителями) супругами Зверьковым С.М. и Зверьковой Н.Н., имеющими регистрацию по месту жительства в Московской области.

При таких обстоятельствах у территориального подразделения Министерства социального развития Московской области не имелось оснований для отказа в назначении выплат по первоначальным заявлениям истца.

С учетом изменений, вступивших в силу с 21 декабря 2016 года, действие Закона «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району №253-р от 5 июня 2014 года и распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому муниципальному району №309-р от 16 сентября 2015 года опекунам (приемным родителям) несовершеннолетних назначены ежемесячные денежные средства на их содержание, ежегодное денежное пособие для несовершеннолетних, а также ежемесячное вознаграждение, как приемным родителям.

Таким образом, несовершеннолетние дети-инвалиды <данные изъяты>, и <данные изъяты> года рождения, находятся на полном государственном обеспечении, в связи с чем с <данные изъяты> утратили право на получение ежемесячного пособия.

Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет новое решение о частичном удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Серпуховского городского суда Московской области от 11 декабря 2017 года отменить. Постановить по делу новое решение.

Обязать Министерство социального развития Московской области произвести компенсационные выплаты Зверьковой Наталье Николаевне как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом <данные изъяты>, за период с 30 ноября 2016 года по 20 декабря 2016 года; за ребенком-инвалидом <данные изъяты>, за период с 17 августа 2016 года по 20 декабря 2016 года.

Апелляционную жалобу Зверьковой Н.Н. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи