ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6269/18 от 29.08.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-6269/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2018 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Ившиной Т.В.,

при секретаре Башатове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании права на досрочную пенсию

по апелляционным жалобам ФИО1, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области

на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 21 июля 2017 года он обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с учетом пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 26 октября 2017 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По подсчетам ответчика по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ стаж составил 12 лет 11 месяцев 18 дней, по пункту 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона - 10 лет 11 месяцев 26 дней. Ответчик в нарушение действующего законодательства не суммировал период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к периодам работы с тяжелыми условиями труда. Также считает, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ период работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года (1 год 1 месяц 13 дней) мастером строительных и монтажных работ в СМУ-712 ГП «***», и период с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года (7 месяцев 26 дней) производителем работ (прорабом) строительного участка РСЭУ ФГУП «***». Просил суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2017 года, включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды: с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года - мастер строительных и монтажных работ в СМУ-712 ГП «***», с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года - производитель работ (прораб) строительного участка РСЭУ ФГУП «***»; признать общий стаж работы по Списку № 2 - 12 лет 10 месяцев 14 дней, суммировать к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью 12 лет 11 месяцев 18 дней период работы с тяжелыми условиями труда продолжительностью 12 лет 10 месяцев 14 дней.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Дерябин А.В., действующая на основании ордера от (дата), исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представители ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от (дата), ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), ФИО4, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд включил в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года и 06 октября 1999 года. Признал за ФИО1 продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» равной 12 лет 01 месяц 07 дней. Суммировал к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и установил продолжительность стажа по подпункту «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, равной 19 лет 9 месяцев 8 дней. В удовлетворении исковых требований в большем объеме отказал.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, представителем УПФР в г. Орске Оренбургской области подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционных жалоб, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика УПФР в г. Орске Оренбургской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 21 июля 2017 года ФИО1 обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с учетом пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 26 октября 2017 года ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 30 и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.

Указанным решением определена продолжительность стажа ФИО1, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая составила 10 лет 11 месяцев 26 дней, а требуется 12 лет 06 месяцев. Продолжительность стажа в районе ЗАТО (адрес) составила 12 лет 11 месяцев 18 дней, а требуется 20 календарных лет. Пенсионный орган указал, что при имеющейся продолжительности стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявитель вправе обратиться за назначением указанной пенсии по достижении 56 лет.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона возраста мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).

Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с подпунктом «б» указанного пункта при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года и 06 октября 1999 года, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в должности, поименованной Списком № 2, подтверждается архивной справкой от 04 августа 2016 года .

Однако с указанными выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы пенсионного органа заслуживающими внимания.

В спорный период работы истца действовал Список № 2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлялось мастерам строительных и монтажных работ, код позиции 2290000б-23419.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются только те периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, характер выполняемой работы должен быть подтвержден исключительно документами, которые не вызывают сомнения в их подлинности и достоверности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он 24 августа 1998 года принят мастером на участок , 06 октября 1999 года уволен по пункту 7 статьи 33 КЗоТ РФ за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

Из архивной справки ФГУП «***» от 04 августа 2016 года , принятой судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего льготный характер работы истца, также следует, что ФИО1 с 24 августа 1998 года принят мастером на участок , с 06 октября 1999 года уволен, мастер участка по пункту 7 статьи 33 КЗоТ РФ за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

В качестве застрахованного лица ФИО1 зарегистрирован 21 июля 1998 года, период работы истца с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в выписке из индивидуального лицевого счета отражен без кода льготы.

Выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07 мая 2018 года подтверждается, что ФГУП «***» где работал ФИО1, действующее предприятие.

Между тем работодателем сведения индивидуального лицевого счета в отношении истца не были скорректированы.

Кроме того, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 и вступившим в действие с 01 января 1996 года, предусмотрена должность «мастер участка», также в данном классификаторе указана и должность «мастер строительных и монтажных работ», которая включена в Список № 2 от 26 января 1991 года №10.

Данные должности являются различными и для каждой из них предусмотрены свои должностные обязанности.

Проверяя характер деятельности истца в спорный период, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку материалами дела не подтверждается занятость истца в должности мастера строительных и монтажных работ (Список № 2 1991 года).

Таким образом, судебная коллегия считает подлежащим исключению из специального стажа истца периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года, 06 октября 1999 года, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года производителем работ (прорабом) строительного участка РСЭУ ФГУП «***» по Списку № 2 1991 года, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах справками от 04 августа 2016 года , от 04 августа 2016 года льготный характер условий труда не подтверждается, в выписке из индивидуального лицевого счета данный период работы отражен без кода льгот, иных доказательств, подтверждающих льготный характер условий труда, истцом не представлено.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данным выводом суда первой инстанции, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца в этой части находит несостоятельными как основанными на ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того, как следует из сообщения ФГУП «***» от 06 октября 2017 года занимаемая истцом в спорный период должность по Списку № 2 не значится.

Таким образом, работодатель льготный характер труда ФИО1 не подтверждает.

Поскольку без учета спорных периодов с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года, с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года ФИО1 не выработал требуемого специального стажа 12 лет 06 месяцев, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию также не имеется.

Разрешая исковые требования в части суммирования стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и стажа в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в районе ЗАТО (адрес), суд первой инстанции исходил из того, что на работников предприятий и организаций, расположенных на территории (адрес), распространены и сохранены льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе связанные с назначением пенсии, в связи с чем к стажу работы истца в районе ЗАТО (адрес) по пункту 6 части 1 стать 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (включенный ответчиком 12 лет 11 месяцев 18 дней) прибавил стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (включенный ответчиком 10 лет 11 месяцев 26 дней) и период с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года (01 год 11 месяцев 11 дней) и пришел к выводу, что стаж составил 19 лет 09 месяцев 08 дней.

Однако с указанными выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы пенсионного органа заслуживающими внимания.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Действительно, статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении стажа работ в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ. В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.

Таким образом, суммирование, предусмотренное статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», возможно только к периодам, которые включены по статье 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 и действовал при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

ЗАТО (адрес)(адрес) указанным Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусмотрено.

Для лиц, работавших в ЗАТО (адрес) сохранена только возможность назначения досрочной пенсии в соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, то есть для мужчин, достигших возраста 55 лет, проработавших не менее 20 календарных лет.

Кроме того, данным Положением возможность суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 не предусматривалось.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда в данной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года отменить в части включения в стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года, 06 октября 1999 года, признания за ФИО1 продолжительности стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» равной 12 лет 01 месяц 07 дней, в части суммирования к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и установления продолжительности стажа по подпункту «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, равной 19 лет 9 месяцев 8 дней, принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: