Дело № 33-6269/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2018 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей: Устьянцевой С.А., Ившиной Т.В.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании права на досрочную пенсию
по апелляционным жалобам ФИО1, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области
на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 21 июля 2017 года он обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с учетом пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 26 октября 2017 года № в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По подсчетам ответчика по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ стаж составил 12 лет 11 месяцев 18 дней, по пункту 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона - 10 лет 11 месяцев 26 дней. Ответчик в нарушение действующего законодательства не суммировал период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, к периодам работы с тяжелыми условиями труда. Также считает, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ период работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года (1 год 1 месяц 13 дней) мастером строительных и монтажных работ в СМУ-712 ГП «***№», и период с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года (7 месяцев 26 дней) производителем работ (прорабом) строительного участка РСЭУ ФГУП «***№». Просил суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2017 года, включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда периоды: с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года - мастер строительных и монтажных работ в СМУ-712 ГП «***№», с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года - производитель работ (прораб) строительного участка РСЭУ ФГУП «***№»; признать общий стаж работы по Списку № 2 - 12 лет 10 месяцев 14 дней, суммировать к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью 12 лет 11 месяцев 18 дней период работы с тяжелыми условиями труда продолжительностью 12 лет 10 месяцев 14 дней.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель адвокат Дерябин А.В., действующая на основании ордера № от (дата), исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности № от (дата), ФИО3, действующая на основании доверенности № от (дата), ФИО4, действующая на основании доверенности № от (дата), в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд включил в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***№», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года и 06 октября 1999 года. Признал за ФИО1 продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» равной 12 лет 01 месяц 07 дней. Суммировал к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и установил продолжительность стажа по подпункту «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, равной 19 лет 9 месяцев 8 дней. В удовлетворении исковых требований в большем объеме отказал.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представителем УПФР в г. Орске Оренбургской области подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционных жалоб, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика УПФР в г. Орске Оренбургской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 21 июля 2017 года ФИО1 обратился в УПФР в г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с учетом пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 26 октября 2017 года № ФИО1 по пункту 2 части 1 статьи 30 и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
Указанным решением определена продолжительность стажа ФИО1, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая составила 10 лет 11 месяцев 26 дней, а требуется 12 лет 06 месяцев. Продолжительность стажа в районе ЗАТО (адрес) составила 12 лет 11 месяцев 18 дней, а требуется 20 календарных лет. Пенсионный орган указал, что при имеющейся продолжительности стажа на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявитель вправе обратиться за назначением указанной пенсии по достижении 56 лет.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона возраста мужчинам на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с подпунктом «б» указанного пункта при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***№», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года и 06 октября 1999 года, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в должности, поименованной Списком № 2, подтверждается архивной справкой от 04 августа 2016 года №.
Однако с указанными выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы пенсионного органа заслуживающими внимания.
В спорный период работы истца действовал Список № 2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлялось мастерам строительных и монтажных работ, код позиции 2290000б-23419.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются только те периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, характер выполняемой работы должен быть подтвержден исключительно документами, которые не вызывают сомнения в их подлинности и достоверности.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он 24 августа 1998 года принят мастером на участок №, 06 октября 1999 года уволен по пункту 7 статьи 33 КЗоТ РФ за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии.
Из архивной справки ФГУП «***№» от 04 августа 2016 года №, принятой судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего льготный характер работы истца, также следует, что ФИО1 с 24 августа 1998 года принят мастером на участок №, с 06 октября 1999 года уволен, мастер участка № по пункту 7 статьи 33 КЗоТ РФ за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии.
В качестве застрахованного лица ФИО1 зарегистрирован 21 июля 1998 года, период работы истца с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в выписке из индивидуального лицевого счета отражен без кода льготы.
Выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07 мая 2018 года подтверждается, что ФГУП «***№» где работал ФИО1, действующее предприятие.
Между тем работодателем сведения индивидуального лицевого счета в отношении истца не были скорректированы.
Кроме того, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367 и вступившим в действие с 01 января 1996 года, предусмотрена должность «мастер участка», также в данном классификаторе указана и должность «мастер строительных и монтажных работ», которая включена в Список № 2 от 26 января 1991 года №10.
Данные должности являются различными и для каждой из них предусмотрены свои должностные обязанности.
Проверяя характер деятельности истца в спорный период, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку материалами дела не подтверждается занятость истца в должности мастера строительных и монтажных работ (Список № 2 1991 года).
Таким образом, судебная коллегия считает подлежащим исключению из специального стажа истца периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***№», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года, 06 октября 1999 года, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года производителем работ (прорабом) строительного участка РСЭУ ФГУП «***№» по Списку № 2 1991 года, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалах справками от 04 августа 2016 года №, от 04 августа 2016 года № льготный характер условий труда не подтверждается, в выписке из индивидуального лицевого счета данный период работы отражен без кода льгот, иных доказательств, подтверждающих льготный характер условий труда, истцом не представлено.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данным выводом суда первой инстанции, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца в этой части находит несостоятельными как основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, как следует из сообщения ФГУП «***№» от 06 октября 2017 года № занимаемая истцом в спорный период должность по Списку № 2 не значится.
Таким образом, работодатель льготный характер труда ФИО1 не подтверждает.
Поскольку без учета спорных периодов с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года, с 09 августа 2000 года по 05 апреля 2001 года ФИО1 не выработал требуемого специального стажа 12 лет 06 месяцев, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию также не имеется.
Разрешая исковые требования в части суммирования стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и стажа в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в районе ЗАТО (адрес), суд первой инстанции исходил из того, что на работников предприятий и организаций, расположенных на территории (адрес), распространены и сохранены льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе связанные с назначением пенсии, в связи с чем к стажу работы истца в районе ЗАТО (адрес) по пункту 6 части 1 стать 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (включенный ответчиком 12 лет 11 месяцев 18 дней) прибавил стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (включенный ответчиком 10 лет 11 месяцев 26 дней) и период с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года (01 год 11 месяцев 11 дней) и пришел к выводу, что стаж составил 19 лет 09 месяцев 08 дней.
Однако с указанными выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы пенсионного органа заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Действительно, статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении стажа работ в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ. В случае если стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, такой стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
Таким образом, суммирование, предусмотренное статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», возможно только к периодам, которые включены по статье 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 и действовал при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
ЗАТО (адрес)(адрес) указанным Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусмотрено.
Для лиц, работавших в ЗАТО (адрес) сохранена только возможность назначения досрочной пенсии в соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, то есть для мужчин, достигших возраста 55 лет, проработавших не менее 20 календарных лет.
Кроме того, данным Положением возможность суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 не предусматривалось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение суда в данной части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 18 мая 2018 года отменить в части включения в стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы с 24 августа 1998 года по 06 октября 1999 года в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ – 712 ГП «***№», за исключением периодов работы 18 апреля 1999 года, 06 октября 1999 года, признания за ФИО1 продолжительности стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» равной 12 лет 01 месяц 07 дней, в части суммирования к периоду работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность стажа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и установления продолжительности стажа по подпункту «д» пункта 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, равной 19 лет 9 месяцев 8 дней, принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: