Бехтина Н.Е. Дело №33 –6269/ 2021 (2-1139/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Данилова А.В., Мироненко М.И.,
с участием прокурора Леонович О.Ю.,
при секретаре Бессарабове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения Белый Яр о признании незаконными действий администрации г.п. Белый Яр по принятию Постановления (номер) от 05 июня 2020 года, о признании договора найма служебного жилого помещения (номер) от (дата) недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ее недействительности, признании не возникшим право пользования (ФИО)1 жилым помещением,
по апелляционной жалобе Администрации городского поселения Белый Яр на решение Сургутского районного суда от 24 июня 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования по иску прокурора Сургутского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Белый Яр о признании незаконным действий администрации г.п. Белый Яр по принятию Постановления (номер) от 05 июня 2020 года, признать вышеуказанный договор найма служебного жилого помещения (номер) от 05 июня 2020 года недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия ее недействительности, признать не возникшим право пользования (ФИО)1 жилым помещением -квартирой (адрес) – удовлетворить.
Признать незаконным действия администрации г.п. Белый Яр по принятию Постановления (номер) от 05 июня 2020 года «О заключении договора найма служебного жилого помещения» в отношении (ФИО)1 на квартиру №(адрес)
Признать договор найма служебного жилого помещения (номер) от 05 июня 2020 года заключенный между Администрацией городского поселения Белый Яр и (ФИО)1 по квартире (адрес) недействительной сделкой, применить последствия ее недействительности и признать не возникшим право пользования (ФИО)1 жилым помещением – квартирой (адрес)».
Заслушав доклад судьи (ФИО)8, объяснения представителя администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района Хохряковой С.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Леонович О.Ю. о том, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Истец, в лице прокуратуры Сургутского района, обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что на основании обращения депутата Думы ХМАО-Югры проведена проверка деятельности администрации г.п. Белый Яр в части распоряжения муниципальным имуществом.
Многоквартирный жилой дом (адрес) введен в эксплуатацию в 2018 году (далее – дом, многоквартирный дом).
Администрацией Сургутского района в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района» осуществлена закупка 364 жилых помещений в доме для переселения в рамках муниципальной программы граждан собственников жилых помещений и граждан, проживающих по договорам социального найма.
Жилые помещения приобретались в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 года №5587 (далее – муниципальная программа, программа), основного мероприятия «Организация и обеспечение переселения граждан-участников подпрограммы», финансирование которого производится за счет средств автономного округа и средств бюджета Сургутского района для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений (приложение 2 к государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года №346-п).
На основании приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации района от 17.09.2019 года № 465 согласно условиям муниципальной программы администрации г.п. Белый Яр распределено 40 квартир многоквартирного дома для переселения граждан.
Согласно аукционной документации к заключенным муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд от 17.12.2019 года №(номер)(номер) и (номер) жилые помещения приобретались для граждан, состоящих на учёте в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
О распределении квартир вышеуказанным способом администрация Сургутского района уведомила администрацию г.п. Белый Яр письмами от 14.03.2019 года (номер), от 06.08.2019 года (номер).
Вопреки установленному порядку распределения жилых помещений по договорам социального найма на основании постановления администрации г.п. Белый Яр от 05.06.2020 года (номер) ((адрес)) по договору найма служебного жилого помещения предоставлена работнику БУ «Сургутская районная поликлиника» (ФИО)1 для проживания с несовершеннолетним (ФИО)2.
(ФИО)1 является работником муниципального учреждения и не подпадает в перечень лиц, указанных в подпунктах в), д-ж) пункта 5.3 муниципальной программы.
(ФИО)1 совместно с членами семьи не состоит на учете на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, не признана нуждающейся.
Таким образом, у администрации г.п. Белый Яр отсутствовали правовые основания для предоставления (ФИО)1 квартиры и заключения договора служебного найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор Сургутского района обратился в суд в связи с нарушением прав и интересов граждан, проживающих на территории г.п. Белый Яр, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете и имеющих право состоять на учете в органе местного самоуправления, а также имеющих право на переселение из аварийного жилья либо на предоставление им жилых помещений согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку действиями администрации грубо нарушен установленный Жилищным кодексом РФ порядок предоставления жилых помещений, в связи с чем, прокурор также обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации.
Просил признать незаконными действия администрации г.п. Белый Яр по принятию постановления от 05.06.2020 года (номер) «О заключении договора найма служебного жилого помещения». Признать договор найма служебного жилого помещения от 05.06.2020 года (номер), заключенный между администрацией г.п. Белый Яр и (ФИО)1 недействительной (ничтожной) сделкой и применить последствия ее недействительности. Признать не возникшим право пользования (ФИО)1 жилым помещением – квартирой №(адрес)
Представитель истца – прокурора Сургутского района в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, считал, что администрация самостоятельно вправе распоряжаться переданным ей жилищным фондом, поскольку договорные отношения в рамках программы у округа и администрации Сургутского района, данный договор или соглашение администрации г.п. Белый Яр не касается.
Третьи лица (ФИО)1 и представитель Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района с исковыми требованиями прокурора не согласились.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.п. Белый Яр просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Администрация г.п. Белый Яр, как самостоятельный орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет весь объем полномочий, определенных ФЗ №131-Ф3. Передача квартиры (адрес) проходила на основании договора безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр от 03.12.2019 г. Обращает внимание, что статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 и договор безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр от 03.12.2019 года также определяет такие вопросы местного значения, как организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом ни ФЗ №131-Ф3, ни договор безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования г.п. Белый Яр от 03.12.2019 г. не предусматривают приоритетность одного полномочия по отношению к другим. Доказательств, что квартира передана в рамках муниципальной программы для переселения граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, истцом не предоставлено. Передача квартиры в собственность г.п. Белый Яр была произведена для целей осуществления ответчиком полномочий в рамках вопроса местного значения в полном объеме. Какие-либо условия или исключения в договоре не оговариваются. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 года № 408-п (в редакции от 07.03.2018 до 31.12.2018) предусматривало предоставление приобретенных жилых помещений по договору служебного найма. Согласно абз. 8 п. 12 приложения 2 к государственной программе ХМАО-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года" приобретенные жилые помещения используются муниципальными образованиями для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, для предоставления служебных жилых помещений, а также формирования маневренного жилищного фонда. Суд не мог применить к правоотношениям постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы», так как данное постановление вступает в силу с 01.01.2019 года (п. 4 постановления). Соглашение (номер) от 13.063.2018 года было заключено между Департаментом строительства ХМАО-Югры и Администрацией Сургутского района, следовательно, городское поселение Белый Яр стороной данного соглашения не является, обязательств по исполнению соглашения не принимала. Администрация г.п. Белый Яр не ознакомлена с условиями соглашения, копию данного соглашения не получала. Обращает внимание, что никаких правовых последствий для городского поселения Белый Яр, как сама аукционная документация, так и муниципальный контракт, заключенный по результатам проведенного аукциона, не влекут. В соответствии с наименованием документации об аукционе в электронной форме аукцион проводился на право заключить муниципальный контракт Приобретение жилых помещений в г.п. Белый Яр в рамках программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района», указания на конкретное мероприятие муниципальной программы аукционная документация не содержит. Спорная квартира была приобретена г.п. Белый Яр на основании договора безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования г.п. Белый Яр от 03.12.2019 г., которое является основанием для владения, пользования и распоряжения городским поселением Белый Яр жилым помещением в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Письмом от 09.10.2019 года (номер) Департамент уведомил о необходимости учитывать при распределении приобретенных жилых помещений предоставление жилых помещений, в том числе гражданам, имеющим право на предоставление служебных жилых помещений. Исходящим письмом от 08.11.2019 года №5713 администрация поселения указала, что 7 жилых помещений распределены среди нуждающихся работников,- имеющих право на предоставление служебных жилых помещений. Указанные письма не являются нормативными документами и не могут являться обязательными для исполнения администрацией поселения, как самостоятельного органа местного самоуправления. Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ Сургутского района, утвержденным постановлением администрации Сургутского района от 07.08.2013 года № 3407, в качестве координатора, соисполнителя и участника муниципальной программы Сургутского района определены отраслевые (функциональные) органы администрации Сургутского района. Городские и сельские поселения Сургутского района, в том числе администрация г.п. Белый Яр, не участвуют в реализации вышеназванной программы. Более того обязательств по исполнению муниципальной программы органы местного самоуправления поселения на себя не возлагали. Муниципальная программа Сургутского района предусматривает предоставление жилых помещений гражданам по договорам служебного найма. Суд не учел, что приказом Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района от 05.03.2019 № 105«О распределении жилых помещений» (в редакции от 17.09.2019 года № 465, действовавшей на момент переходя права собственности) определены категории граждан, кому могут быть распределены жилые помещения, в том числе: граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района. Жилищное законодательство РФ не определяет приоритетность предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам из категории малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях. Судом не указано, какие требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду были нарушены администрацией, что послужило основанием для признания договора служебного найма недействительной сделкой.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сургутского района просит оставить решение суда без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица (ФИО)1, Администрация Сургутского района, Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района Хохряковой С.Р., объяснения прокурора Леонович О.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы городского поселения Белый Яр Сургутского района от 05.06.2020 года (номер) жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), включено в состав специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение) и предоставлено на условиях договора найма служебного жилого помещения (ФИО)1
05.06.2019 года между администрацией городского поселения Белый Яр и (ФИО)1 заключен договор найма служебного жилого помещения (номер).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что (ФИО)1 в списках очередности на получение жилого помещения по договору социального найма и на иных условиях не состоит, спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено (ФИО)1 на основании договора (номер) от 05.06.2020 года в качестве служебного жилого помещения в нарушение закона поскольку было предназначено к распределению по договору социального найма, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания договора найма служебного помещения (номер) от 05.06.2020 года недействительным, применении последствий недействительности сделки путем приведения сторон в первоначальное положение. Также суд посчитал необходимым признать незаконными действия администрации г.п. Белый Яр по принятию Постановления (номер) от 05.06.2020 года, на основании которого был заключен договор найма служебного жилого помещения» с (ФИО)1 на спорную квартиру.
Судебная коллегия считает, что выводы суда правильные, основаны на законе, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленных доказательствах, которым в порядке ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ дана надлежащая правовая оценка.
Как установлено судом, 13.03.2018 года между Департаментом строительства ХМАО-Югры и администрацией Сургутского района заключено Соглашение (номер) о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры (в редакции дополнительных соглашений от 09.06.2018 г., 14.08.2018 г., 28.09.2018 г., 07.11.2018 г., 14.12.2018 г.).
Предметом указанного Соглашения является предоставление из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в бюджет Сургутского района в 2018 году субсидии на реализацию полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, в рамках подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, утвержденным муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 г. № 5587 (пункт 1.1 Соглашения).
17.12.2018 года между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, действующим от имени муниципального образования Сургутский район, и ООО «Управляющая компания «Центр Менеджмент» Доверительный управляющий Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Сибпромстрой Югория» заключен муниципальный контракт № Ф.2018.628899 на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд.
Согласно приложению 1 к муниципальному контракту была приобретена однокомнатная квартира (адрес) (под (номер) приложения).
По условиям вышеназванного муниципального контракта источником финансирования являлся бюджет Сургутского района. При этом 89% от цены контракта – средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а 11% - средства бюджета Сургутского района (пункт 3.3 муниципального контракта), что согласуется с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и объемом финансового обеспечения на реализацию мероприятия (приложение к Соглашению).
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", действовавшим на дату заключения муниципального контракта, утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений (Приложение 2).
Согласно пункту 12 вышеназванного Порядка приобретенные жилые помещения используются муниципальными образованиями для переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, для предоставления служебных жилых помещений, а также формирования маневренного жилищного фонда.
В силу пункта 8 вышеназванного постановления N 408-п субсидии предоставляются муниципальным образованиям автономного округа при условии наличия:
- утвержденных программ муниципальных образований автономного округа, предусматривающих мероприятия, порядок и условия расходования субсидий, установленные настоящим порядком;
- утвержденных списков очередности сноса жилых домов признанных аварийными с указанием сроков их расселения.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года N 346-п утверждены государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" и Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (приложение 2).
Пунктом 2.1 вышеуказанного Порядка предусмотрено приобретение жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда, переселение граждан с территорий с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностей автономного округа, переселения граждан из жилых домов, находящихся в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии, расселение приспособленных для проживания строений, создание наемных домов социального использования.
Данное Постановление №346-п вступило в силу с 01.01.2019 года (п. 4 постановления Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года N 346-п), то есть после приобретения спорного жилого помещения по муниципальному контракту от 17.12.2018 года, и к спорным правоотношениям не применимо.
На основании договора безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр от 03.12.2019 года, администрация Сургутского района безвозмездно передала принадлежащее ей на праве собственности имущество, расположенное по адресу: (адрес) (согласно приложению (номер)), в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр, предназначенное для исполнения вопросов местного значения городского поселения Белый Яр в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно приложению 2 к Договору безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр от 03.12.2019 года, в котором отражен перечень передаваемого имущества, под порядковым номером 36 передана квартира (адрес) стоимостью <данные изъяты> руб.
О безвозмездной передаче муниципального имущества, в том числе спорной квартиры, в собственность городских и сельских поселений Сургутского района издано постановление администрации Сургутского района от 23.12.2019 года (номер).
Как указано выше, спорное жилое помещение приобреталось в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Сургутского района», утвержденной постановлением администрации Сургутского района от 19.12.2013 N 5587 (далее – муниципальная программа), на условиях софинансирования.
Задачами муниципальной программы является стимулирование строительства жилья за счет создания гарантированного спроса на него, на переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на обеспечение жильем граждан, состоящих на учете для его получения на условиях социального найма, и на обеспечение работников бюджетной сферы служебным жильем и общежитиями, формирование маневренного жилищного фонда (раздел 2 муниципальной программы).
Участниками муниципальной программы, в том числе являются граждане, работники бюджетной сферы, имеющие право на предоставление специализированного жилищного фонда (подпункт «в» пункта 5.3.3.1 муниципальной программы, а после внесения изменений – подпункт «г» пункта 5.3).
Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках программы, предоставляются работникам бюджетной сферы в соответствии с решением Думы Сургутского района от 1 июля 2011 г. N 39 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Сургутского района» (утратило силу в связи с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район").
Постановлением администрации Сургутского района от 25.10.2016 г. N 3678-нпа утвержден Порядок работы с гражданами-участниками подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Сургутского района" (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Порядка (в редакции, действующей как на момент приобретения жилого помещения, так и на дату его передачи в муниципальную собственность городского поселения Белый Яр) участниками подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" муниципальной программы являются граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района.
Согласно пункту 2 Порядка (в той же редакции) при распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным, в том числе, в подпункте 1.4 пункта 1, в соотношении не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.
Жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках подпрограммы, предоставляются в том числе, гражданам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 года N 750-нпа "Об утверждении Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район".
О предоставлении построенных (приобретенных) жилых помещений гражданам - участникам программы, указанным в подпункте «г» пункта 5.3, в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, указано и в пункте 5.4.4. муниципальной программы.
Таким образом, условия государственной и муниципальной программ, порядок их реализации не исключали распределение жилых помещений на условиях договора служебного найма.
Действительно, соглашение (номер) от 13.03.2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры, муниципальный контракт №Ф.2018.628899 от 17.12.2018 года, договор безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования городское поселение Белый Яр от 03.12.2019 г., не содержат каких-либо ограничений или условий, на которых должно быть предоставлено жилое помещение, приобретенное для целей муниципальной программы.
Между тем, о том, что жилое помещение – квартира (адрес), было приобретено и подлежит распределению в рамках муниципальной программы, администрация городского поселения Белый Яр была уведомлена письмом от 09.10.2019 года (номер) Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, являющегося координатором и исполнителем муниципальной программы. В этом же письме рекомендовано предоставление передаваемого жилого помещения гражданам, состоящим на учете в городском поселении Белый Яр в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, гражданам, имеющим право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории городских и сельских поселений Сургутского района, гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Соответственно, спорное жилое помещение подлежало распределению на условиях, установленных муниципальной программой.
Согласно пункту 5.4.2 муниципальной программы финансирование основных мероприятий подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» производится за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и средств бюджета Сургутского района.
Приобретенное жилье используется для переселения граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3.
При распределении приобретенных или построенных жилых помещений необходимо учитывать предоставление жилых помещений гражданам, указанным в подпунктах «в», «д»-«ж» пункта 5.3, не менее 10% от общего количества приобретаемых квартир.
Пунктом 5.3 муниципальной программы предусмотрено, что участниками подпрограммы являются:
а) граждане - собственники жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района, не имеющие судебных актов о возмещении материального ущерба за аварийное жилое помещение, утраченное в результате пожара;
б) граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными на территории городских и сельских поселений Сургутского района;
в) граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
г) граждане, имеющие право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут;
д) граждане - собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных в зоне подтопления и (или) в зоне береговой линии, подверженной абразии на территории городских и сельских поселений Сургутского района;
е) граждане – собственники жилых помещений и граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых домах, расположенных на территории с низкой плотностью населения и/или труднодоступных местностях городских и сельских поселений Сургутского района;
ё) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда согласно статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений социального использования.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, (ФИО)1 в списках очередности на получение жилого помещения по договору социального найма и на иных условиях не состоит.
Гражданам, указанным в подпункте «в» пункта 5.3 муниципальной программы, построенные (приобретенные) жилые помещения предоставлялись в соответствии с решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 N 750-нпа, в рамках другого мероприятия муниципальной программы, финансирование которого осуществлялось только за счет бюджета Сургутского района.
Соответственно, спорное жилое помещение, приобретенное по муниципальному контракту на условиях софинансирования, подлежало распределению между категориями граждан, указанными в подпунктах «а»-«в», «д»-«ж» пункта 5.3 муниципальной программы, и правовых оснований для его предоставления категории граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений, расположенных на территории Сургутского района и города Сургут, не имелось, на что правомерно указано судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В силу части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования Сургутский район, утвержденного решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 года N 750-нпа, принятие решения о предоставлении служебного жилого помещения осуществляется в отношении граждан, не обеспеченных жилым помещением в соответствующем населенном пункте, при этом необеспеченными признаются граждане, которые на территории соответствующего населенного пункта: не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма; не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; не являются пользователями жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования или членами семей пользователя жилых помещений по договорам найма и договорам безвозмездного пользования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма специализированного жилищного фонда; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, а также членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования; не являются нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений коммерческого использования, а также членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам найма жилых помещений коммерческого использования.
Решение о предоставлении служебного жилого помещения оформляется постановлением администрации района (пункт 3 статьи 17 Порядка).
Решением Думы Сургутского района от 23.11.2017 года N 267-нпа "О принятии и передаче части полномочий" полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством передано городскому поселению Белый Яр (пункт 4).
Согласно статье 6 Устава городского поселения Белый Яр Сургутского района к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением главы администрации городского поселения Белый Яр Сургутского района от 26 мая 2016 года № 200-нпа утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма» (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги являются граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на территории городского поселения Белый Яр в зависимости от вида жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 Административного регламента служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления городского поселения Белый Яр либо Сургутского района, муниципальным учреждением или предприятием, расположенных на территории городского поселения Белый Яр.
Согласно подпункту 2.6.1.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента для предоставления служебного жилого помещения заявителем самостоятельно представляются, в том числе, справки о наличии /отсутствии недвижимого имущества в собственности на территории городского поселения Белый Яр на всех членов семьи, родившихся до 23.07.1999 года (БТИ) (в оригиналах).
Отсутствие документов, перечисленных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента является основанием для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8 раздела 2 Административного регламента).
Спорное жилое помещение предоставлено (ФИО)1 вопреки вышеуказанному порядку распределения служебных жилых помещений, то есть без проверки обеспеченности жилым помещением на территории городского поселения Белый Яр. Справки о наличии/отсутствии недвижимого имущества на территории городского поселения Белый Яр на всех членов семьи (ФИО)1 по состоянию на 2019 год не предоставлялись.
Как разъяснено в подпункте «в» пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также, если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Принимая во внимание, что администрацией городского поселения Белый Яр нарушены порядок и условия предоставления спорного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно признал действия администрации городского поселения Белый Яр по принятию постановления №333 от 05.06.2020 года незаконными и, соответственно, недействительным договор найма служебного жилого помещения №14 от 05.06.2020 года, заключенный на основании данного постановления.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку вышеназванные нарушения, допущенные при распределении спорного жилья, влекут признание таких действий незаконными, а договор найма, не соответствующий требованиям закона, недействительным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия также отмечает, что вышеназванная сделка нарушает права третьих лиц, в том числе тех, кто состоит на жилищном учете в администрации городского поселения Белый Яр.
Распределение спорного жилого помещения на условиях договора служебного найма, вопреки его целевому назначению и без соблюдения установленного законом порядка, носит произвольный, избирательный характер и не может быть признано законным.
То, что городское поселение Белый Яр не являлось исполнителем муниципальной программы, стороной Соглашения от 13.03.2018 года о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО – Югры и муниципального контракта от 17.12.2018 года, не влияет на существо принятого по делу решения, поскольку и в этом случае жилое помещение должно быть распределено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к порядку и условиям предоставления жилого помещения по соответствующему виду найма и его целевому назначению.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что приказами Департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района было утверждено распределение жилых помещений в жилом доме по адресу: (адрес) не может служить основанием для отмены решения суда, так как данными приказами согласовано лишь распределение спорной квартиры в качестве служебного жилья, но не соблюдение порядка его предоставления.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского районного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Белый Яр – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2021 года.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи: Данилов А.В.
Мироненко М.И.