Судья Сармасина Ж.С. Дело № 33-6278/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2012 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
судей Раковского В.В., Салащенко О.В.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Ясненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и МО ЗАТО ФИО2 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 ФИО1, выразившегося в не подписании решений Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 и об обязании подписания и опубликовании решений,
установила:
Прокурор Ясненского района Оренбургской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и МО ЗАТО ФИО2 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 ФИО1, выразившегося в не подписании решений Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 и об обязании подписания и опубликовании решений, указав, что в ходе осуществления прокурорского надзора установлено, что ряд решений, принятых представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования ЗАТО ФИО2 ФИО1 до настоящего времени не подписаны, что является нарушением ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предписывающей, что глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Глава муниципального образования ЗАТО ФИО2 ФИО1 не является исполняющим полномочия главы местной администрации, соответственно, он не может отказаться от подписи принятых Советом депутатов решений, в противном случае имеет место бездействие должностного лица органа местного самоуправления.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, выразившегося в не подписании им принятых Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 решений:
от *** *** «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О порядке использования движимого муниципального имущества»;
от *** *** «О ежегодном отчете главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области ФИО1 о результатах его деятельности»;
от *** *** «О рассмотрении представления прокурора района и принятии мер по устранению допущенных главой муниципального образования нарушений трудового законодательства»;
от *** *** «О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 Оренбургской области от *** ***»;
от *** *** «О заслушивании главы МО ЗАТО ФИО2 о причинах допущенных им нарушений трудового законодательства и сообщении прокурору района о результатах рассмотрения его представления от *** ***»;
от *** *** «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных главой МО ЗАТО ФИО2 о доходах в *** году».
Обязать главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 в день вступления решения суда в законную силу подписать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше решения.
Признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, заключающееся в не подписании и не обнародовании им нормативных правовых актов:
«О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО2 на *** год и плановый период *** года», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
«О внесении изменений в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от ***», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
«О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО2 на *** год и плановый период *** года», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
«О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***.
Обязать главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 не позднее 7 дней, начиная с даты вступления решения суда в законную силу подписать и обнародовать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше нормативные правовые акты.
Помощник прокурора Ясненского района Мамедов Р.Р. в судебном заседании отказался требований иска в части обязания главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 подписать и опубликовать следующие решения:
- «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО2 на *** год и плановый период *** года», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
- «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО2 на *** год и плановый период *** года», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***, поскольку после предъявления иска ФИО1 подписал указанные решения и опубликовал их в газете «***» о *** ***(***).
Производство по делу в части указанных требований иска прекращено, о чем вынесено соответствующее определение суда ***.
Ссылаясь на доводы, изложенные в иске, прокурор окончательно просил суд признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, выразившееся в не подписании им принятых Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 решений:
от *** *** «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О порядке использования движимого муниципального имущества»;
от *** *** «О ежегодном отчете главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области ФИО1 о результатах его деятельности»;
от *** *** «О рассмотрении представления прокурора района и принятии мер по устранению допущенных главой муниципального образования нарушений трудового законодательства»;
от *** *** «О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 Оренбургской области от *** ***»;
от *** *** «О заслушивании главы МО ЗАТО ФИО2 о причинах допущенных им нарушений трудового законодательства и сообщении прокурору района о результатах рассмотрения его представления от *** ***»;
от *** *** «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных главой МО ЗАТО ФИО2 о доходах в *** году».
Обязать главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 в день вступления решения суда в законную силу подписать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше решения.
Признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, заключающееся в не подписании и не обнародовании им нормативных правовых актов:
«О внесении изменений в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от ***», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
«О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
Обязать главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 не позднее 7 дней, начиная с даты вступления решения суда в законную силу, подписать и обнародовать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше нормативные правовые акты.
Представитель главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании иск не признала, полагала, что прокурором пропущен трехмесячный срок обращения в суд, поскольку решения ему были направлены, что отражено в журнале учета и регистрации решений Совета депутатов под номером *** от ***.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований администрации МО ЗАТО ФИО2 - ФИО4 исковые требования прокурора поддержал.
Представители Совета депутатов – депутаты ФИО5, ФИО6, ФИО7 поддержали исковые требования прокурора.
В судебное заседание не явились глава МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, депутаты ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Нескоромный В.В., представитель финансового органа администрации МО ЗАТО ФИО2, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Решением суда от *** исковые требования прокурора Ясненского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и МО ЗАТО ФИО2 удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, выразившееся в не подписании им принятых Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 решений:
от *** *** «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О порядке использования движимого муниципального имущества»;
от *** *** «О ежегодном отчете главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области ФИО1 о результатах его деятельности»;
от *** *** «О рассмотрении представления прокурора района и принятии мер по устранению допущенных главой муниципального образования нарушений трудового законодательства»;
от *** *** «О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области»;
от *** *** «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 Оренбургской области от *** ***»;
от *** *** «О заслушивании главы МО ЗАТО ФИО2 о причинах допущенных им нарушений трудового законодательства и сообщении прокурору района о результатах рассмотрения его представления от *** ***»;
от *** *** «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных главой МО ЗАТО ФИО2 о доходах в *** году».
Обязал главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 в день вступления решения суда в законную силу подписать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше решения.
Признал незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, заключающееся в не подписании и не обнародовании им нормативных правовых актов:
«О внесении изменений в решение Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от ***», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
«О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО2 Оренбургской области», принятого решением Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 от *** ***;
Обязал главу МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 не позднее 7 дней, начиная с даты вступления решения суда в законную силу, подписать и обнародовать принятые Советом депутатов МО ЗАТО ФИО2 указанные выше нормативные правовые акты.
Взыскал с ФИО1 в бюджет расходы по государственной пошлине в размере *** руб.
В апелляционной жалобе глава МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., объяснения главы МО ЗАТО ФИО2 ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Кобзарь А.П. и депутата Совета депутатов МО ЗАТО ФИО2 ФИО5, возражавших против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия считает, что решение суда законно по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон), в соответствии с которым местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.1,2 ст. 34 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ № 131) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1, 1.1 ст. 35 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно ч.1 ст. 26 Устава муниципального образования ЗАТО ФИО2 структуру органов местного самоуправления ЗАТО ФИО2 составляют: представительный орган муниципального образования ЗАТО ФИО2; глава муниципального образования ЗАТО ФИО2, администрация МО ЗАТО ФИО2, контрольный орган муниципального образования ЗАТО ФИО2.
Статьей 27 Устава муниципального образования ЗАТО ФИО2 предусмотрено, что представительным органом муниципального образования ЗАТО ФИО2 является Совет депутатов ЗАТО ФИО2, состоящий из 10 депутатов. Организацию деятельности Совета осуществляет председатель Совета.
В соответствии с п.1 ч.2.1. ст. 33 Устава ЗАТО ФИО2 глава ЗАТО исполняет полномочия председателя по руководству Советом депутатов – осуществляет подготовку заседаний Совета и председательствует на заседаниях.
Согласно ст.46 и ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подготовка и вступление в силу муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексам Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 41 Устава муниципального образования ЗАТО ФИО2 (в новой редакции от ***) нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется Главе ЗАТО для подписания и обнародования в течение 10 дней. Иные, кроме названных выше, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ЗАТО и должностных лиц местного самоуправления ЗАТО, вступают в силу с момента их подписания или в указанные в их тексте сроки (п. 8 ст. 41 Устава ЗАТО в новой редакции от ***).
Руководствуясь указанными выше нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положениями Устава муниципального образования ЗАТО ФИО2 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанностью главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 является подписание и обнародование нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, а также подписание иных муниципальных правовых актов, принятых представительным органом.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования входят подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования. Отклонить же нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, в соответствии с ч.13 ст.35 данного закона вправе лишь глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации. Поскольку глава МО ЗАТО ФИО2 ФИО1 не исполняет полномочия главы местной администрации, он не обладает правом отклонения нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на все неподписанные главой МО ЗАТО ФИО2 решения есть мотивированные обоснования являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм права.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения жалобы не имеется. Доводы, приведенные в жалобе, являются необоснованными и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ФИО1 в суде первой инстанции, его доводам была дана полная и мотивированная оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от *** оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы муниципального образования ЗАТО ФИО2 ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи