ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6280/19 от 11.06.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Корытников А.Н. Дело №33-6280/2019

Докладчик: Гордиенко А.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Гордиенко А.Л.,

судей: Ветровой Н.П., Карасовской А.В.,

при секретаре Куренковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гордиенко А.Л. гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя администрации г.Юрги Кемеровской области ФИО1 на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 11 марта 2019 года

по иску исполняющего обязанности Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Юрги Кемеровской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности Юргинского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Юрги Кемеровской области о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой по обращению директора ООО «УК Сталкер» проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Юргинского городского округа имеются бесхозяйные тепловые сети и тепловые вводы в многоквартирные дома.

26.10.2017 Юргинской межрайонной прокуратурой главе города Юрги внесено представление.

В ответе от 24.11.2017 № администрация сообщила, что в связи с отсутствием достаточного финансирования, не исполнены мероприятия по проведению технической инвентаризации и регистрации права муниципальной собственности данных объектов, предусмотренные постановлением администрации Юргинского городского округа от 03.09.2014 №.

Постановлением администрации г.Юрги от 21.11.2017 № внесены изменения, исключающие из постановления от 03.09.2014 положения о возложении указанной обязанности на управление ЖКХ и КУМИ г. Юрги.

Таким образом, на протяжении длительного времени ответчик не предпринимает действенных мер, направленных на установление права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, соответствующее заявление в орган о регистрации прав администрацией не подано.

С учетом уточнения требований просил суд обязать администрацию г.Юрги в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить постановку на учёт перечисленных бесхозяйных тепловых вводов многоквартирных жилых домов.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 11.03.2019 постановлено:

Иск исполняющего обязанности Юргинского межрайонного прокурора к администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать администрацию г.Юрги в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить постановку на учёт следующих бесхозяйных тепловых вводов многоквартирных жилых домов:

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, длиной 51 метр, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, длиной 13 метров, диаметром 100 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 24 метров, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 38 метров, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 3, длиной 12 метров, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1 длиной 15 метров, диаметром 100 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, длиной 67 метров, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 22 метра, диаметром 70 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 36 метра, диаметром 100 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 35 метров, диаметром 125 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, длиной 70 метров, диаметром 80 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, длиной 46 метров, диаметром 100 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 1, длиной 16 метров, диаметром 100 мм;

- расположенного по адресу: <данные изъяты>, ввод 2, длиной 42 метра, диаметром 100 мм.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Юрги Кемеровской области ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Указывает, что перечень бесхозяйных объектов Юргинского городского округа, в том числе содержащихся в постановлении администрации Юргинского городского округа от 03.09.2014 №,
не подтвержден, поскольку достоверная информация отсутствует, техническая инвентаризация таких объектов не проводилась.

Законодательство не содержит самостоятельного понятия тепловой ввод в многоквартирный дом, этот термин используется только в технической документации и определяется как участок тепловой сети, поэтому не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта права. Несостоятельны ссылки на Федеральные законы «О энергосбережении..», «О теплоснабжении», постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491, поскольку они регулируют правовой режим тепловых сетей. Истцом не представлено доказательств, что тепловые вводы не имеют собственника. Но даже отсутствие собственника тепловой сети не является безусловным основанием для признания такого имущества бесхозяйным.

Несостоятельны ссылки истца на ст. 225 ГК РФ, так как имеется специальная норма ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении».

Юргинская межрайонная прокуратура является ненадлежащим истцом, так как действует в интересах ООО «УК «Сталкер», ООО «Энерготранс». В иске не приведено каким образом нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Юргинским межрайонным прокурором Шурыгиным И.В., представителем ООО «УК «Сталкер» ФИО2 принесены возражения на апелляционную жалобу.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Юрги Кемеровской области ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.

Прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области Самойлов А.А. просил решение суда оставить без изменения.

Представители третьих лиц ООО «УК «Сталкер», ООО «Энерготранс», КУМИ г. Юрги в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 №190-ФЗ случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, и других, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая теплоснабжение), организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества относится к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (п.4 ч. 6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, вступившим в законную силу с 01.01.2017, установлен единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в частности, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Юргинской межрайонной прокуратурой, по обращению директора ООО «УК Сталкер» от 13.09.2018 о неготовности тепловых вводов в многоквартирных жилых домах г. Юрги, проведена проверка (л.д.11-15).

В ходе проверки установлено, что на территории Юргинского городского округа имеются бесхозяйные тепловые вводы многоквартирных домов.

Постановлением администрации Юргинского городского округа от 03.09.2014 № «Об эксплуатации и содержании бесхозяйных тепловых сетей и тепловых вводов многоквартирных жилых домов», с учетом внесенных постановлением администрации г.Юрги от 21.11.2017 № изменений, предусмотрено проведение технической инвентаризации объектов тепловых сетей и тепловых вводов многоквартирных домов согласно приложению, а также проведение работы по регистрации права муниципальной собственности после получения технической документации на тепловые сети и вводы. В качестве организации, осуществляющей эксплуатацию и ремонт тепловых сетей и тепловых вводов, определено ООО «Энерготранс» (л.д.20-38, 39).

В приложении №2 к данному постановлению в перечне бесхозяйных тепловых вводов многоквартирных жилых домов указаны объекты, расположенные по следующим адресам:

- <данные изъяты>, длиной 51 метр, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, длиной 13 метров, диаметром 100 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 24 метров, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 38 метров, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, длиной 12 метров, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1 длиной 15 метров, диаметром 100 мм;

- <данные изъяты>, длиной 67 метров, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 22 метра, диаметром 70 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 36 метра, диаметром 100 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 35 метров, диаметром 125 мм;

- <данные изъяты>, длиной 70 метров, диаметром 80 мм;

- <данные изъяты>, длиной 46 метров, диаметром 100 мм;

- <данные изъяты>, ввод 1, длиной 16 метров, диаметром 100 мм;

- <данные изъяты>, ввод 2, длиной 42 метра, диаметром 100 мм.

Вместе с тем на балансе ООО «Энерготранс» они не стоят, акты разграничения балансовой принадлежности не составлялись, как муниципальная или государственная собственность не зарегистрированы, на государственном кадастровом учете не состоят, на учет в качестве бесхозяйных объектов не поставлены (л.д. 102-115, 164, 168-183, 193-194).

Из сообщения администрации Юргинского городского округа от 24.11.2017 № следует, что в связи с отсутствием достаточного финансирования в бюджете городского округа, данные мероприятия
не исполнены (л.д.42-43).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что на территории Юргинского городского округа выявлены объекты тепловой сети - тепловые вводы многоквартирных жилых домов, собственник которых не установлен, при этом необходимые меры к постановке на учет данных объектов в качестве бесхозяйных вещей ответчиком не приняты, в связи с чем обязал администрацию г.Юрги в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить постановку на учёт названных бесхозяйных тепловых вводов многоквартирных жилых домов.

С данным выводом судебная коллегия согласна, находит его законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.

Несогласие с выводами суда об обязании обеспечить постановку на учет в качестве бесхозяйных спорных тепловых вводов многоквартирных жилых домов, отмену решения суда не влечет.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнять необходимые мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий, в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Указанные в перечне бесхозяйных тепловых вводов многоквартирных домов объекты, являющемся приложением к постановлению администрации Юргинского городского округа от 03.09.2014 №, вопреки доводу жалобы, правомерно приняты судом в качестве подтверждения наличия таких объектов, их местонахождения, характеристик. Тот факт, что техническая инвентаризация этих объектов не проведена не является основанием для неосуществления постановки на учет органом местного самоуправления данных тепловых вводов в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе.

Утверждение подателя жалобы, что истцом не представлены доказательства, что тепловые сети, составляющими которых являются вводы, не имеют собственника, признается несостоятельным, опровергается совокупностью доказательств, в том числе сведениями Единого государственного реестра недвижимости. И поскольку право собственности на спорные объекты не зарегистрировано, в чье-либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано, правомерно признано, что тепловые вводы являются бесхозяйными.

Ссылка в жалобе на то, что тепловой ввод не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта права, поскольку является участком тепловой сети, выводы суда не опровергает, отмену решения не влечет.

Несостоятельными судебная коллегия признает доводы жалобы о том, Юргинская межрайонная прокуратура является ненадлежащим истцом, так как действует в интересах ООО «УК «Сталкер», ООО «Энерготранс».

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление прокурором настоящего иска соответствует полномочиям, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, круг лиц в защиту интересов которых подан иск, не определен, поскольку теплоснабжение как публичная услуга, связана с удовлетворением потребностей неопределенного круга граждан и организаций посредством производства тепловой энергии и ее реализации потребителям.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию стороны ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Юрги Кемеровской области ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Л. Гордиенко

Судьи: Н.П. Ветрова

А.В. Карасовская