ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6282/20 от 03.09.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Безъязыкова М.Л.

Судья-докладчик Кислицына С.В.

по делу № 33-6282/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Алсыковой Т.Д. и Кислицыной С.В.,

при секретаре Рец Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес изъят> и Байкальской природной территории к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят>, ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в <адрес изъят>

по апелляционной жалобе представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес изъят> и Байкальской природной территории ФИО1

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 3 июня 2020 года по данному делу

УСТАНОВИЛА:

С учетом неоднократного уточнения исковых требований, в окончательной редакции иска, истец просил признать ООО «РТ-НЭО Иркутск» нарушившим схему потоков твердых коммунальных отходов в <адрес изъят> от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в <адрес изъят>, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес изъят> от Дата изъята N 43-мпр, возложить на ООО «РТ-НЭО Иркутск» обязанность устранить нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в <адрес изъят> от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в <адрес изъят>, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес изъят> от Дата изъята N 43-мпр, исключив накопление и размещение твердых коммунальных отходов в непредусмотренных указанной территориальной схемой и специально необорудованных для этого местах. Истец просил обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в <адрес изъят> от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в <адрес изъят>, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес изъят> от Дата изъята N 43-мпр, путем проведения проверок деятельности регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» в <адрес изъят>, анализа отчетов регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск»; установить срок исполнения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, в рамках проведения внеплановой выездной проверки Администрации Байкальского городского поселения, совместно с межрегиональным управлением Росприроднадзора по <адрес изъят> и Байкальской природной территории, был составлен акт проверки от Дата изъята Номер изъят., в котором отражено, что при натурном обследовании земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, который не задействован под объект недвижимости с кадастровым номером Номер изъят (карта Номер изъят – территория Бабхинского полигона отходов), за границами карты Номер изъят, установлено, несанкционированное размещение навалов твердых коммунальных отходов по обе стороны подъездной грунтовой дороги, непосредственно к отвороту на карту Номер изъят, размещены навалы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), на протяжении около 10 м; с южной стороны карты Номер изъят, между дамбой карты игрунтовой дороги размещены навалы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на протяжении около 30 м. высотой от 0,5 метров до 1,0 метра и шириной до 2 метров.

Площадь навалов составила 1626,4 кв.м., компонентный состав: пластмасса, пищевые отходы, бумага, стекло, металл, бой кирпича, шифер, бетон. ООО «РГ-Экология» неоднократно направлялись информационные письма о несанкционированном размещении ТКО на территории земельных участков, смежных с картами Номер изъят, Номер изъят Солзанского полигона в адрес собственника земельных участков, в лице Министерства имущественных отношений <адрес изъят>, от Дата изъята Номер изъят, Дата изъята Номер изъятАП, а также Министерства природных ресурсов и экологии <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъятДГ.

Согласно экспертному заключению ФИО4 от 22.04.2019г. Номер изъят-М-19 площадь несанкционированной свалки на карте Номер изъят Солзанского полигона составляет 35 748,1 кв.м.

Объектом размещения отходов <адрес изъят> является полигон ТБО <адрес изъят> ООО «СТП» в ГРОРО Номер изъят и полигон П и БО <адрес изъят>, филиал ПАО «РУСАЛ Братск» в <адрес изъят> в ГРОРО Номер изъят

Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес изъят> заключено с региональным оператором «РТ- НЭО» Дата изъята .

Допускаемое бездействие со стороны Министерства не соответствует закону, осуществление контроля за деятельностью регионального оператора, в том числе за осуществлением обращения с ТКО не в соответствии с вышеуказанной территориальной схемой обращения с отходами.

В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Байкальского городского поселения.

Определением суда от Дата изъята в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен индивидуальный предприниматель ФИО12

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда. Не согласен с выводом суда о том, что схемой потоков не исключалась возможность использования существующей несанкционированной свалки на территории <адрес изъят> в качестве перегрузочной станции, поскольку отходы складировались региональным оператором на срок более 11 месяцев, что в силу положений ст. 1 Федерального закона от Дата изъята №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является размещением отходов, что подтверждается письмом ООО «ИТК» от Дата изъята , письмом от Дата изъята исх. Номер изъят и возражениями ООО «РТ – НЭО Иркутск» представленными в суд первой инстанции. Также, площадка временного накопления отходов должна соответствовать обязательным требованиям, в том числе СанПиН 2.Дата изъята -03.2.1.7. Почва. Не допустимо временное складирование отходов на уже существующей несанкционированной свалке отходов ни при каких обстоятельствах.

Считает, что истцом достоверно доказано нарушение схемы движения потоков ТКО исходя из проанализированной сторонами и судом территориальной схемы.

Указывает, что судом первой инстанции не учтены доводы истца о наличии соответствующих полномочий по контролю, установленных Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми, в обязанности Министерства жилищной политики и транспорта <адрес изъят> входит анализ отчетов регионального оператора о транспортировке ТКО, направление требований об устранении выявленных нарушений.

Просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят>ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.

Заслушав доклад по делу, объяснения представителя истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика ФИО6 и ФИО7, представителя третьего лица ФИО8, возражавших по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Федеральный закон № 89-ФЗ) осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; при этом сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее также - территориальная схема).

На основании статьи 5, пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее по тексту – Правила, Правила № 1156), которыми в пункте 4 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156), вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами содержится в статье 13.3 Закона N 89-ФЗ, а также в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (далее - Правила).

В Постановлении Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" дано определение схемы потоков отходов, это - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Судом установлено, что на территории Иркутской области функции регионального оператора с Дата изъята г. осуществляются ООО «РТ-НЭО Иркутск», которое оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес изъят> на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территорий <адрес изъят> (Зона 2)» и дополнительного соглашение Номер изъят от Дата изъята .

Из пояснений ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» в ходе рассмотрения дела, следует, что между ООО “РТ-НЭО Иркутск” и ООО “ИТК” заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов Номер изъят от Дата изъята ; Номер изъят от Дата изъята ; Номер изъят. от Дата изъята , охватывающие всю территорию зоны деятельности оператора. Между ООО “ИТК” и ИП ФИО9 01.02.2019г. заключен договор, предметом которого является оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с мест их накопления в места, определяемые оператором.

На основании указанных договоров, собранные твердые коммунальные отходы до ноября 2019 года ИП ФИО12 перемещал на мусоровозах на участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, пикет 4, на 142 км автодороги Иркутск-Чита, кадастровый Номер изъят, площадь площадью 150 737 кв.м., находящийся у него во владении на основании договора аренды земельного участка, заключенного между ИП ФИО12 и администрацией Байкальского городского поселения, для дальнейшей перегрузки твердых коммунальных отходов в специализированную технику, принадлежащую ООО “ИТК” и дальнейшей их транспортировки на соответствующий полигон.

Исходя из доводов ответчика, использование вышеуказанной площадки являлось вынужденной мерой, поскольку отсутствовала возможность осуществлять прямое транспортирование (без осуществления перегрузки) твердых коммунальных отходов с территории <адрес изъят> до полигона принадлежащего ООО “АМП” без нарушения действующих санитарных правил в части периодичности удаления отходов и соответствия требованиям законодательства в части распределения дорожной нагрузки по осям, установленной Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области (далее - территориальная схема, схема), утверждена Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области".

Среди основных проблем Иркутской области в сфере обращения с ТКО в территориальной схеме выделены:

- отсутствие мусороперерабатывающих предприятий по извлечению и дальнейшему использованию ценных компонентов в качестве вторсырья;

- отсутствие в ряде районов объектов размещения отходов;

- недостаточный охват МО услугой по сбору и вывозу ТКО;

- отсутствие организованной системы сбора ВМР;

- неразвитость рынка вторичного сырья.

Территория Иркутской области поделена на 2 зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, Слюдянский район отнесен к зоне №2.

Существует два направления движения твердых коммунальных отходов, в частности, до введения в эксплуатации необходимых объектов системы обращения с отходами (временное направление движения отходов) и, после введения в эксплуатацию необходимых объектов (постоянное направление движения отходов).

Временная схема движения твердых коммунальных отходов приведена в Таблице 1 раздела 7 территориальной схемы и содержит следующие сведения в отношении Слюдянского района:

N

Муниципальные образования

Временное направление отходов

Наличие ОРО, шт.

Обработка и обезвреживание, тонн

Транспортировка до места обращения, тонн

МПС

Кол-во МПС

Плечо до ОРО, км

ОРО для транспортировки

Слюдянское

Основная МПС на месте свалки в Слюдянке

Ангарский полигон ТБО Полигон ТБО <адрес изъят> ООО "СТП" в ГРОРО N 38-00011-З-00479-010814/ полигон П и БО <адрес изъят>, филиал ПАО "РУСАЛ Братск" в <адрес изъят> в ГРОРО N 38-00003-З-00479-010814

Перспективная схема движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов приведена в Таблице 2 (в отношении <адрес изъят>):

N

Муниципальные образования

Перспективное направление отходов

ОРО

МПС

МПЗ

Обработка и обезвреживание, тонн

Транспортировка до места обращения, тонн

Доля переработки

Финансирование новых объектов

Слюдянское

За счет ФЦП

Аналогичные сведения содержатся в схеме движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов, разработанных отдельно для муниципальных образований <адрес изъят>.

Перспективная схема движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов для Зоны 2 (<адрес изъят>) приведена в табличном виде и содержит следующие сведения:

N

Муниципальные образования

Перспективное направление отходов

ОРО

МПС

МПЗ

Обработка и обезвреживание, тонн

Транспортировка до места обращения, тонн

Доля переработки

Финансирование новых объектов

<адрес изъят>

Бюджетные средства

Помимо этого, в таблице 6 территориальной схемы обозначена потребность в площадках накопления отходов (ПНО) в <адрес изъят> в количестве 30.

<адрес изъят> указана потребность в строительстве полигонов - 1, мусороперегрузочных станций - 3, площадок временного накопления (общее количество не указано).

Суд первой инстанции из содержания данных разделов территориальной схемы, пришел к правильному выводу о том, что временной схемой движения отходов не исключалась возможность использования места несанкционированной существующей свалки на территории <адрес изъят> в качестве перегрузочной станции.

Более того судебная коллегия полагает, что Временная схема движения твердых коммунальных отходов прямо содержит сведения об основной МПС на месте свалки в <адрес изъят>. Также территориальной схемой прямо предусмотрена возможность перегрузки ТКО при наличии экономической целесообразности.

Суд также учел сведения, отраженные в разделе территориальной схемы «Характеристика муниципальных образований <адрес изъят> по зонам деятельности регионального оператора с визуализацией потоков движения отходов» в отношении <адрес изъят>.

В данном разделе указано, что на территории <адрес изъят> отсутствуют действующие объекты размещения ТКО, занесенные в ГРОРО. Вывоз отходов планируется на полигоны, расположенные на территории Ангарского городского округа в <адрес изъят>. Полигон промышленных и бытовых отходов, включен в ГРОРО, эксплуатируется ООО "СТП", N Номер изъят, мощность полигона 127,7 тыс. т/год, заполнение 36,47%, дата окончания эксплуатации 2028 <адрес изъят> размещение ТКО возможно рассмотреть на полигоне промышленных и бытовых отходов, в <адрес изъят>, эксплуатируемый Филиалом ПАО "РУСАЛ Братск" в <адрес изъят>, включенный в ГРОРО N Номер изъят, мощность полигона 43,48 тыс. т/год, заполнение 68,8%, дата окончания эксплуатации 2031 г. при согласии эксплуатирующей организации о принятии ТКО.

На территории муниципального образования существует потребность в строительстве одного объекта размещения отходов. Последующее размещение отходов будет осуществляться на планируемом к строительству ОРО в Быстринском муниципальном образовании.

Раздел схемы потоков «Анализ ситуации» содержит информацию о том, что главной задачей территориальной схемы обращения с отходами является выявление всех источников образования отходов в целях обеспечения регулярного планового их вывоза в места обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. На основании анализа полученных данных по <адрес изъят> можно сделать вывод о том, что существующая на сегодняшний день в муниципальных образованиях схема санитарной очистки территории, сложилась в конце прошлого века, и не позволяет обеспечить предоставление населению услуг по сбору, вывозу и захоронению ТКО в полном объеме и на законных основаниях. Сбор и вывоз ТКО осуществляется унитарными муниципальными специализированными предприятиями, частными организациями или населением самостоятельно, а часть населенных пунктов не охвачена вывозом. В сельских населенных пунктах области система планово-регулярной очистки территорий не работает, отходы сжигаются или захораниваются на несанкционированных свалках, ТКО вывозятся жителями самостоятельно в места, не отведенные для размещения отходов.

<адрес изъят> не обеспечена необходимым количеством лицензированных объектов размещения ТКО. В таких районах как: <адрес изъят>, Жигаловский и <адрес изъят>ы, <адрес изъят>, отсутствуют полигоны и плечо транспортирования ТКО до ближайшего полигона, имеющего лицензию и включенного в ГРОРО, а также обустроенного с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований превышает 100 км.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные разделы схемы потоков включают в себя способы оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и, не содержат запрета на использование по временной схеме места свалки в Слюдянском районе, обозначенное в таблице 1 раздела 7 схемы в качестве мусороперегрузочной станции при условии соблюдения сроков накопление отходов, установленных ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", допускающей складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения допускается на срок не более 11 месяцев.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании ООО «РТ-НЭО Иркутск» нарушившим схему потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказано нарушения схемы потоков ответчиком ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Выводы суда обоснованы и достаточно мотивированы, в том числе исходя из анализа Схемы потоков. Судом обосновано принято во внимание то обстоятельство, что на момент окончания рассмотрения гражданского дела ответчиком представлены доказательства, подтверждающие, что с территории несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в Слюдянском районе г.Байкальск, тер. Федеральной автодороги «Байкал» (М-55, 142 км.) объем мусора, завезенный ответчиком за период с января 2019г. по 30.05.2020г. вывезен в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными обстоятельствами, никакими объективными доказательствами не подтверждаются, напротив из представленных ответчиком доказательств следует, что на спорную несанкционированную свалку до ноября 2019г. ТБО перемещал ИП ФИО12 по договору с администрацией Байкальского городского поселения.

Из заключения по результатам геодезического обеспечения осмотра территории, подготовленное ООО ПИЦ «Лестер» от 30.05.2020г., реестр отходов, принятых к размещению с 12 карты <адрес изъят> на полигон «АМП» от ООО «ИТК» за период с Дата изъята по 31.05.2020г. составляет в количестве 8 921,34 куб.м. Данные сведения истцом оспорены не были. Истцом суду бесспорных доказательств об образовании объема ТБО на спорной территории только в результате действий ответчика не представлено.

Соответственно, разрешая требования в части возложения обязанности на ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» устранить нарушения схемы твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их накопления до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр, исключив накопление и размещение твердых коммунальных отходов в непредусмотренных указанной территориальной схемой и специально не оборудованных для этого местах, суд обоснованно не усмотрел оснований для их удовлетворения.

Доводы стороны истца о том, что СО по Слюдянскому району СУ СК РФ возбуждено уголовное дело по факту размещения твердых бытовых отходов на территории гидротехнического сооружения золошлакотвала (карта12) на земельном участке с кадастровым номером 38:25:040903:1, на выводы суда не влияют.

Рассматривая требования истца, заявленные по отношению к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области об обязании принять меры по организации контроля за деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 N 43-мпр, путем проведения проверок деятельности регионального оператора ООО «ТР-НЭО Иркутск» в Слюдянском районе Иркутской области, анализа отчетов регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в их удовлетворении.

В обоснование исковых требований к министерству истцом указано на ненадлежащий контроль за деятельностью регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 N 590-пп (ред. от 13.03.2020) утверждено "Положением о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области", в соответствии с которым определены функции министерства, в их числе, по обеспечению установления правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением.

Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.11.2016 N 149-мпр (ред. от 11.12.2019) "Об установлении Порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" определена форма соглашения с региональным оператором.

Соглашение об организации деятельности с заключено министерством с ООО «РТ-НЭО Иркутск 28.04.2018. (далее-Соглашение)

В рамках данного соглашения министерство осуществляет контроль за деятельностью регионального оператора, за исполнением им законодательства в области обращения с отходами, в том числе анализирует отчеты регионального оператора, проводит проверки деятельности регионального оператора, направляет требования об устранении выявленных нарушений, допущенных при осуществлении деятельности регионального оператора.

В соответствии с условиями Соглашения на регионального оператора возложены обязанности по предоставлению министерству ежегодных отчетов о своей деятельности в сроки и по формам, установленным в его запросах (актах), если такие сроки и (или) формы не установлены и (или) при неполучении запросов Министерства - не реже одного раза в шесть месяцев, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, с указанием, в том числе, следующих сведений: о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности Регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) Иркутской области (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) и т.д.

Вместе с тем, в опровержение доводов истца в материалы дела ответчиком представлены копии отчетов, направленных ООО «РТ-НЭО Иркутск» в адрес Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области за период с января 2019г. по декабрь 2019г.

Суд учел, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Со стороны ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в материалы дела также представлены сведения о включении в план проверок на 2020г. региональных операторов, в их числе: копия распоряжение заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области №58-169-мп «Об утверждении плана проверок в 2020г. контрольных мероприятий в отношении региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Иркутской области», копия плана проверок.

При таких обстоятельствах, суд не установил признаков незаконного бездействия ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в части осуществления мер по организации контроля за деятельностью регионального оператора.

Доказательств, свидетельствующих о том, что мер, принимаемых в рамках полномочий министерства по осуществлению контрольных мероприятий было недостаточно, суду истцом не представлено.

Принимая во внимание изложенное, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выводы суда в решении мотивированы, основаны на законе.

Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции истца в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены, направлены на переоценку выводов суда в свою пользу.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 3 июня 2020 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.С. Гуревская

Судьи Т.Д. Алсыкова

С.В. Кислицына