ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6287/2022 от 23.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М., судей: Новикова Р.В.,

Подлесной И.А.,

при секретаре Андрейченко М.С.,

с участием истца Курак О.С.,

представителя истца Мины М.А.,

представителя ответчика Низкого Д.П.,

представителя третьего лица Алиева М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Курак Ольги Сергеевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 января 2021 года,

у с т а н о в и л а:

в августе 2020 года Курак О.С. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, мотивируя свои требования тем, что 30 июля 2020 года она обратилась в Департамент с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату на основании Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым». Уведомлением № 13739-05/01-15 от 05 августа 2020 года в выдаче сертификата истцу отказано на основании п. 1 ст. 3 Закона № 631-ЗРК, поскольку информация о регистрации ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым отсутствует. Данный отказ истец считает незаконным, факт рождения ее дочери действительно был зарегистрирован в органах ЗАГС г. Москвы, поскольку роды, по медицинским показаниям, проходили в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и приматологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Рождение и регистрация дочери в г. Москве носили вынужденный характер, после родов требовалось срочное оперативное лечение. Уточнив исковые требования, просила признать незаконными отказ ответчика в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату и решение об отказе в выдаче сертификата, указанное в уведомлении от 05.03.2020 № 13739-05/01-15; признать за Курак О.С. право на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым»; обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя повторно рассмотреть заявление Курак О.С. о выдаче сертификата на единовременную выплату, предусмотренную Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» датой 31 августа 2020 года.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 января 2021 года признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым в предоставлении Курак О.С. государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым».

В обоснование апелляционной жалобы Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что дочь истца родилась ДД.ММ.ГГГГ2019 в г. Москве, о чем отделом ЗАГС г. Москвы № 87 произведена запись о рождении, что свидетельствует об отсутствии у истца права на дополнительную меру социальной поддержки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22.06.2021 по гражданскому делу № 33-5735/2021 решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 января 2021 года отменено, в удовлетворении исковых требований Курак О.С. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14.06.2022 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2021 года отменено по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

Определением от 02.08.2022 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, поддержавших исковые требования, пояснения представителей ответчика и третьего лица, возражавших против удовлетворения исковых требований, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение суда первой инстанции отвечает не в полном объеме.

Судом установлено, что 30 июля 2020 года Курак О.С. обратилась в Департамент с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» (в редакции Закона на момент обращения).

Решением Департамента от 04.08.2020 истцу отказано в предоставлении данной услуги в связи с несоблюдением требований п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», в соответствии с которым право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

05 августа 2020 года Курак О.С. уведомлена, что в предоставленных документах отсутствует информация о регистрации рождения ФИО15 в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым.

Из материалов дела следует, что ФИО16 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Москве, о чем отделом ЗАГС г. Москвы № 87 произведена запись о рождении № .

Согласно свидетельству № (форма № 8) от 02.08.2019, малолетняя ФИО17 зарегистрирована по месту жительства по адресу: .

Курак О.С. и Курак В.В. состоят в зарегистрированном браке, приходятся родителями ФИО18., имеют постоянное место жительство и регистрацию на территории Республики Крым, в том числе по состоянию на 18.03.2014.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Закон Республики Крым от 14.08.2019 № 631-3PK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым и предусматривает право лиц, указанных в статье 3 данного Закона, обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 года до 31 декабря 2019 года - по 31 декабря 2020 года включительно.

Статьей 3 указанного Закона Республики Крым в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления, установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Статья 6 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-3PK/2019 определяет особенности предоставления дополнительной меры социальной поддержки и уточняет, что единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:

1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;

2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;

3) если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

При определении права на дополнительную меру социальной поддержки также учитывается период проживания родителя (одинокого родителя) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.

Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 года до 31 декабря 2019 года - по 31 декабря 2020 года включительно.

Основаниями для отказа в выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки;

3) в собственности родителей (одинокого родителя) имеется более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

4) установлен факт намеренного ухудшения заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи жилищных условий и имущественного положения; (п. 4 введен Законом Республики Крым от 23.09.2020 № 110-ЗРК/2020)

5) наличие в заявлении о выдаче сертификата или в представленных документах недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

В связи с этим, принят новый Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116- ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условия семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 659.

В соответствии с вышеуказанным Порядком гражданам, имеющим сертификат, заключившим договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившимся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты необходимо подать в Департамент труда и социальной защиты населения заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты в срок до 10 ноября 2020 года.

Все заявления на выдачу сертификата либо на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, поступившие в Департамент труда и социальной защиты населения администрации до 14 октября 2020 года подлежат рассмотрению в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условия семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

По заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.

В соответствии с п.п. 20-24 указанного Порядка, органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат (далее - Список граждан), согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В Список граждан не включаются лица, по которым принято решение о распоряжении средствами единовременной выплаты либо об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами 2-7 пункта 33 настоящего Порядка.

Список граждан формируется по дате выдачи сертификата в хронологическом порядке.

Граждане, получившие сертификаты в один и тот же день, включаются в Список граждан в алфавитном порядке.

Списки граждан направляются в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) в срок не позднее 10 декабря 2020 года для формирования Сводного списка согласно приложению 5 к настоящему Порядку.

Сводный список формируется и утверждается Министерством в порядке, определенном в пункте 21 настоящего Порядка.

Министерство ежегодно не позднее 15 декабря текущего года на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году, согласно приложению 6 к настоящему Порядку.

Утвержденный список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляется в органы труда и социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня его утверждения.

Органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о необходимости в срок до 1 октября соответствующего года обратиться за распоряжением средствами единовременной выплаты.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что роды по медицинским показаниям проходили в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и приматологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Рождение и регистрация дочери в г. Москве носили вынужденный характер, так как после родов требовалось незамедлительное проведение операции. Для получения медицинской помощи необходимо было зарегистрировать ребенка и предоставить в медицинское учреждение полис ОМС, в связи с чем, регистрация рождения ребенка вынуждено проведена не в государственных органах записи гражданского состояния на территории Республики Крым, что является уважительной причиной. Члены семьи истца зарегистрированы на территории Республики Крым, своего места жительства не меняли. После возвращения из Москвы, место проживания ребенка зарегистрировано в Республике Крым.

С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

Таким образом, отсутствие какого-либо из перечисленных обстоятельств не дает права на получение указанной меры социальной поддержки.

Диспозицией указанной нормы права не предусмотрена возможность предоставления дополнительной меры социальной поддержки при отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий вне зависимости от уважительности причин.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Дискреционные полномочия судей выступают в качестве условия эффективности и справедливости правосудия, осуществляемого судьями в процессе применения права.

Установив уважительность причины регистрации рождения ребенка в государственных органах записи актов гражданского состояния за переделами Республики Крым, чем распространил действие закона на истца, суд принял на себя не свойственные ему полномочия, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Уклонившись от разрешения требований о возложении на ответчика обязанностей осуществить действия, направленные на восстановление нарушенных прав истца, суд не учел, что согласно требованиям ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства является, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации в части определения круга лиц и мер социальной поддержки граждан, оказываемых за счет бюджета субъекта, не являются произвольными и могут быть реализованы только с учетом конституционно-правовых норм и принципов, действующих в правовой системе Российской Федерации, в том числе принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, принципов социальной справедливости, стабильности социальных прав граждан, недопустимости подрыва доверия населения к социальной политике государства.

Так, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55 часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты "б", "ж" части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан, в том числе всех граждан из числа лиц, отнесенных законодательством субъекта к категориям, обеспечиваемым мерами социальной поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Рождение как акт гражданского состояния подлежит государственной регистрации в порядке, установленном данным законом (пункты 1, 2 статьи 3), в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия (статья 47 Семейного кодекса Российской Федерации).

Полномочия по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4).

В силу пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона, действовавшего на дату принятия оспариваемого правового регулирования, государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 этой же статьи в записи акта о рождении указывается фактическое место рождения ребенка или наименование места, в котором ребенок был найден (наименование государства, субъекта Российской Федерации (административно-территориального образования иностранного государства); наименование городского, сельского поселения или другого муниципального образования).

Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18.03.2022 по административному делу № 66а-405/2022 по иску Курак О.С. оспариваемая часть 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019 признана не действующей с момента принятия в той мере, в какой ею исключается возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с данным Законом у постоянно проживающих на территории Республики Крым граждан Российской Федерации, государственная регистрация рождения ребенка которых произведена на территории иных субъектов Российской Федерации.

Согласно лицевому счету № 809, в квартире , учетной площадью 54,10 кв.м проживают: Дедикова И.В. – владелец; Курак О.С. – дочь, Курак С.В. – внук, Курак М.В. – внучк5а, Курак В.В. – зять.

Иных препятствий для выдачи сертификата, кроме как регистрация рождения Курак М.В. в органах записи актов гражданского состояния за пределами Республики Крым, ответчиком не определено, а судом не установлено.

Определяя способ защиты нарушенных прав Курак О.С., суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с п. 8 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 659, решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что в случае принятия положительного решения орган труда и социальной защиты населения выдает заявителю сертификат по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

Органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2020 года формируют списки граждан, получивших сертификат (далее - Список граждан), согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В Список граждан не включаются лица, по которым принято решение о распоряжении средствами единовременной выплаты либо об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 7 пункта 33 настоящего Порядка.

Органы труда и социальной защиты населения вносят изменения в Список граждан в случае отмены решения об отказе в выдаче сертификата.

Список граждан формируется по дате выдачи сертификата в хронологическом порядке.

Граждане, получившие сертификаты в один и тот же день, включаются в Список граждан в алфавитном порядке (п.п. 20, 21 Порядка).

Судебная коллегия не принимает довод ответчика и третьего лица о том, что п. 4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 659 (ред. от 23.05.2022) недействующим не признан и содержит в качестве одного из условий для выдачи сертификата, регистрацию рождения ребенка в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 84 Конституции Республики Крым, постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым.

В пункте 2 постановления от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.) (п. 7 постановления).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.01.2021 отменить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в выдаче Курак Ольге Сергеевне сертификата на единовременную выплату в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Признать за Курак Ольгой Сергеевной право на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым».

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым выдать Курак Ольге Сергеевне сертификат на единовременную выплату, предусмотренную Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2022 года.

Судьи: