ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6288/202022ОК от 22.10.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка № 2.068, г/п 0 руб.

Судья Жданова А.А.

Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-6288/2020 22 октября 2020 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гулевой Г.В.,

судей Моисеенко Н.С., Поповой Т.В.,

при секретаре Искусовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Завьялова Г. Б. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) о понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) Врачева М. Ю. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 июля 2020 года по гражданскому делу № 2-1692/2020.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

установила:

Завьялов Г.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) (далее – Управление) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») с 22 января 2020 года. В обоснование требований указал, что 25 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». В ее назначении решением от 09 января 2020 года отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работы. При этом из данного стажа исключены периоды его работы и курсов повышения квалификации с сохранением среднего заработка во 2-м Архангельском объединенном авиаотряде в должностях инженера ОТК самолетов Ан-2, начальника смены оперативного обслуживания самолетов АТБ, инженера по ТО и контролю качества ТО АТБ, инженера по ТО авиационной техники участка 2-го ТО самолетов АТБ, инженера ОТК самолетного участка АТБ, исполняющего обязанности ведущего инженера по самолетам и двигателям отдела технического контроля самолетного участка АТБ, ведущего инженера по качеству ОТК АТБ в период с 01 апреля 1988 года по 27 декабря 2018 года, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт работы в течение полного рабочего дня на стоянках для самолетов и на других открытых площадках аэродрома. Считает отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, поскольку он работал во 2-м Архангельском объединенном авиаотряде в данных должностях, что подтверждается записями в трудовой книжке и справкой, уточняющей особый характер труда, выданной работодателем. С 01 января 1998 года работодатель передает сведения о работе с кодом льготной работы, с 01 января 2013 года уплачивает за работника дополнительный тариф страховых взносов за особые условия труда. Также, согласно сведениям СЗВ-К, код льготной работы передан работодателем и за периоды до даты регистрации в системе персонифицированного учета. Данные сведения пенсионным органом недостоверными не признаны, как не опровергнут и сам факт льготной работы.

В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, его представитель поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в судебном заседании исковые требования поддержал.

Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 июля 2020 года исковые требования Завьялова Г.Б. к Управлению о понуждении назначить досрочную страховую пенсию удовлетворены. На Управление возложена обязанность назначить Завьялову Г.Б. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 22 января 2020 года. Помимо указанного, с Управления в пользу Завьялова Г.Б. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

С данным решением не согласился представитель ответчика Врачев М.Ю., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указал, что в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Порядком исчисления периодов работы, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», право на досрочное назначение пенсии имеют только те работники, которые в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов. Судом не учтено, что согласно материалам аттестации рабочего места по условиям труда ведущего инженера по качеству, проведенной в 2015 году, а также Руководства по деятельности организации по техническому осмотру АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», введенном 06 июня 2016 года, обслуживание воздушных судов проводится в ангарах и на открытых стоянках, непосредственную организацию процесса периодического технического осмотра осуществляет начальник (инженер) смены ПТО и бригадиры в пределах своей компетенции. Поскольку пенсионное законодательство исключает из работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, техническое аэродромное обслуживание воздушных судов, при этом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) доказательств, достоверно подтверждающих выполнение истцом технического обслуживания воздушных судов в течение полного рабочего дня вне специально оборудованных помещений не предоставлено, соответственно и удовлетворение исковых требований нельзя считать верным. Указывает на необходимость исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по фактически отработанному времени. Ссылается, что судом не учтено то обстоятельство, что должности, условия и характер труда в течение всех периодов работы истца, неоднократно изменялись, что следует из предоставленных в материалы дела документов. Полагает, что занятость истца исключительно на оперативном техническом обслуживании воздушных судов документально не подтверждена. Из должностной обязанности инженера по качеству следует, что оперативное техническое обслуживание в его обязанности не входило, его должностные обязанности гораздо шире указанных. Кроме того, как следует из ст. 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, положений Приказа Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1999 года № 41 (действовавшего до 02 ноября 2015 года), а также Приказа Минтранса России от 25 сентября 2015 года № 85 (вступившего в силу 03 ноября 2015 года), техническое обслуживание воздушных судов в силу установленных обязательных требований не может производиться исключительно на открытых площадках, вне специальных помещений. Также полагает неверным вывод суда о необходимости включения в стаж работы с особыми условиями труда в полуторном исчислении периодов работы, имевших место до 01 января 2002 года, поскольку условие назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» соответствует ст. 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О пенсионном обеспечении в РФ», которым льготное исчисление стажа по указанному основанию не предусмотрено, его ст. 94 содержит исчерпывающий перечень случаев применения льготного порядка исчисления стажа. В обоснование указанной позиции ссылается на судебную практику кассационных судов общей юрисдикции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель Коробков М.П. с доводами апелляционной жалобы не согласились. Истец также пояснил, что в спорные периоды занимал различные должности, но с изменением должности его обязанности фактически не менялись, повышался уровень компетенции и ответственности. Сам характер работы – обслуживание воздушных судов – никогда не менялся, начиная с 1988 года. Техническое обслуживание назначается планом полетов, регулируется регламентами технического обслуживания. В процессе всего технического обслуживания он находился на воздушных судах. Техническое обслуживание осуществлялось и в ангаре, и на аэродроме. Ангар также находится на аэродроме.

Представитель ответчика, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 25 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В ее назначении ему отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа работы по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который на момент обращения установлен в количестве 04 дней, страховой стаж в календарном исчислении – 30 лет 09 месяцев 03 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 22 лет 02 месяцев 03 дней.

Удовлетворяя исковые требования и назначая досрочную страховую пенсию по старости с 22 января 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца на указанную дату необходимого количества специального стажа по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (ст.8 в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии).

Ранее достижения возраста, установленного ст. 8, страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 15 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно, – Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» (далее – Список № 459).

Согласно Списку № 459, право на досрочное назначение пенсии имеют инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

В силу п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом исходя из Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», а также п. 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», характер работы, включаемой в специальный стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами. Периоды до регистрации в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными); периоды работы после регистрации - выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из трудовой книжки истца, он 01 апреля 1988 года принят во 2-ой Архангельский объединенный авиаотряд Архангельского управления ГА на должность инженера ОТК самолетов Ан-2, 20 июня 1988 года в связи с реорганизацией 2 Архангельского ОАО переведен в Архангельское управление ГА, 20 июня 1988 года принят переводом в Архангельское управление ГА в авиационно-техническую базу на должность инженера ОТК самолетов Ан-2, 01 апреля 1990 года назначен на должность начальника смены оперативного обслуживания самолетов Ан-2, Л410, 01 января 1991 года в связи с реорганизацией переведен во 2-ой Архангельский ОАО, 01 января 1991 года принят переводом в авиационно-техническую базу на должность начальника смены оперативного обслуживания самолетов АН-2, Л-410, 01 июня 1993 года переведен на должность инженера по ТО и контролю качества ТО АТБ, 06 мая 1994 года присвоена квалификация инженера по ТО и ККАТ 2 категории, 01 марта 1999 года в целях приведения наименования должностей в соответствие с общероссийским классификатором переведен на должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники 2 категории участка 2 технического обслуживания самолетов Ан-2, Л410, УВПЭ, АТБ, 01 апреля 2001 года переведен на должность инженера ОТК 2 категории самолетного участка, 17 сентября 2001 года 2 Архангельский ОАО переименован в ФГУП «2 Архангельский ОАО», 16 июля 2002 года назначен исполняющим обязанности ведущего инженера по самолетам и двигателям отдела технического контроля АТБ самолетного участка ОТК, 01 июля 2004 года на основании распоряжения ТУ по Архангельской области Министерства имущественных отношений РФ от 28 мая 2004 года № 146-р ФГУП «2 АОАО» преобразован в открытое акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», 30 июля 2008 года истцу присвоена квалификация инженера первой категории, 01 апреля 2011 года он утвержден в должности ведущего инженера по качеству ОТК АТБ, 15 мая 2015 года на основании распоряжения ТУФА по управлению гос. имуществом в Арх. области от 22 января 2015 года № 18-р, приказа генерального директора № 299 от 02 августа 2015 года ОАО «2-ой Архангельский ОАО» переименовано в акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд».

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10 декабря 1998 года.

Следовательно, оспариваемые истцом периоды имели место как до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, так и после такой регистрации.

При этом истцу работодателем выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и уточняющая постоянную занятость на льготной работе, от 23 августа 2019 года № 259/к, в соответствии с которой стаж работы в период с 01 апреля 1988 года по 2019 год дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п.15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Также факт работы истца в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтверждается выпиской из его лицевого счета, согласно которой работодатель передал код льготной работы, уплатил дополнительный тариф страховых взносов.

Факт льготной работы подтверждается и совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела. В частности Положением по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов самолетов АН-2, Л-410 УВП-Э, L410 UVP-E20 АО «2-ой Архангельский ОАО» на линейной станции технического обслуживания, аэродроме временного базирования ВС или посадочной площадке, Положением по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов самолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т АО «2-ой Архангельский ОАО» на линейной станции технического обслуживания, аэродроме временного базирования ВС или посадочной площадке, в соответствии с которыми инженерно-технический персонал, осуществляющий оперативное техническое обслуживание, в течение полного рабочего дня занят на работах по ОТО воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома Васьково, ЛСТО, аэродроме временного базирования или посадочной площадке; должностными инструкциями, в силу которых истец по занимаемым им должностям, должен знать авиационную технику, эксплуатационную документацию на нее, ФАПы, организацию и технологию ТО АТ в АТБ, руководство по деятельности по ТОиР АТ и руководство по качеству ТОиР АТ ОАО «2-ой Архангельский ОАО», технологии, методы и средства контроля технического состояния ВС и качество работ на АТ; обеспечивать развитие и совершенствование системы контроля качества обслуживания АТ, анализировать эффективность существующей системы контроля и причины брака в работе исполнителей, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков; осуществлять общий надзор за работой цеха (участка) в части обеспечения требуемого уровня технического состояния ВС и качества их ТО, соблюдение руководителями безопасных условий труда, выполнение исполнителями требований техники безопасности и пожарной безопасности, охраны окружающей среды и пр.; материалами аттестаций рабочих мест по условиям труда ведущего инженера по качеству (АН-2) (отдел технического контроля), проведенных в 2010, 2015 годах, инженера по техническому обслуживанию авиационной техники, которыми установлен 3 и 2 класс по факторам производственной среды и трудового процесса и 2 класс по травмобезопасности, определено, что до 25% времени смены ведущий инженер находится в неудобной фиксированной позе, 66% времени смены – стоя (класс 3.1), уровень шума на рабочем месте равняется 83 ДБА, что превышает установленные уровни, рабочее место указано как ангар и кабинет; пояснениями представителя работодателя, согласно которым для выполнения возложенных на истца должностных обязанностей по осуществлению контроля за качеством работ истцу необходимо находиться на аэродромных площадках, где проводится обслуживание самолетов; Руководством по деятельности организации по ТО АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд», введенном 06 июня 2016 года, которым предусмотрено, что обслуживание ВС проводится в ангарах и на открытых стоянках, непосредственную организацию процесса периодического ТО осуществляют начальник (инженер) смены ПТО и бригадиры в пределах совей компетенции. Для выполнения обслуживания выдаются производственные задания в виде карты-наряда с указанием форм обслуживания и перечнем дополнительных работ, в которую заносятся результаты работ. В процессе предварительной подготовки очередной смены исполнителей к выполнению работ по оперативному и периодическому ТО ВС начальник (инженер) смены проводит разбор, где подводится итоги работы за предыдущую смену, проводит ознакомление ИТП с поступившими документами по эксплуатации АТ, ставит задачу смене, распределяет задания между руководителями (исполнителями) работ, проводит анализ технического состояния ВС и принимает меры к устранению выявленных недостатков ТО ВС. Дефектация ВС возлагается на инженеров, авиатехников-бригадиров или наиболее подготовленных авиатехников. В процессе осмотра (дефектации) ВС и после его окончания инженер смены дает задания авиатехникам по замене изделий, устранению неисправностей. По окончании дефектации инженер (начальник) смены непосредственно на ВС анализирует неисправности, выявленные при осмотре и предыдущем полете, записанные в бортовом журнале, и руководит их устранением. Выполнение работы (операции) подтверждают подписями исполнитель и контролирующий в соответствующих разделах карты-наряда, которые несут персональную ответственность за качество произведенной работы. После окончания работ по периодическому ТО выписывается Свидетельство о выполнении ПТО; картами - нарядами на периодическое техническое обслуживание, свидетельствами о выполнении технического обслуживания, нарядами на дефектацию и устранение дефектов, из которых следует, что истец принимал участие в техническом обслуживании воздушных самолетов, осуществлял контроль качества ТО ВС и ставил соответствующие отметки в картах-нарядах, свидетельствах, нарядах на дефектацию.

Таким образом, истцом осуществлялась полный рабочий день работа по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Доказательств иного в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что истец работал менее 80% рабочего времени не на обслуживании воздушных судов и вне аэродрома, у судебной коллегии не имеется.

Доводы стороны ответчика о том, что в спорные периоды истец занимал различные должности, условия и характер труда в течение всех периодов работы истца, неоднократно изменялись, основанием для признания неправильными выводов суда с учетом представленных материалов специальной оценки условий труда по занимаемым истцом должностям, пояснений самого истца и работодателя, сведений персонифицированного учета, непризнанных недостоверными и неоткорректированными работодателем, являются несостоятельными.

Учитывая изложенное, то обстоятельство, что работодатель истца подтвердил факт работы истца полный рабочий день в спорный период в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, доводы ответчика об обратном нельзя признать обоснованными.

Ссылки стороны ответчика на Воздушный кодекс Российской Федерации, Приказ Федеральной авиационной службы России, а также Приказ Минтранса России, предусматривающие, что техническое обслуживание воздушных судов может производиться не только на открытых площадках, выводов суда не опровергают принимая во внимание имеющиеся в материалах дела документы, регламентирующие порядок обслуживания воздушных судов АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд».

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для непризнания факта работы истца в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, полный рабочий день, поскольку сводятся к иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств.

С учетом изложенного, правильными и основанными на ст. ст. 166 и 167 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 4 вышеуказанных Правил №516, являются и выводы о включении в специальный стаж периодов курсов и командировок, имевших место в периоды льготной работы. При этом относительно указанных выводов суда апелляционная жалоба ответчика каких-либо доводов не содержит.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы стороны ответчика о необоснованном включении спорных периодов, имевших место до 01 января 2002 года, в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении.

ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривает возможности включения в специальный стаж периодов работы в льготном порядке.

Однако в силу ч. 3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Включая спорные периоды в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении, суд первой исходил из положений ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которой было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере.

Действительно, в силу ст. 94 данного закона при подсчете трудового стажа, указанного в ст. ст. 10, 11, 12, 29 этого же Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.

Таким образом, льготное (полуторное) исчисление было предусмотрено в отношении только периодов работы, указанных в ст. ст. 10, 11, 12, и 29 вышеназванного закона.

Вместе с тем, в ст. ст. 10, 11, 12, и 29 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не поименованы лица, работавшие в гражданской авиации. Их льготное право на назначение пенсии законом было установлено в ст. 79.

Учитывая изложенное, право лиц, работавших в гражданской авиации в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, на льготное исчисление специального стажа вышеуказанным законом предусмотрено не было. Не установлен такой порядок исчисления стажа и иными нормативными актами, регулирующими и регулировавшими ранее пенсионные правоотношения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца спорных периодов, имевших место до 01 января 2002 года, в льготном (полуторном) исчислении, поскольку такие периоды имели место в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, нельзя признать правильным, в связи с чем он подлежит исключению из мотивировочной части решения.

В то же время, исключение данного вывода и исчисление спорных периодов до 01 января 2002 года в календарном порядке на вывод суда о наличии у истца специального стажа в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» более 20 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, не влияет, в связи с чем при установленных пенсионным органом у истца страховом стаже и стаже работы в районах Крайнего Севера более 25 и 20 лет соответственно, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с п. 15 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» возложил на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 22 января 2020 года.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) Врачева М. Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий Г.В. Гулева

Судьи Н.С. Моисеенко

Т.В. Попова