Председательствующий: Елисеев Е.В. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 26 сентября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.
и судей Дьякова А.Н., Сафаралеева М.Р.
при секретаре Речута Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 июня 2018 года о взыскании с нее в пользу Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» сумму переплаты мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 89 033 рубля 11 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 870 рублей 99 копеек,
установила:
БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилось с иском к ФИО1, указав, что ответчик являлся получателем меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки (далее - ДЭС) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории: "Многодетная семья". ДЭС был предоставлен ответчику по адресу: г.Омск, <...>, и перечислялся ответчику на его расчетный счет через кредитную организацию. Право на получение ДЭС по вышеуказанному адресу было утрачено, в связи с переменой места жительства. За период с 18.05.2011 по 30.06.2016 ответчику излишне был выплачен ДЭС в сумме 89 033,11 рублей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В добровольном порядке задолженность не погашена. По заявлению ФИО1, ей вновь были назначены МСП по оплате коммунальных услуг и услуг по вывозу жидких бытовых отходов с 29.08.2017 по адресу: <...>. Излишне выплаченные суммы МСП были частично учтены при последующих выплатах в сентябре 2017 г. за период с 29.08.2017 по 30.09.2017 в сумме 885,09 рублей по адресу предоставления МСП. Излишне выплаченной суммы МСП на 1.10.2017 составило 89 033,.11 рублей. На основании заявления ФИО1 от 30.09.2017 предоставление МСП было прекращено с 1.10.2017 в связи с тем, что её сын ФИО2, <...> отчислен с очной формы обучения.
Просили взыскать с ответчика в пользу БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» сумму переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг в размере 89 033, 11 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 870,99 рублей.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании иск поддержала.
Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО4 иск не признали. ФИО1 пояснила, что не знала об обязанности в 14-дневный срок сообщить о перемене места жительства. 19.09.2017 обратилась с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, просила сделать перерасчет по ее новому адресу.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1, указывая, что истец должен был произвести перерасчет мер социальной поддержки ввиду изменения ею места жительства. Кроме того, ссылается на пропуск истцом срока исковой давности при обращении в суд с иском.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения ввиду ее необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме (том 2 л.д.93-97).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО4, поддержавших доводы, изложенные в жалобе, возражения представителя истца ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Регулирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе ДЭС по льготной категории – «Многодетная семья» осуществляется в соответствии с Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Постановлением Правительства Омской области от 2.12.2009 N 229-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области", порядок предоставления мер социальной поддержи многодетным семьям приложение №4 к Постановлению Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года №161-п «О некоторых вопросах социальной поддержки многодетных семей в Омской области».
В п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержи многодетным семьям, приложение № 4 к Постановлению Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года №161-п «О некоторых вопросах социальной поддержки многодетных семей в Омской области» (в редакции от 24.11.2010), предусмотрено, что получатели мер социальной поддержки обязаны сообщать о наступлении обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки, в том числе изменении состава семьи и места жительства, отчислении детей из общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования или изменении очной формы обучения детей в данных организациях, в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, по месту жительства (далее - учреждение), а также в организации, предоставляющие соответствующие меры социальной поддержки, не позднее чем в месячный срок со дня наступления указанных обстоятельств.
Пункт 14 Порядка устанавливал, что в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления мер социальной поддержки (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства), производится перерасчет размера мер социальной поддержки.
Согласно пункту 16 Порядка в указанной выше редакции, в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 14, абзаце втором пункта 15 настоящего Порядка, граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в учреждения по месту жительства в течение 14 дней с момента их наступления.
При неисполнении гражданами обязанности, установленной абзацем первым настоящего пункта, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующих выплатах либо взыскиваются в судебном порядке.
Постановлением Правительства Омской области от 2.12.2009 N 229-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области" установлена процедура предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу жидких бытовых отходов, предусмотренных федеральным и областным законодательством (далее - меры социальной поддержки) и предоставляемых в денежной форме, отдельным категориям граждан в Омской области согласно приложению к настоящему Порядку (далее - граждане).
Меры социальной поддержки гражданам из числа категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 28 приложения к настоящему Порядку, предоставляются в денежной форме, в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Для назначения мер социальной поддержки гражданин предъявляет в уполномоченное государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, по месту жительства (пребывания) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и вместе с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области, представляет документы, подтверждающие право на назначение мер социальной поддержки (документ, подтверждающий принадлежность к одной из указанных категорий граждан, выданный государственным (муниципальным) учреждением культуры, медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения Омской области, организацией социального обслуживания, находящейся в ведении Омской области, или органом местного самоуправления Омской области, расположенными в сельской местности (для работников муниципальных учреждений Омской области в соответствующей сфере).
3.1. Для определения размера мер социальной поддержки граждане вправе представить в учреждение следующие документы:
1) домовая книга по месту жительства (пребывания) гражданина или копия финансового лицевого счета либо иной документ, выдаваемый органом управления многоквартирным домом, органом местного самоуправления Омской области, содержащий сведения о размере общей и жилой площади занимаемого жилого помещения, об основании вселения в жилое помещение, о количестве лиц, проживающих в жилом помещении;
2) технический паспорт жилого помещения или иные документы, содержащие сведения о количестве комнат, высоте потолков в жилом помещении, этажности многоквартирного (жилого) дома, годе его постройки, материале, из которого изготовлены стены многоквартирного (жилого) дома (части жилого дома), использовании печного отопления;
4) документы, подтверждающие оплату жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения гражданина;
5) договоры на оплату услуг по вывозу жидких бытовых отходов, заключенные с организациями, оказывающими указанные услуги, или документы, подтверждающие оплату услуг по вывозу жидких бытовых отходов (при обращении за назначением меры социальной поддержки по оплате услуг по вывозу жидких бытовых отходов);
6) документы, подтверждающие использование бытового газа в баллонах (при обращении за назначением меры социальной поддержки по приобретению бытового газа в баллонах);
7) документы, подтверждающие отнесение жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду (при обращении граждан, указанных в пунктах 10, 12 приложения к настоящему Порядку, за назначением меры социальной поддержки по внесению платы за наем и платы за содержание жилого помещения);
8) документы, подтверждающие отнесение жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду либо приватизацию жилого помещения (при обращении граждан из числа категорий граждан, указанных в пунктах 13 - 25 приложения к настоящему Порядку, за назначением мер социальной поддержки по внесению платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);
9) документы, подтверждающие оплату доставки твердого топлива, приобретенного в текущем календарном году (при обращении за мерой социальной поддержки по оплате доставки твердого топлива).
Пункт 6 Постановления от 2.12.2009 N 229-п указывает, что принятие решения о назначении или отказе в назначении мер социальной поддержки осуществляется учреждением не позднее 30 календарных дней со дня обращения гражданина с заявлением о назначении мер социальной поддержки и необходимыми документами.
Основания прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки указаны в пункте 17 Постановления Правительства Омской области от 2.12.2009 N 229-п (в редакции от 15.02.2017), а именно: утраты гражданином права на меры социальной поддержки; изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки; обращения гражданина с заявлением об отказе от предоставления мер социальной поддержки в произвольной форме;
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ответчик ФИО1 являлась получателем меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории: "Многодетная семья" с 30.08.2010, по адресу: г. Омск, <...>. Льгота была назначена на основании заявления ФИО1 от 3.02.2011, согласно которого ответчик просила назначить меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов в размере и объеме, предусмотренном законодательством, предоставив меры социальной поддержки путем перечисления денежных средств через кредитную организацию (л.д.7-8). К заявлению приложен пакет требуемых документов.
Своей подписью ФИО1 подтвердила, что ей разъяснено, что она обязана сообщить об обстоятельствах, влекущих изменение оснований (изменение состава семьи гражданина, изменение места жительства) или прекращение предоставления мер социальной поддержки (утрата права гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выезд на постоянное место жительства за пределы Омской области) в течение 14 дней с момента их наступления (том 1, л.д.3-4).
Распоряжением о назначении меры социальной поддержки от 11.02.2011 б/н назначено ФИО1, адрес места жительства: г. Омск <...>, льгота по оплате жилья, категория «многодетная семья» на основании Постановления Правительства Омской области от 02.12.2009 N 229-п в размере 183 руб. 70 коп. - с 1.09.2010 по 31.12.2010, в размере 208 руб. 12 коп. - с 1.01.2011 по 31.03.2017.
Распоряжением о внесении изменений в распоряжение о назначении меры социальной поддержки от 23.10.2014 б/н размер льготы по оплате коммунальных услуг установлен в сумме 1 724,22 рубля с 30.08.2010 по 31.03.2017, по оплате жилья в сумме 183,709 руб. с 30.08.2010 по 31.03.2017.
14.06.2016 ФИО1 обратилась к истцу с заявлением о прекращении выплаты ДЭС на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи со сменой адреса регистрации - <...>, дата регистрации – 14.06.2011 (том 1, л.д.21-23).
Согласно адресной справке УФМС России по Омской области № <...> от 24.08.2017 ответчик зарегистрирован по месту жительства с 14.06.2011 (том 1, л.д.31).
По договорам купли-продажи квартиры и жилого дома от 28.04.2011 ФИО1 произвела отчуждение <...> по адресу: Омск <...> и приобрела жилой <...> по адресу: <...> <...> (том 1, л.д.143-144,145-146).
На основании распоряжения от 17.06.2016 ФИО1 прекращены МСП по оплате жилья и коммунальных услуг (г. Омск <...>) – (том 1, л.д.19).
Распоряжением истца от 7.09.2017 постановлено об удержании переплаты с ФИО1 по оплате жилого помещения и коммунальным услугам в размере 18 487,31 руб. и 71 430,89 руб. соответственно (том 1, л.д.59,60).
Вместе с тем, судом установлено, что право на предоставление МСП по адресу г. Омск <...> ответчик утратила ранее, поскольку снялась с регистрационного учета 14.06.2011. В течение 14 дней о снятии с регистрационного учета, об изменении места жительства истцу не сообщила. За период с 18.05.2011 по 30.06.2016 ответчику излишне была выплачена сумма ДЭС 89 033,11 руб., в том числе МСП по оплате коммунальных услуг - 71 430,89 руб., МСП по оплате жилого помещения - 18 487,31 руб. В добровольном порядке задолженность не погашена.
При неисполнении гражданами обязанности, установленной пунктом 19 указанного Постановления, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке.
Данная обязанность получателей льгот закреплена и в пункте 20 Постановления Правительства Омской области от 2.12.2009 N 229-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области" (в редакции от 15.02.2017).
Согласно п.12 Постановления, по заявлению ФИО1, ей вновь были назначены МСП по оплате коммунальных услуг и услуг по вывозу жидких бытовых отходов с 29.08.2017 по адресу: <...> <...>.
В соответствии с п.20 Постановления, излишне выплаченные суммы МСП были частично учтены при последующих выплатах в сентябре 2017 г. за период с 29.08.2017 по 30.09.2017 в сумме 885,09 руб. по адресу предоставления МСП. Излишне выплаченные суммы МСП на 1.10.2017 составили 89 033,11 руб.
На основании заявления ФИО1 от 30.09.2017 предоставление МСП было прекращено с 1.10.2017 в связи с тем, что её сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отчислен с очной формы обучения в учебном заседании и прекращением регистрации многодетной семьи (том 1, л.д.70).
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Проверив обоснованность требований истца о взыскании излишне выплаченной суммы денежного эквивалента скидки на оплату коммунальных услуг и оплату жилья в размере 89 033,11 руб., суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 1102 ГК РФ и учитывая, что ответчик после снятия с регистрационного учета по месту жительства по адресу г. Омск <...> установленном порядке органы социальной защиты населения в установленный срок не уведомила, обоснованно указал, что перечисленные истцом в качестве мер социальной поддержки денежные средства за период 18.05.2011 по 30.06.2016, получены ответчиком неправомерно, доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для возврата указанной суммы, ответчиком не представлено, и пришел к выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Расчет суммы неосновательно полученных ФИО1 денежных средств проверен судом, признан правильным и подтверждается материалами дела, в том числе, выпиской по счету ФИО1, оснований не доверять которой у суда не имелось. Данный расчет ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные меры социальной поддержки были получены на законных основаниях, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Указание ответчицы, что ей было неизвестно о необходимости уведомлять обо всех обстоятельствах влияющих на предоставление мер социальной поддержки, в том числе в случае перемены места жительства основанием для отмены либо изменения решения суда не является, поскольку опровергается ее заявлением к истцу о предоставлении мер социальной поддержки. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и в судебной коллегии подпись в заявлении от 3 февраля 2011 года ответчиком не оспаривалась.
Не является состоятельным довод автора жалобы о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с указанным иском, поскольку в суде первой инстанции сторона ответчика на пропуск названного срока не ссылалась.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.
Сведений о том, что ФИО1 и ее представителем заявлялось ходатайство о применении судом исковой давности, материалы дела не содержат.
Указание апеллянта на то, что за спорный период истец обязан был сделать перерасчет в связи со сменой места жительства по ее заявлению от 19.09.2017 (том 1, л.д.97-98), основано на ошибочном понимании норм действующего законодательства, ввиду следующего.
В п.10 Постановления Правительства Омской области от 2.12.2009 N 229-п (в редакции от 15.02.2017) перечислены случаи, когда производится перерасчет размера мер социальной поддержки, в том числе: поступление от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, уточненных сведений (документов) о фактически начисленном гражданину размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по вывозу жидких бытовых отходов в соответствующем месяце (подп.1). Однако, названные сведения предоставляются указанными организациями в отношении конкретного жилого помещения, отраженного в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки, в данном случае по адресу: г. Омск <...>.
При этом, к числу перечисленных случаев, когда производится перерасчет размера мер социальной поддержки, изменение места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки не относится.
Решение отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: