Судья Сушинских Е.Г. Дело № 33-6322
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Аршиновой Е.В.,
при секретаре Витошновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, ФИО1, ФИО2, Мозоль О.С. , ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО13 Н,К. , ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11о признании действия администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению физических лиц согласно списка в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области в 2009, 2010, 2011 годах незаконным и взыскании с физических лиц согласно списка сумм социальной выплаты в бюджет Российской Федерации Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств, по апелляционной жалобе министерства сельского хозяйства Саратовской области на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 08 июня 2015 года, которым министерству сельского хозяйства Саратовской области отказано в удовлетворении вышеуказанных требований в связи с истечением срока исковой давности.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Законом Саратовской области от 29.12.2006 года № 152-ЗСО «Об областных целевых программах».
Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществлялась на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, бюджета субъектов и собственных средств участников Программы.
Приложением № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» к Программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В приложении № 1 к Правилам утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Право на получение социальной выплаты гражданин, молодая семья (молодой специалист) имеют в случае, если соблюдаются в совокупности условия, указанные в п. 4, п. 26 Типового положения. Одним из обязательных условий участия в Программе является признание участников Программы нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 12 вышеуказанного документа гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в Типовом положении, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, одним из которых является, подтверждение признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. «д»).
В силу п. 28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления с приложением документов, одним из которых является подтверждение признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» решение уполномоченного органа области по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии со статьей 4 настоящего Закона документов должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данные органы.
В результате проверки использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», проведенной сотрудниками счетной палаты Саратовской области в министерстве сельского хозяйства Саратовской области выявлены нарушения действующего законодательства администрацией Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.
В ст. 17 Устава Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, принятого решением районного Совета ОМО Александрово-Гайского района от 23.06.2005 года № 513, перечислена структура органов местного самоуправления. «Уполномоченный орган по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района» отсутствует в перечне органов местного самоуправления, то есть данный орган не обладал полномочиями осуществлять действия по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
Вышеназванный орган выносил решения, противоречащие Жилищному кодексу РФ, постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, а именно: «поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по программе «Социальное развитие села до 2012 года». Все полномочия в рамках реализации Программы распоряжением Правительства Саратовской области от 18.04.2008 г. № 122-Пр «Об уполномоченном органе исполнительной власти области» возложены на министерство сельского хозяйства Саратовской области.
ФИО8, ФИО1, ФИО2, Мозоль О.С., ФИО6, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО9, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО11 неправомерно были включены администрацией Александрово-Гайского муниципального района в списки участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Кроме того, ФИО8, ФИО6, ФИО2, ФИО5, ФИО13, ФИО3, ФИО9 являются заявителями ухудшившими свои жилищные условия путем заключения договора найма с собственником жилого помещения.
Получателями социальной выплаты, не имеющими права состоять на жилищном учете в соответствии со ст.ст. 31, 51, 53, 69 Жилищного кодекса РФ, ст. 3 Закона №39-ЗСО, являются ФИО4, ФИО5, Мозоль О.С., ФИО15 - ФИО7, ФИО10, ФИО11
Истец просил суд признать действия администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области по включению: ФИО1, ФИО16, Мозоль О.С., ФИО3, ФИО4, ФИО5, в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Александрово-Гайскому муниципальному району Саратовской области на 2009 год; ФИО6, ФИО7, и ФИО13 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области на 2010 год; ФИО8, ФИО9, ФИО14 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Александрово-Гайскому району Саратовской области в 2011 году, незаконными.
Взыскать с нижеперечисленных граждан сумму социальной выплаты в бюджет Российской Федерации и в бюджет Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств по указанным реквизитам:
ФИО4 в 2009 г. выделена субсидия в размере <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации в размере <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области в размере <данные изъяты>;
ФИО5 в 2009 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области -<данные изъяты>;
Мозоль О.С. в 2009 г. выделена субсидия в сумме <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации в размере <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области в размере <данные изъяты>;
ФИО1 в 2009 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО17 в 2010 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО14 в 2011 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО11 в 2011 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из федерального бюджета - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО2 в 2009 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО3 в 2009 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО8 в 2011 г. выделена субсидия в сумме <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации в размере <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области в размере <данные изъяты>;
ФИО6 в 2010 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО13 в 2010 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>;
ФИО9 в 2011 г. выделена субсидия - <данные изъяты>, в том числе из бюджета Российской Федерации - <данные изъяты>, из бюджета Саратовской области - <данные изъяты>
В суде первой инстанции истец уточнил требования, в связи с изменением фамилии у ответчика ФИО10 - на ФИО18, просил считать ответчиком ФИО18; в отношении ФИО2 в иске ошибочно указано отчество ответчика вместо «Сергеевна» правильно следует считать «Ансаровна», просил считать ответчиком ФИО16; в нарушение п.п. «а» п. 26 Типового положения ФИО4, ФИО19, ФИО14, ФИО9, ФИО8, ФИО1 после получения социальной выплаты не отработали 5 лет в сельской местности на предприятиях агропромышленного комплекса или в социальной сфере.
В нарушение п.п. «д» п. 12 и п.п. «ж» п. 28 Типового положения постановления Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 «О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» у получателей социальной выплаты отсутствуют документы, подтверждающие признание граждан, молодых семей (молодых специалистов) нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Ответчиками заявлено о пропуске исковой давности для обращения с заявленными требованиями.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство сельского хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование ссылается на те же доводы, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, суд неправильно применил норма права. Полагает, что судом неправильно установлен момент, с которого следует исчислять срок исковой давности.
В суде апелляционной инстанции представитель министерства сельского хозяйства Саратовской области ФИО20 доводы жалобы поддержал, ФИО5, представитель администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, ФИО6, ФИО9 –ФИО21, представитель ФИО2, Мозоль О.С., ФИО18 - ФИО22, представитель ФИО1, ФИО13, ФИО8 - ФИО23 считали решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд посчитал, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями, исходя из того, что по п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Положения п.п. 1-2 ст. 199 ГК РФ предусматривают, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ» указано, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции, и пропуск указанного срока подтверждается материалами дела.
Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 31.01.2009 г. N 83 федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года» дополнена приложением N 16 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
У вышеуказанного Приложения №16 имеется Приложение №1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» (далее - Типовое положение).
Пунктом 20 Типового положения, действовавшего на момент выдачи свидетельств ответчикам, предусмотрено, что перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение; исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты; застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленному в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты; кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.
В п. 21 закреплено, что указанные в п. 20 настоящего типового положения договоры до предоставления их в кредитную организацию проходят проверку в уполномоченном органе на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.
После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя, социальной выплаты лицам, указанным в п. 20 настоящего Типового положения, кредитная организация направляет в уполномоченный орган, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате (п. 22).
Из п. 11 Положения о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. N 354-П, следует, что министерство в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по включению в федеральные и областные целевые программы объектов, предполагаемых к финансированию за счет средств федерального и областного бюджетов, обеспечивает реализацию этих программ и эффективное использование бюджетных средств.
Согласно п. 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающими в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам министерство сельского хозяйства Саратовской области, являясь уполномоченным органом, на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению № 3, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Аналогичные нормы содержатся и в нормативном правовом акте министерства сельского хозяйства Саратовской области, представленном суду и принятом в соответствии с абз. 2 п. 15 вышеназванного Положения.
Таким образом, специальные нормы законодательства, регулирующие порядок предоставления субсидии в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» возлагают на министерство сельского хозяйства Саратовской области контроль и эффективное использование бюджетных средств, проведение проверок предоставленных документов на достоверность содержащихся сведений об участниках программы, составление сводного списка участников, утверждение данного списка, оформление списка на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Александрово-Гайскому району, в который включался перечень граждан, включенных в сводный список, и выдачу данным гражданам свидетельства с указанием блокированного счета, утверждаемого министром сельского хозяйства Саратовской области.
Относительно требований в отношении ФИО4, ФИО19, ФИО18, ФИО9, ФИО8, ФИО1, в связи с не исполнением последними обязательства отработать в течение 5 лет на предприятиях агропромышленного комплекса или в социальной сфере, каких-либо доказательств, суду не представлено.
Из вышеуказанного списка ответчиков по делу следует, что ФИО1 получила свидетельство № 1 02.10.2009 г., ФИО5 № 24 02.10.2009 г., Мозоль О.С. № 28.2.10.2009 г., ФИО16 № 25 02.10.2009 г., ФИО3 № 21 02.10.2009 г.
В материалах дела имеются копии свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, подписанных министром сельского хозяйства, из которых следует, что ФИО9 получила свидетельство 12.04.2011 г., ФИО10 (ФИО18) - 03.08.2011 г., ФИО6 - 22.07.2010 г.
Ответчиком - администрацией Александрово-Гайского муниципального района представлена книга учета выданных именных свидетельств по программе «Социальное развитие села до 2012 года», в котором вышеуказанные свидетельства выдавались под роспись, на л.д. 8-9 указано, что ФИО11 получил свидетельство 2 03.08.2011 года, ФИО7 -22.07.2010 года, ФИО24 - 03.08.2011 г., ФИО8 - 12.04.2011 г., ФИО13 - 22.07.2010 г.
Все договоры о приобретении (строительстве) жилья отправлялись в министерство сельского хозяйства Саратовской области, где проходила проверка на предмет соответствия сведений, указанных в договоре купли-продажи, сведениям, содержащимся в свидетельстве, однако даже после проведенной проверки договоров министерство сельского хозяйство Саратовской области не установило каких-либо нарушений.
После утверждения списка участники программы получали вышеуказанные именные свидетельства на субсидии, срок действия которых не превышает 1 года с даты выдачи, указанной в свидетельствах. В свидетельстве указывалась сумма государственной поддержки из областного и федеральных бюджетов.
Сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села 2012 года» по Александрово-Гайскому району Саратовской области - составлялся и утверждался министерством сельского хозяйства Саратовской области, поскольку это относилось к полномочиям Министерства сельского хозяйства Саратовской области.
Исходя из п. 24 указанного постановления Правительства РФ № 858, в редакции, действовавшей в момент возникших правоотношений, уполномоченный орган ведет реестры выданных свидетельств по форме согласно приложению № 4 и ежеквартально представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по форме согласно приложению № 5.
Доводы представителя истца о том, что учетные дела не предоставлялись в министерство сельского хозяйства Саратовской области опровергаются материалами дела, согласно которым (л.д. 111 т. 6) телеграммой № 7 исполняющей обязанности министра ФИО25 учетные дела граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», 05.12.2012 г. были затребованы в министерство сельского хозяйства и предоставлены истцу.
Доказательствами того, что министерство сельского хозяйства Саратовской области изучало все учетные дела граждан перед включением их в сводный список согласно Приложения № 3 к Положению, свидетельствует переписка истца с администрацией Александрово-Гайского муниципального района, а также показания допрошенного в суде ФИО26. Более того, в одном из писем министра сельского хозяйства Саратовской области ФИО27 № 04-03-13-4077 от 25.08.2010 г. дана характеристика и указаны недостатки по некоторым из предоставленных дел, в том числе ответчиков ФИО8, ФИО28, что прямо свидетельствует об осведомленности истца о намеренном ухудшении жилищных условий ряда указанных граждан, и, несмотря на указанное обстоятельство, они впоследствии явились получателями средств государственной поддержки.
Письмом администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области № 1341 от 22.05.2009 года сопровождаются в министерство сельского хозяйства копии учетных дел граждан участников программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Доводы истца, о том, что ему стало известно о нарушении его права со дня получения предписания счетной палаты Саратовской области в 2013 г., суд признал несостоятельными, поскольку согласно п. 19 приложения № 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие седа до 2012 года» в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений, ответственность за достоверность предоставляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на уполномоченные органы. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Контрольные функции по выполнению указанной целевой программы возложены законом на уполномоченный орган, которым в момент возникших правоотношений являлось министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Истец, как контролирующий орган, на который возложена обязанность по соблюдению исполнения указанного выше Постановления РФ, обязан был принять меры по проверке правильности расходования бюджетных средств.
Проверка всех договоров купли-продажи, договора строительства и т.д. осуществлялась министерством сельского хозяйства Саратовской области до перечисления денежных средств продавцу, истцом велся реестр свидетельств, выданных гражданам за 2009-2011 г.г., а также списки на финансирование за счет средств федерального бюджета.
О каких-либо нарушениях Типового положения ответчикам не сообщалось.
Учитывая вышеизложенное, районный суд пришел к выводу об отказе министерству сельского хозяйства Саратовской области в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности.
Судебная коллегия считает, что районный суд необоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по основанию пропуска истцом срока на обращение в суд без уважительных причин, так как срок исковой давности истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки Счетной палатой Саратовской области было установлено отсутствие правовых оснований для предоставления ответчикам социальных выплат.
Судебная коллегия считает, что истцом не пропущен срок исковой давности, так как о нарушении права ему стало известно из предписания Счетной палаты Саратовской области, направленного в его адрес в 2013 г. Поскольку вопрос оценки правомерности решений органа местного самоуправления (о постановке ответчиков на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий) отнесен к компетенции суда, министерство сельского хозяйства Саратовской области лишено было оснований оценивать законность таких актов органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если суд апелляционной инстанции придет к выводу о том, что принятое судом первой инстанции в предварительном судебном заседании (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ) решение об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд является незаконным и (или) необоснованным, то он на основании части 1 статьи 330 и статьи 328 ГПК РФ отменяет решение суда первой инстанции. В такой ситуации с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции оно подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, поскольку обжалуемое решение суда было вынесено в предварительном судебном заседании без исследования и установления иных фактических обстоятельств дела.
Не меняет данного положения то обстоятельство, что отказ в иске по мотиву пропуска срока исковой давности имел место не в предварительном судебном заседании, поскольку единственным основанием для отказа в иске судом указан пропуск срока исковой давности, а иные обстоятельства дела судом первой инстанции не рассматривались и не устанавливались.
Поскольку в связи с принятием решения об отказе в иске исключительно по мотиву пропуска срока исковой давности фактические обстоятельства дела судом первой инстанции не исследовались и не устанавливались, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 08 июня 2015 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи