ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6332/2017 от 10.07.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Антоневич М.Ф.

Судья - докладчик Васильева И.Л.

по делу 33-6332/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2017 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
в составе:

судьи - председательствующего Амосова С.С.,

судей Васильевой И.Л., Трофимовой Е.Н.,

при секретаре Галочкиной Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» об обязании предоставления отчетности и получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

по апелляционной жалобе, дополнениям к апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» ФИО1

на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 марта 2017 года,

установила:

в обоснование исковых требований указано, что в результате внеплановой документальной проверки в отношении ООО «Евразия-леспром групп» было установлено, что в соответствии с Уставом основной деятельностью предприятия является обработка древесины и производство изделий из дерева, в ходе производственной деятельности предприятие образует отходы. Из 28 видов отходов, образующихся на предприятии в результате его производственной деятельности, 20 видов - I-V класса опасности. ООО «Евразия-леспром групп» не предоставляет отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 № 30, что является нарушением Закона об отходах. На момент проверки, в нарушение требований ст. 24 Закона об охране окружающей среду, ст. 18 Закона об отходах в ООО «Евразия-леспром групп» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а также Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствовал. Предприятию было выдано предписание от 26.08.2015 № 302-э со сроком выполнения - до 11.07.2016. В ходе внеплановой документальной проверки исполнения предписания, проведенной с 25 июля по 19.08.2016, документация о выполнении всех пунктов предписания не представлена и в адрес службы не поступала. 06.09.2016 в отношении ООО «Евразия-леспром групп» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен в адрес мирового судьи для рассмотрения.

Кроме того, в ходе проверки генеральным директором ООО «Евразия-леспром групп» ФИО2 24.06.2013 были представлены сведения о среднесписочной численности работников на 31.05.2013, и составляла 162 человека, следовательно, на момент проверки ООО «Евразия-леспром групп» относилось к субъектам среднего предпринимательства, в связи с чем обязано предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов.

Истец просил обязать ООО «Евразия-леспром групп» предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в территориальные органы Росприроднадзора в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Евразия-леспром групп» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017.

Решением Казачинско-Ленского района Иркутской области от 14.03.2017 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Евразия-леспром групп» ФИО1 просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене указывает, что решение незаконно и необоснованно. Суд, не привлекая к участию в дело территориальные органы Роспотребнадзора, фактически обязал их без возражений принять от ответчика отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Поскольку суд, не определил круг заинтересованных лиц, разрешил спор без учета их позиции, полагает, что решение подлежит отмене, а дело должно быть рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции.

Требования истца не подлежат рассмотрению в порядке искового производства. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. При этом, требования истца подлежат удовлетворению в порядке гражданского судопроизводства при установлении судом нарушения ответчиком права каждого на благоприятную окружающую среду, вследствие его неправомерных действий, а также наличие вины ответчика. Сам по себе факт нарушения ответчиком обязанности по предоставлению истцу отчетности, не подтверждает факта нарушения экологических требований, факта наступление неблагоприятных последствий для граждан, а также не подтверждает, что вследствие этих действий ответчика возникает угроза наступления неблагоприятной окружающей среды на стороне неопределенного круга лиц. Кроме того, требования истца не направлены на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Исходя из характера нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, указанных истцом в качестве основания иска, ответчик не исполнил публично-правовую обязанность, установленную законом Российской Федерации. Принуждение ответчика к исполнению публично-правовой обязанности осуществляется во внесудебном порядке путем властного принуждения ответчика к их исполнению органом государственной власти. Принудительное понуждение к исполнению публичной обязанности осуществляется путем применения к нарушителю мер государственного принуждения, в том числе при наличии признаков административного правонарушения привлечения виновного к административной ответственности и назначения ему наказания. Таким образом, полагает, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенных прав.

В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что субъекты малого и среднего бизнеса не должны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В случае разработки нормативов и представления их на согласование в орган Росприроднадзора, они не будут утверждены, в выдаче лимитов должно быть отказано, так как эта процедура противоречит федеральному законодательству.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, представитель Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель истца Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, представитель ответчика ООО «Евразия-леспром групп», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу, дополнение к апелляционной жалобе, в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, утвержден Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30.

Пунктами 3 - 6 указанного Порядка предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с Уставом ООО «Евразия-леспром групп», утвержденного 06.08.2015, основной деятельностью предприятия является: обработка древесины и производство изделий из дерева. Целью деятельности общества является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах, и получение прибыли.

То обстоятельство, что в ходе производственной деятельности ответчик образует отходы, часть из которых относится I-V классу опасности, не оспаривалось ответчиком, подтверждается паспортами отходов I- IV классов опасности.

26.08.2015 Службой охраны природы и озера Байкал Иркутской области в адрес ответчика было вынесено предписание № 302-э об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которым было предписано до 11.07.2016 предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

В связи с невыполнением указанного предписания, ответчик постановлением мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района 10.10.2016 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 10000 руб., которое вступило в законную силу 18.11.2016.

В связи с этим, учитывая, что за 2015 отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ответчиком ООО «Евразия-леспром групп» не предоставлялся, суд первой инстанции обоснованно возложил на ООО «Евразия-леспром групп» обязанность предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в территориальные органы Росприроднадзора в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы в части нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, а именно не привлечение к участию в деле территориальный орган Роспотребнадзора, суд считает необоснованным, поскольку принятым решением какие-либо права Роспотребнадзора не нарушены, обязанность не возложена.

Однако, обязывая ответчика предоставить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в территориальные органы Росприроднадзора, суд первый инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ООО «Евразия-леспром групп» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017.

Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

В силу пп. Б п. 2 Постановления, для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пунктом 10 Постановления предусмотрено, что территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящих Правил заявления и документов, принимают решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае принятия решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы уполномоченного органа утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, согласно положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление проектов на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа. При этом законом на индивидуального предпринимателя и юридического лица не возложена обязанность по получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Поскольку законом на ответчика не возложена обязанность по получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то требования истца в указанной части, удовлетворению не подлежат.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14.03.2017 подлежащим отмене в части обязании ООО «Евразия-леспром групп» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017.

По делу следует принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» об обязании получить документ, об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017, отказать.

Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 марта 2017 года по данному гражданскому делу отменить в части обязании ООО «Евразия-леспром групп» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017, принять в этой части новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» об обязании получить документ, об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 11.07.2017.

В остальной части решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 14 марта 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения.

Судья - председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

И.Л. Васильева

Е.Н. Трофимова