ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-633/2021 от 30.03.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Апел. дело № 33-633/2021

Материал № 13-2/2021

Судья Балакина С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.03.2021 г.Салехард

Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородова И.В., рассмотрев по правилам производства в суде первой инстанции материал по частной жалобе представителя Администрации муниципального образования Шурышкарский район на определение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.01.2021 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу по иску заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Шурышркарский район об обязании организовать утилизацию жидких бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа 25.10.2011 (гражданское дело №2-180/2011) удовлетворен вышеуказанный иск заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Шурышкарский район об обязании организовать утилизацию жидких бытовых отходов, вывозимых с территории МО Горковское. Указанное решение вступило в законную силу.

Администрация муниципального образования Шурышкарский район обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, указав, что во исполнение данного судебного постановления ею выполнены различные мероприятия. Так, в адрес Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса направлены финансово-экономические обоснования по включению затрат на реализацию мероприятий по решению вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения в проект бюджета автономного округа на 2020-2022 годы. Письмом от 26.04.2019 в адрес заместителя губернатора ЯНАО направлялись на согласование разработанные инвестиционные проекты. Письмом от 20.05.2019 Администрация муниципального образования уведомлена Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса о согласовании паспорта инвестиционного проекта по строительству канализационных очистных сооружений в с. Мужи, необходимости обоснования производительности КОС в с. Горки, об отказе в согласовании инвестиционных проектов по строительству КОС в с. Азовы, с. Питляр и с. Шурышкары по причине рассмотрения вопроса по предоставлению субсидий из окружного бюджета на приобретение, поставку и монтаж блочных КОС небольшой производительностью в 2020 году. Вопрос предоставления субсидии до сегодняшнего времени не решен. Впоследствии паспорт инвестиционного проекта КОС в с. Горки был согласован заместителем губернатора ЯНАО и совместно с паспортом инвестиционного проекта КОС в с. Мужи направлен на проведение проверки на предмет эффективности использования средств окружного бюджета, направляемых на капитальные вложения в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от 08.07.2010 №99-П в Департамент экономики ЯНАО. В последующем письмом Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 30.04.2020 инвестиционные предложения по строительству КОС в с. Мужи и в с. Горки направлены в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО для включения в Адресную инвестиционную программу ЯНАО. Письмом от 06.11.2020 Администрация муниципального образования Шурышкарский район обратилась к губернатору ЯНАО с ходатайством о рассмотрении вопроса по включению мероприятий в Адресную инвестиционную программу ЯНАО по проектированию канализационных очистных сооружений, а также по выделению из окружного бюджета денежных средств на приобретение, поставку, монтаж блочных канализационных очистных сооружений в населенных пунктах с. Азовы, с. Питляр, с. Шурышкары в 2021 году. В письме заместителя губернатора ЯНАО было сообщено о том, что доведенный объем бюджетных ассигнований на реализацию Адресной инвестиционной программы (АИП) ЯНАО на 2021-2023 годы не предусматривает финансирование строительства КОС в с. Мужи и с. Горки. Таким образом, по независящим от заявителя обстоятельствам исполнить в полном объеме и в установленные сроки решение суда не представляется возможным. Кроме того, срок строительства в решении суда от 25.10.2011 установлен без учета реального количества времени, необходимого для осуществления всего комплекса мероприятий по организации соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям утилизации ЖБО. Осуществить мероприятия, направленные на исполнение решения суда, будет возможно не ранее 31.12.2021. В связи с этим заявитель просит предоставить отсрочку исполнения решения суда от 25.10.2011 на срок до 31.12.2021.

Определением судьи Шурышкарского районного суда от 13.01.2021 заявление назначено к рассмотрению в судебном заседании 22.01.2021.

Представители Администрации ФИО1, ФИО2 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления, просили об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2021, ссылаясь на необходимость повторно направить ходатайство о включении проекта в инвестиционную программу для получения финансирования строительства КОС.

Представитель истца - помощник прокурора Цыганов Д.В. полагал требования не подлежащими удовлетворению, указав, что заявителем не представлены доказательства уважительности причин неисполнения решения суда от 25.10.2011.

В судебное заседание суда первой инстанции представитель МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по ЯНАО ФИО3 просила рассмотреть ходатайство Администрации муниципального образования Шурышкарский район без участия представителя указанного отделения, против предоставления отсрочки не возражала.

Определением Шурышкарского районного суда от 22.01.2021 в удовлетворении заявления Администрации МО Шурышкарский район отказано.

С указанным определением не согласен представитель заявителя - Администрации МО Шурышкарский район ФИО1, действующий на основании доверенности. В частной жалобе им ставится вопрос об отмене определения суда и разрешении вопроса по существу, в обоснование жалобы указывает на проведение заявителем работ в целях исполнения решения суда, на отсутствие у заявителя возможности выполнить решение в полном объеме в установленные сроки по объективным причинам.

В возражениях на частную жалобу прокурор Шурышкарского района полагает определение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Определением от 18.03.2021 судьи судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по частной жалобе Администрации муниципального образования Шурышкарский район по правилам производства в суде первой инстанции по причине отсутствия доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания в суде первой инстанции третьих лиц: Администрации муниципального образования Горковское и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (было привлечено к участию в деле в лице своего территориального управления по г. Лабытнанги и Шурышкарскому району). После принятия судьей судебной коллегии определения от 18.03.2021 в адрес указанных третьих лиц по электронной почте (по адресам gorki@shur.yanao.ru; rpn-yanao@89.rospotrebnadzor.ru) помимо копии определения от 18.03.2021 были направлены копии заявления Администрации муниципального образования Шурышкарский район о предоставлении отсрочки, определения суда от 22.01.2021, частной жалобы и возражений на нее.

В соответствии с ч. 1 ст. 203.1, ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает материал по частной жалобе Администрации муниципального образования Шурышкарский район по правилам производства в суде первой инстанции без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав гражданское дело, изучив доводы частной жалобы, возражения на нее, прихожу к следующему.

В соответствии с подп. 2 и 4 п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При разрешении вопроса о переходе к рассмотрению материала по частной жалобе судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции третьих лиц: Администрации МО Горковское и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, обжалуемое определение подлежит безусловной отмене независимо от доводов частной жалобы.

Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

В Определении от 18.04.2006 № 104-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

При этом определение обстоятельств, достаточных для предоставления отсрочки исполнения решения суда, а также срока, на который она может быть предоставлена, является исключительной компетенцией суда.

Необходимость предоставления отсрочки, как и срок, на который она может быть предоставлена, решается судом в каждом конкретном случае, исходя из обеспечения реального и справедливого исполнения вступившего в законную силу судебного постановления, обоснованности доводов заявления о предоставлении рассрочки.

Как следует из представленных материалов, решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2011, вступившим в законную силу 08.11.2011, удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО, на Администрацию муниципального образования Шурышкарский район возложена обязанность в срок до 01.11.2014 организовать соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям утилизацию жидких бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Горковское.

На основании указанного решения суда возбуждено исполнительное производство.

В обоснование доводов о необходимости предоставления отсрочки исполнения указанного решения суда на срок до 31.12.2021 заявитель представил копии следующих писем:

- от 26.04.2019 №101-10-05/1685 в адрес заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о направлении на согласование инвестиционных проектов, включая проект «Канализационные очистные сооружения, с. Горки Шурышкарского района, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы»;

- от 24.06.2019 №101-10-05/2466 в адрес директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО о направлении финансово-экономического обоснования по включению затрат на реализацию мероприятий по решению вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения в проект бюджета автономного округа на 2020-2022 годы, в том числе по организации приобретения, поставки, монтажа и проведения пусконаладочных работ блочно-модульных канализационных очистных сооружений в селе Горки Шурышкарского района (на 2021 год);

- от 30.04.2020 №101-10-03/2423 в адрес директора Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении инвестиционных предложений о финансировании переходящих и новых объектов капитального строительства в рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа на 2021-2023 годы;

- от 06.11.2020 №1-01-06-06/6239 в адрес губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о необходимости включения в АИП ЯНАО канализационных сооружений с. Мужи, с. Горки и выделении субсидии на приобретение, поставку, монтаж блочных канализационных очистных сооружений в с. Азовы, с. Питляр, с. Шурышкары в 2021 году.

Также заявителем представлен ответ заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.12.2020 №104-15/1083 на обращение Администрации Шурышкарского района от 06.11.2020 №1-01-06-06/6239, в котором сообщено, что финансирование строительства КОС в с. Мужи и с. Горки не предусмотрено, возможность выделения бюджетных ассигнований по АИП ЯНАО может быть рассмотрена в 2021 году в случае принятия решений о реализации данных инвестиционных проектов. Предложено повторно инициировать включение мероприятий по строительству КОС в населенных пунктах Шурышкарского района в АИП ЯНАО.

Таким образом, представленные заявителем в обоснование своих доводов документы датированы 2019-2020 годами, в то время как решение суда было постановлено в 2011 году, а срок исполнения указанной в решении обязанности установлен до 01.11.2014.

Между тем, заявителем не представлены доказательства того, что в период с 2011 до 2019 года им предпринимались меры к исполнению решения суда и в этот период времени существовали объективные препятствия для исполнения судебного постановления.

Кроме того, определением суда от 10.01.2020 заявителю уже была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2020.

Таким образом, неисполнение решения суда носит длительный характер, при этом доказательств невозможности исполнения решения суда не представлено, как не представлено и доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.

Так, отсутствие финансирования само по себе таким обстоятельством не является. Отсутствие средств на выполнение указанных в решении суда мероприятий не является обстоятельством, с безусловностью влекущим отсрочку исполнения принятого судебного акта, поскольку не освобождает заявителя от обязанности по исполнению решения суда.

Указанные заявителем обстоятельства и представленные доказательства свидетельствуют о принятии мер, направленных на исполнение возложенной на ответчика судом обязанности. Однако данные меры не являются своевременными, а потому предоставление отсрочки в данной ситуации не будет способствовать надлежащему исполнению судебного акта.

Кроме того, заявитель, ссылаясь на длительность осуществления комплекса мероприятий по организации соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям утилизации ЖБО, на необходимость значительных финансовых затрат, не представляет доказательств того, что именно в срок до 31.12.2021 решение суда будет исполнено.

В связи с этим предоставление заявителю еще одной отсрочки исполнения судебного акта не будет соответствовать принципу рассмотрения дела в разумный срок и повлечет необоснованное увеличение срока исполнения решения суда, что влечет нарушение охраняемых законом неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором был предъявлен иск, и снизит эффективность судебной защиты.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Администрации муниципального образования Шурышкарский район не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 203, 203.1, 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.01.2021 отменить, разрешить вопрос по существу.

Отказать в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования Шурышкарский район о предоставлении отсрочки исполнения решения Шурышкарского районного суда от 25.10.2011 по гражданскому делу №2-180/2011 по иску заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Шурышкарский район об обязании организовать утилизацию жидких бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Горковское.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья И.В. Кайгородова