ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-634/2014 от 25.02.2014 Владимирского областного суда (Владимирская область)

 Дело № 33-634/2014                     Докладчик Астровко Е.П.

                                  Судья Перегудова О.П.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

     Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

 председательствующего                             Крайновой И.К.,

 судей                                 Астровко Е.П., Сергеевой И.В.,

 при секретаре                                  Ускове Г.Г.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1,

 на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 03 декабря 2013 года, которым постановлено:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МУКП «Петушки» о признании незаконным действий в предоставлении неполной информации по запросу от **** года и обязании предоставить информацию о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения «кв. метры» и в «кг. (л.) на одного человека», о видах услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включены в графу «вывоз мусора» - отказать.

 Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., изучив материалы дела, судебная коллегия

 установила:

 ФИО2 обратилась в суд с иском к МУКП «Петушки», в котором просила признать незаконными действия последнего, выразившиеся в предоставлении неполной информации по ее запросу от **** года, и обязать ответчика предоставить ей следующую письменную информацию:

 - расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения «кв. метры» и в «кг. (л.) на одного человека»;

 - какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включены в графу «вывоз мусора»;

 - договор № **** от **** года, заключенный между ответчиком и МУП ЖКХ пос. Вольгинский, а также взыскать государственную пошлину в размере **** рублей.

 В обоснование требований истец указала, что является собственником двух квартир в ****, расположенных по ****. Указанные квартиры расположены в многоквартирных домах, находящихся под управлением МУМП ЖКХ пос. Вольгинский, от которого она получает извещения-квитанции об оплате за вывоз твердых бытовых отходов (мусора). Указала также, что **** года она обратилась в МУКП «Петушки» с запросом о предоставлении ей вышеуказанной информации, полученным ответчиком **** года, и давшим ей ответ от **** года № ****, в котором содержится лишь частичный ответ на поставленные вопросы, но не предоставлена информация о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения «кв. метры», и в «кг. (л.) на одного человека», какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включены в графу «вывоз мусора». Предоставив истцу неполную запрашиваемую информацию, ответчик нарушил права, гарантированные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Раскрытие вышеуказанной информации предусмотрено «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства РФ от **** года № ****.

 Определением суда от 03.12.2013 года производство по делу в части требований о предоставлении договора № **** от **** года, заключенного между МУКП «Петушки и МУМП ЖКХ пос. Вольгинский прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.

 Представитель ответчика МУМП «Петушки» ФИО3 исковые требования не признал, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что предоставить ответ на второй вопрос заявления о тарифах за вывоз мусора, если плата за вывоз мусора начисляет в кг. (л.) на одного человека не представляется возможным, так как законодатель предусмотрел расчет исходя из общей площади жилых помещений. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются жилищными и тарифному урегулированию не подлежат. Также указал, что на четвертый вопрос заявления истцу дан исчерпывающий ответ последним абзацем ответа от **** года, что свидетельствует о невнимательном прочтении истцом данного ответа и просил отказать в полном объеме.

 Третье лицо МУМП ЖКХ пос. Вольгинский в судебное заседание своего представителя не направило, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.

 Определением суда от 17.09.2013 г. производство по делу в части понуждения к заключению договора управления многоквартирным домом, прекращено в связи с отказом от данной части исковых требований.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об обязании ответчика предоставить информацию о стоимости работ (услуг) по вывозу мусора в расчете на единицу изменения на 1 кв.м. общей площади помещений в многоквартирном доме, с описанием каждой работы (услуги) и со стоимостью каждой работы (услуги).

 Проведя апелляционное рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.

     Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником двух жилых помещений расположенных: по адресу: ****.

 Квартиры расположены в многоквартирных жилых домах, управляющей компанией является МУМП ЖКХ п. Вольгинский.

 Вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) с выставлением извещений-квитанций на оплату производит МУКП «Петушки» по договору с управляющей компанией.

     По условиям договора на оказание услуг по вывозу и захоронению отходов № **** от **** года, заключенного между МУКП «Петушки» (исполнитель) и МУМП ЖКХ пос. Вольгинский (заказчик), исполнитель обязуется оказать заказчику услугу по вывозу и захоронению отходов от населения пос. Вольгинский по заявке администрации пос. Вольгинский от **** года, являющейся неотъемлемой частью договора (п.2.1); стороны договорились установить следующую стоимость услуг, оказываемых исполнителем заказчику в рамках настоящего договора: из расчета на 1 кв.м. общей площади – 3 руб. для населения без учета налога на добавленную стоимость (п.5.1)

     Самих показателей, из которых складывается цена (плата) за вывоз твердых бытовых отходов, в договоре не приведено.

 Судом установлено, что **** года ФИО1 обратилась в МУКП «Петушки» с письменным запросом о предоставлении информации, касающейся деятельности данной организации. В запросе просила сообщить: 1. Об основаниях начисления в отдельных извещениях-квитанциях платы за вывоз мусора именно исходя из единицы измерения «кв.м.», а не в «кг (л)» на одного человека. 2. О тарифах за вывоз мусора, если плата за вывоз мусора начисляется в кг (л) на одного человека. 3. Расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения «кв.метры» и в «кг (л.) на одного человека». 4. Какие виды услуг (работ), на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включены в графу «вывоз мусора».

 На указанное обращение МУКП «Петушки» был дан ответ, в котором указано, что в соответствии с разделом 5 договора на вывоз и захоронение отходов населения п. Вольгинский, заключенного между МУКП «Петушки» и управляющей компанией МУМП ЖКХ пос. Вольгинский, стоимость услуг составляет 3,00 руб. с 1 кв. м. жилого помещения. Расчеты за оказанные услуги производятся на основании выставленных собственникам жилых помещений квитанций на оплату указанных услуг. В соответствии со ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения определяется исходя из общей площади жилых помещений. Вывоз твердых бытовых отходов в соответствии со ст. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № **** от **** года, входит в структуру платы за содержание и ремонт жилых помещений и соответственно оплата за оказываемые услуги производится из площади жилого помещения, в связи с чем, начисление платы за вывоз отходов, исходя из количества зарегистрированных (проживающих) граждан в жилом помещении предусмотрено и производится исходя из общей площади жилого помещения. Услуги по вывозу твердых бытовых отходов являются жилищными услугами и не подлежат тарифному регулированию, соответственно при расчетах за предоставляемые услуги применяется цена, установленная договором. В структуру вывоза твердых бытовых отходов входит: перевозка отходов специализированным транспортом до места захоронения, включая погрузку и разгрузку отходов с последующим захоронением отходов (л. д. 11).

 Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО2 в полном объеме, суд исходил из того, что предоставленный МУКП «Петушки» ответ прав заявителя не нарушает, оспариваемый ответ дан в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем, пришел к выводу о том, что при рассмотрении обращения ФИО1 ответчиком не было допущено нарушений действующего законодательства, поскольку оно было рассмотрено в установленные сроки, уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции и по существу вопросов, содержащихся в обращении.

 Данные выводы суда являются несостоятельными и не основанными на законе.

 В силу положений п. 1 ст. 10 Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

 1. обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

 2. запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

 3. принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

 4. дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего ФЗ;

 5. уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, разработанных в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 Согласно п. 1 Правил, - потребителем является - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов;

 - исполнителем является - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору;

 Согласно п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

 Указанный Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данное разъяснение также дано в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.10.2008 N 25080-СК/14.

 Исходя из системного толкования действующего законодательства, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.

 Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения до потребителя информации устанавливается Правительством РФ.

     Таким образом, собственник помещений в многоквартирном доме, являющийся потребителем услуги по вывозу твердых бытовых отходов, оплачивающий ее по выставляемым извещениям-квитанциям, вправе получить информацию о ее цене (тарифе) и всех ее составляющих, а исполнитель такой услуги обязан предоставить потребителю указанную информацию.

 Учитывая, что в обращении ФИО1, направленном ответчику **** года, одним из вопросов, по которому она просила предоставить информацию, было предоставление расшифровки структуры цены (тарифа) за вывоз мусора исходя из единицы измерения «кв.метры», что не нашло свое отражение в ответе МУКП «Петушки», данные сведения относятся к информации, на получение которой истец, как потребитель услуги, в силу ст.10 Закона о защите прав потребителей, имеет право, на ответчика следует возложить обязанность предоставить в адрес ФИО1 расшифровку структуры цены (тарифа) за вывоз мусора (ТБО) исходя из единицы измерения «кв.метры», с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включенных в графу «вывоз мусора».

 Таким образом, судом первой инстанции при принятии решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены оспариваемого решения суда в указанной части.

 В связи с изложенным, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований в части возложения на МУКП «Петушки» обязанности предоставить расшифровку структуры цены (тарифа, платы) за вывоз мусора (твердых бытовых отходов) исходя из единицы измерения «кв.метры», с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включенных в графу «вывоз мусора».

 Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Петушинского районного суда от 03 декабря 2013 года отменить в части.

 Принять по делу новое решение в части. Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать незаконными действия МУКП «Петушки» по предоставлению неполной информации по запросу от **** года, и обязать МУКП «Петушки» направить в адрес ФИО1, проживающей по адресу: **** – в письменной форме информацию о расшифровке структуры цены (тарифа) за вывоз мусора (платы за вывоз твердых бытовых отходов), исходя из единицы измерения «кв. метры», с указанием видов услуг (работ) включенных в размер платы за вывоз твердых бытовых отходов, на основании которых начисляется сумма оплаты в графе «всего», включенных в графу «вывоз мусора».

 В остальной части решение оставить без изменения.

 Председательствующий                             И.К. Крайнова

 Судьи                                         И.В. Сергеева

                                                  Е.П. Астровко