Судья: Афонькина А.И. Дело № 33-635/2015 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 января 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кривцова А.С., Рудь М.Ю.
по докладу судьи Казакова Д.А.
при секретаре Казакове Г.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кузнецовой И.С. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 31 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецова И.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Социальной политики администрации города Сочи в предоставлении жилого помещения Кузнецовой Ире Сергеевне и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указала, что она признана пострадавшей от политических репрессий, что подтверждается заключением прокуратуры Волгоградской области <...> от 09.08.1994 года, на основании статьи 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же в соответствии со статьей 1-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованного репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
Решением Центрального районного суда города Сочи от 25 ноября 2013 года, она, Кузнецова Ира Сергеевна, была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Жертв политических репрессий». Указанное решение суда вступило в законную силу и исполнено, что подтверждается уведомлением о принятии гражданина на учет нуждающегося в жилом помещении <...> от <...>, порядковый номер в списке граждан отдельной категории №1.
Являясь в первой списке граждан нуждающегося в жилом помещении по категории «Жертв политических репрессий» по городу Сочи, ей до настоящего времени не предоставляют жилое помещение, в связи с чем она обратилась в Управление Социальной политики администрации города Сочи и Министерство Социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении в порядке очереди жилого помещения или социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Согласно ответа Управления Социальной политики администрации города Сочи <...> от <...> и Министерства Социального развития и семейной политики Краснодарского края №<...> от <...> ей отказано в предоставлении жилого помещения и социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Указанный отказ считает незаконным.
Просила признать отказ Управления Социальной политики администрации города Сочи <...> от <...> и Министерства Социального развития и семейной политики Краснодарского края №<...> от <...> в предоставлении жилого помещения Кузнецовой Ире Сергеевне, <...> года рождения по категории «Жертвы политических репрессий» - незаконным; обязать Министерство Социального развития и семейной политики Краснодарского края и администрацию города Сочи Краснодарского края предоставить Кузнецовой Ире Сергеевне жилое помещение по договору социального найма.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 31 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Кузнецова И.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как видно из материалов дела, Кузнецова И.С. признана пострадавшей от политических репрессий, что подтверждается заключением прокуратуры Волгоградской области <...> от <...> года, на основании статьи 2.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Так же в соответствии со статьей 1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованного репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со ст.1 ч.3 п.3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к гражданам отдельных категорий совместной подведомственности относятся: имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»: реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрессий (далее - реабилитированные лица), и члены их семей; члены семей и другие родственники реабилитированных лиц, проживавшие совместно с ними до применения к ним репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий (далее - родственники реабилитированных лиц); дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшие для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий (далее - дети реабилитированных лиц).
Согласно уведомления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Кузнецова И.С. внесена в отдельный список по категории «Жертвы политических репрессий» под <...> на основании решения Центрального районного суда г. Сочи от 25 ноября 2013 года, вступившего в законную силу.
Из письма Министерства социальной политики Краснодарского края от 05.09.2014 года №<...> следует, что принято решение об отказе Кузнецовой И.С. во включении в сводный список реабилитированных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жильем, так как в представленных документах не содержится сведений, подтверждающих факт конфискации жилого помещения, принадлежащего заявителю либо членам его семьи на момент применения репрессий.
Статьей 16 Федерального закона от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. ФЗ от 03.09.1993 г. № 5698-1) устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей на первоочередное получение жилья.
Таким образом, реабилитированные лица и члены их семей имели право на первоочередное получение жилья в тех случаях, когда они нуждались в улучшении жилищных условий, независимо от того имели ли они в данном населенном пункте жилье до применения к ним репрессий.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма утратила силу.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта РФ установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
В соответствии с частями 1,2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 22.08.2004г.) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета» определяет порядок и условия предоставления за счет средств краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность принятым в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе: реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрессий (далее - реабилитированные лица), и членам их семей; членам семей и другим родственникам реабилитированных лиц, проживавшим совместно с ними до применения к ним репрессий, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий (далее - родственники реабилитированных лиц); детям реабилитированных лиц, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшим для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий (далее - дети реабилитированных лиц).
В соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2011 г. N 1436 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета» (п.1.2) функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты населения.
Социальные выплаты осуществляются в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу Краснодарского края.
В целях обеспечения прав граждан, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, социальные выплаты предоставляются указанным лицам путем оплаты стоимости (части стоимости) приобретаемых жилых помещений. Иные формы предоставления социальных выплат не допускаются (п. 1.3).
К заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность для граждан из числа реабилитированных лиц, родственников и детей реабилитированных лиц, дополнительно прилагаются документы, подтверждающие проживание реабилитированного лица в соответствующем населенном пункте до применения репрессий; документы, подтверждающие факт утраты реабилитированным лицом в связи с политическими репрессиями жилого помещения в соответствующем населенном пункте; документы, подтверждающие родственные отношения с реабилитированным лицом.
Судом установлено, что Кузнецовой И.С. не были представлены документы, подтверждающие факт утраты ее отцом в связи с политическими репрессиями жилого помещения на территории Краснодарского края.
Положения ст.1 ч.3 п.3 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержке по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», а также Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2011 г. N 1436 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств краевого бюджета», предусматривающие реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства в населенные пункты Краснодарского края, где они проживали до применения к ним репрессий, и членам их семей; членам семей и другим родственникам реабилитированных лиц, проживавшим совместно с ними до применения к ним репрессий, а также детям реабилитированных лиц, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, прибывшим для проживания в населенные пункты Краснодарского края, в которых реабилитированные лица - их родители проживали до применения к ним репрессий, не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не приняты доводы Кузнецовой И.С. о том, что Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» распространяется на граждан, независимо от места применения политических репрессий и места проживания лица в настоящее время, к которому оно применено.
Судом первой инстанции также верно указано, что действующее законодательство не предусматривает в качестве мер социальной поддержки для граждан из числа реабилитированных лиц, родственников и детей реабилитированных лиц, предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, ранее решением Центрального районного суда г.Сочи от 25 ноября 2013 года суд не обязывал орган местного самоуправления предоставить Кузнецовой И.С. жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Управления Социальной политики администрации города Сочи <...> от <...> и Министерства Социального развития и семейной политики Краснодарского края №<...> от <...> об отказе в предоставлении жилого помещения Кузнецовой Ире Сергеевне по категории «Жертвы политических репрессий» принято в соответствии с требованиями Закона субъекта РФ - Краснодарского края.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда г. Сочи от 31 октября 2014 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 31 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузнецовой И.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: