ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-636 от 15.03.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Номогоева З.К. дело № 33-636

поступило ...

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 марта 2017 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,

судей коллегии Васильевой С.Д., Захарова Е.И.,

при секретаре Базаровой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Ф. к ПАО «Территориальная генерирующая компания №14» об оспаривании действий по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и возложении расходов по его приобретению, установке, на истца, возложении обязанности ввести в эксплуатацию другой прибор и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца Васильева Ф.М.,

на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 01 ноября 2016 года,

которым исковые требования оставлены без удовлетворения,

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав пояснения истца Васильева Ф.М. и его представителя Назимова О.В., представителя ответчика Тверко Н.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, Васильев Ф.М. просил признать незаконными действия ПАО «ТГК 14» по приобретению и установке общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) на базе теплосчетчика <...> и расходомера жидкости <...> в многоквартирном доме по <...>, и действия по возложению обязанностей по возмещению понесенных затрат, связанных с установкой прибора, на истца, как собственника помещения в данном многоквартирном доме; обязать ответчика ввести в техническую эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии на базе ранее установленного теплосчетчика <...> и принять его в качестве прибора коммерческого учета полученной истцом тепловой энергии, взыскать компенсацию морального вреда в размере <...>.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. В указанном многоквартирном доме в ... был установлен общедомовой прибор учета тепла <...>. В ... ОАО «ТГК-14» установило и ввело в эксплуатацию другой прибор учета тепла - <...> и ультразвуковой расходомер жидкости <...>. Возмещение стоимости данного прибора учета в размере <...>. ( с учетом лизинговых платежей) возложена на собственников многоквартирного дома. По мнению истца, установка общедомового прибора учета тепловой энергии по указанному адресу была произведена ответчиком с нарушением норм действующего законодательства, при наличии имеющегося прибора учета, и без решения общего собрания собственником данного многоквартирного дома. В связи с чем, денежная сумма, предъявленная ответчиком к истцу к оплате, не имеет юридического обоснования.

В судебном заседании истец Васильев Ф.М. и его представитель Назимов О.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ПАО «ТГК 14» Доржиева О.С. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц ООО «УО Октябрьское» Жукова Е.А. и ООО «УК Стаф» Пелевина С.И. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представители третьих лиц Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Васильев Ф.М. просит отменить решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В суде апелляционной инстанции истец Васильев Ф.М., его представитель Назимов О.В., доводы жалобы поддержали.

Представитель ответчика Тверко Н.Г. возражала против доводов жалобы.

Представители третьих лиц ООО «УО Октябрьское», ООО «УК Стаф», Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Согласно части 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В соответствии с частью 9 статьи 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные предписания по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец проживает в доме, расположенном по адресу: <...>, является потребителем тепловой энергии.

Из дела следует, что общедомовой прибор учета тепла <...> установленный по пояснениям истца в ...., не числился и не числится в настоящее время на коммерческом учете в ПАО «ТГК-14», документы, подтверждающие допуск данного ОДПУ в эксплуатацию, отсутствуют, монтаж узла учета тепла производился без согласования проектной документации, отсутствуют технические паспорта, отсутствует отдельный учет горячей воды, что не соответствует требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № 954 от 25 сентября 1995 г., действовавшие до 18 ноября 2013 г.

Кроме того, в суде установлено, что 1 апреля 2013 г. истек срок свидетельства об утверждении типа средств измерений ... теплосчетчика марки «<...>», в связи с чем после указанной даты прибор перестал считаться средством измерения и не может использоваться в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Доказательств, свидетельствующих о надлежащем введении указанного ОДПУ в эксплуатацию, а также доказательств об имеющейся в настоящее время возможности его эксплуатации, по истечении срока свидетельства об утверждении типа средств измерений, суду представлено не было.

Таким образом, из дела следует, что установленный в многоквартирном доме прибор учета <...> не был надлежащим образом введен в эксплуатацию. Иного прибора учета (до ....) установлено не было. Из этого следует, что до 1 июля 2013 г. собственниками жилых помещений, находящихся по указанному адресу, не была исполнена обязанность по обращению за заключением договора по установке ОДПУ.

По истечении указанной даты в силу закона на ПАО «ТГК 14» возложена обязанность по установке ОДПУ, которая была исполнена, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии от ....

В .... жильцам многоквартирного дома по <...> произведена корректировка платы за отопление за период с ... по ... в виде перерасчета по показаниям установленного ОДПУ, в том числе, по квартире ..., в которой проживает истец. Сумма перерасчета составила <...>.

Обязанность оплатить расходы на установку коллективного (общедомового прибора учета) для собственников помещений многоквартирного дома предусмотрена пунктом 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.

Проанализировав требования указанных выше норм права, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности установки ПАО «ТГК 14» (коллективного) узла учета тепловой энергии по адресу: <...> требований ответчика о возмещении расходов по установке ОДПУ.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, которые подробно мотивированы, основаны на законе и соответствуют содержанию исследованных в судебном заседании доказательств.

Доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия находит подлежащими отклонению.

Ссылка в жалобе на установку ответчиком прибора учета в элеваторном узле системы теплопотребления, а не на границе балансовой принадлежности, подлежит отклонению, поскольку установка ОДПУ не на границе баланосовой принадлежности систем теплопотребления не повлекла для собственников многоквартирного дома каких-либо негативных последствий, поскольку возможные потери тепловой энергии, возникающие от границы балансовой принадлежности до элеваторного узла не будут учитываться указанным прибором и включаться в расход того количества тепловой энергии, обязанность по погашению стоимости которой возлагается на собственников помещений многоквартирного дома. Отсутствие согласия собственником многоквартирного дома на установку ОДПУ на системе теплопотребления такого дома не свидетельствует о том, что установка ОДПУ не соответствует закону и о том, что показания ОДПУ не подлежат принятию для расчетов с ресурсоснабжающей организацией.

Доводы жалобы о незаконности включения в стоимость прибора учета расходов ответчика по договору лизинга, также подлежат отклонению, поскольку вышеуказанные Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающие обязанность собственников многоквартирного дома по возмещению расходов по установке прибора учета, не содержат положения о возмещении исключительно стоимости прибора учета. Вместе с тем, в случае несогласия с суммой требования ответчика о возмещении расходов по установке прибора учета, истец не лишен права оспаривать законность этих действий в отдельном порядке. В настоящем же иске, как это следует из материально-правовых требований, несогласие с требованием о возмещении затрат на установку прибора истец связывал с незаконностью его установки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент установки прибора учета <...> в ... управление домом осуществляло ТСЖ <...>» не имеют правового значения для дела, поскольку законность установки данного прибора учета не являлась предметом спора и судебного рассмотрения.

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются. Эти доводы аналогичны тем, что были приведены в суде первой инстанции, являлись предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов.

Таким образом, при разрешении спора судом были правильно определены юридические значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 01 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Председательствующий: Гончикова И.Ч.

Судьи Васильева С.Д.

Захаров Е.И.