ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-637 от 28.03.2013 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-637 судья Щербакова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2013 года г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Юрковой Т.А.,

при секретаре Алехиной И.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу на решение Центрального районного суда г. Тулы от 05 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании недействительным разрешения на строительство, понуждении восстановить историко-культурный облик комплексной зоны охраны исторического ядра г. Тулы, самостоятельному иску Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании недействительным разрешения на строительство, приведении капитального объекта в соответствии с требованиями масштабности, типологичности или нейтральности к окружающим историческим постройкам.

Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании согласования измененной проектной документации «Административно-торговый центр с гостиницей по <адрес>» Министерством образования и культуры Тульской области от 15.05.2012 г. незаконным; признании разрешения на строительство от 18.05.2012 г. №, выданное ООО «Элиз», недействительным; обязании ООО «Элиз» в 6-месячный срок привести капитальный объект в соответствие с требованиями к масштабности и типологичности объекта, установленными Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Проектом зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 11.12.1991 г. № (ранее решением Тульского Облисполкома от 07.06.1991 г. №); обязать ООО «Элиз» восстановить историко-культурный облик комплексной зоны охраны исторического ядра г. Тулы.

Управление Министерства культуры России по Центральному федеральному округу обратилось с самостоятельными исковыми требованиями относительно предмета спора к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании недействительным разрешения на строительство, приведении капитального объекта в соответствии с требованиями масштабности, типологичности или нейтральности к окружающим историческим постройкам.

В обоснование исковых требований указало, что принятые решения, разрешающие ООО «Элиз» строительство здания гостиницы в 7 этажей, не основаны на нормах действующего законодательства об объектах культурного наследия.

Строительство 7-этажного здания в комплексной зоне охраны исторического ядра города Тулы, являющейся охранной зоной, изменяет общий облик комплексной зоны охраны исторического ядра города Тулы, а принимая во внимание наличие в непосредственной близости от строительства по адресу: <адрес> объекта культурного наследия, представляющего историко-культурную ценность - дом <данные изъяты>, требует принятия комплекса мер для сохранения памятника в научных и культурных целях.

В результате проводимых работ, осуществляемых на основании согласования Министерства образования и культуры Тульской области в соответствии с разрешением на строительство от 18.05.2012 года, изменен облик исторического центра города Тулы, что запрещено перечисленными правовыми нормами об охране объектов культурного наследия.

Изменяя особенности внешнего облика комплексной зоны охраны исторического ядра <адрес>, составляющие предмет охраны, ООО «Элиз» нарушает право неопределенного крута лиц на защиту и сохранение объекта культурного наследия, доступ к культурным ценностей, право народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранения источников информации о зарождении и развитии культуры, затрагивает права каждого гражданина Российской Федерации, вне зависимости от места его жительства, чем обусловливается установление для объектов культурного наследия специального правового режима.

Просил признать согласование измененной проектной документации «Административно-торговый центр с гостиницей по <адрес>» министерством образования и культуры Тульской области от 15.05.2012 года незаконным, не соответствующим требованиям ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, Проекту зон охраны, утвержденного решением Тулоблисполкома № от 07.07.1991 года, а именно разделу: «Организация режимов регулирования застройки» тип II – где указано, что новое строительство возможно при строгом соблюдении масштабности, типологичности или нейтральности по отношении к окружающим историческим постройкам; признать разрешение на строительство от 18.05.2012 года №, выданное ООО «Элиз», незаконным; обязать ООО «Элиз» в шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу привести капитальный объект в соответствие с требованиями к масштабности, типологичности или нейтральности по отношении к окружающим историческим постройкам.

В судебном заседании заместитель прокурора г. Тулы советник юстиции Глотова Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Министерства культуры РФ по Центральному Федеральному округу по доверенности ФИО1, подавший самостоятельный иск, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Тулы, а также исковые требования Управления Министерства культуры РФ по Центральному Федеральному округу просил удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Элиз» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора г. Тулы и Министерства культуры РФ по Центральному Федеральному округу не признал, просил в их удовлетворении отказать за необоснованностью.

Просил суд применить срок исковой давности и отказать истцам в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика администрации города Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на выдачу разрешения в строгом в соответствии с нормами действующего законодательства. Просила суд применить к заявленным требованиям срок исковой давности, в самостоятельном иске третьего лица отказать в связи с отсутствием полномочий для подачи указанного искового заявления.

Представитель ответчика Министерства образования и культуры Тульской области по доверенности ФИО9 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований прокурора г. Тулы и Управления Министерства культуры РФ по Центральному Федеральному округу отказать в полном объеме, отметив, что согласование 15.05.2012 года фасада строящегося объекта по адресу: <адрес> произведено в пределах предоставленных Министерству образования и культуры Тульской области полномочий, не влечет нарушения прав граждан. Указала о пропуске заявителями установленного статьей 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с оспариванием решений, действий органов государственной власти в порядке гражданского судопроизводства, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Представитель третьего лица Инспекции по государственному строительному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил.

Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменных объяснений не предоставил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 05.12.2012 года в удовлетворении исковых требований прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании недействительным разрешения на строительство, понуждении восстановить историко-культурный облик комплексной зоны охраны исторического ядра г. Тулы, Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу к Министерству образования и культуры Тульской области, администрации г. Тулы, Обществу с ограниченной ответственностью «Элиз» о признании недействительным разрешения на строительство, приведении капитального объекта в соответствии с требованиями масштабности, типологичности или нейтральности к окружающим историческим постройкам, отказано.

В апелляционной жалобе Управления Министерства культуры России по ЦФО ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных Управлением требований и принятии в данной части нового решения - об удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению судом юридически значимых обстоятельств по делу, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда обстоятельствам по делу, неправильному применению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, выслушав представителя Управления Министерства культуры России по ЦФО по доверенности ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей ответчиков ООО «Элиз» по доверенности ФИО2 и администрации г. Тулы по доверенности ФИО3, а также прокурора Михалеву Л.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда.

Разрешая заявленные Управлением Минкультуры России по ЦФО самостоятельные требования, суд первой инстанции правильно указал, что Управлением заявлены требования как публично-правового, так и искового характера.

Обосновывая заявленные требования, Управление Министерства культуры России по ЦФО ссылалось на то, что несоблюдение ООО «Элиз», Министерством образования и культуры Тульской области, Администрацией г. Тулы требований законодательства об объектах культурного наследия нарушает интересы неопределенного круга лиц в области охраны культурного наследия. В частности, строительство 7-этажного здания в комплексной зоне охраны исторического ядра города Тулы, являющейся охранной зоной, изменяет внешний облик комплексной зоны охраны исторического ядра города Тулы, а, принимая во внимание наличие в непосредственной близости от строительства по адресу: <адрес>, объекта культурного наследия <данные изъяты>, требует принятия комплекса мер для сохранения памятника в научных и культурных целях.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Аналогичное деление охранных зон устанавливал действовавший ранее Закон РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отдельные положения которого утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

На территории муниципального образования город Тула решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.

В соответствии со ст. 3 названных Правил, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

В настоящее время действует утвержденный постановлением администрации Тульской области от 11.12.1991 г. № (ранее согласно решению Тульского Облисполкома от 07.06.1991 г. №) Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы.

Указанными Правилами предусмотрено, что Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы не устанавливает границы территорий объектов культурного наследия, но устанавливает зоны охраны объектов культурного наследия.

Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тулы (в пределах утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия) не содержит градостроительные регламенты, касающиеся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.

В соответствии с Проектом охранных зон г. Тулы, утвержденным решением Тульского Облисполкома от 07.06.1991 г. №, территория, на которой ООО «Элиз» осуществляется строительство здания гостиницы относится к охранной зоне  , в которой как правило (за исключением воссоздания утраченных элементов среды) новое строительство не допускается, в редких случаях допускается строительство высокохудожественных объектов, обеспечивающих функционирование комплекса памятников или всей территории, при строгом соблюдении типологичности, масштабности и индивидуальности объектов. При этом отмечено, что в среде, окружающей памятник или группу построек, ему принадлежащих, - здания, типологичные или нейтральные данной среде, исходя из градостроительных соображений. Исходя из градостроительных сооружений, но не мешающее композиционно-пространственному восприятию памятника: не выше края карниза и на расстоянии не менее 2,5 высот памятника.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Тулы территория, на которой ООО «Элиз» осуществляется строительство относится к функциональной зоне №, охранная зона объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Как следует из материалов дела строительство 7-этажного здания осуществляется ООО «Элиз» в комплексной зоне охраны исторического ядра города Тулы, являющейся охранной зоной. Согласно вышеуказанному Проекту зон, а также представленным представителем Управления Перечню объектов культурного наследия, учтенных в реестре федерального имущества по состоянию на 29.01.2009 года, паспортам памятников истории и культуры СССР, в данной комплексной зоне расположены многочисленные объекты культурного наследия, как федерального, так и регионального значения, а также вновь выявленные объекты. В непосредственной близости от строительства по адресу: <адрес>, расположены объекты, не являющиеся объектами культурного наследия федерального значения, в частности, <данные изъяты>.

На основании ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральный орган охраны объектов культурного наследия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона.

По смыслу статьей 9, 9.1, 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ контроль федерального органа за деятельностью органа субъекта РФ ограничен пределами переданных субъекту полномочий и касается объектов культурного наследия федерального значения. В соответствии со статьями 9.2, п. 1 статьи 11, п. 3 статьи 34, 35, п. 2 статьи 45 вышеуказанного Федерального закона, статьями 3, 4 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Тульской области», пунктами 2, 3 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1204, государственный контроль в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно п.п. 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4 Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1059, территориальный орган осуществляет государственный контроль и надзор: за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательным для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом проведения проверок, направления обязательных для исполнения предписаний.

Пункт 5.17 вышеназванного Положения определяет, что территориальный орган Министерства культуры РФ выступает в качестве истца, заявителя, заинтересованного лица, иных участников гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства в интересах территориального органа и (или) Министерства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Проанализировав вышеизложенные нормативные акты, суд первой инстанции правильно указал, что Управление не наделено правом предъявления в суд исков относительно объектов культурного наследия регионального значения, в связи с чем, учитывая, что оспариваемые согласование проектной документации и разрешение на проведение работ относительно объекта культурного наследия регионального значения не являлись обязательными для исполнения Управлением Минкультуры ЦФО, прав Управления не затрагивали, по заявленным требованиям и их обоснованием в указанной части является ненадлежащим лицом.

Вместе с тем, принимая во внимание, что строительство 7-этажного здания осуществляется ООО «Элиз» в комплексной зоне охраны исторического ядра города Тулы, где расположены объекты культурного наследия федерального значения, а Кправление Минкультуры России по ЦФО уполномочено осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны таких объектов культурного наследия на территории Тульской области, судебная коллегия приходит к следующему.

Проект охранных зон г. Тулы допускает строительство на земельном участке, но в соответствии со ст. 36 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула проекты проведения строительных работ в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.12.2006 г. управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы был согласован градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, который был утвержден постановлением администрации города Тулы от 28.05.2007 г. №.

Проектная документация ООО «Элиз» на капитальный объект «Административно-торговый центр с гостиницей по <адрес>» была разработана ООО «М», лицензия <данные изъяты>, регистрационный № от 10.01.2006 г., в отношении которой АУ Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» проведена государственная экспертиза.

В ходе рассмотрения проектной документации по замечаниям и предложениям АУ Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» в чертежи и текстовой материал были внесены изменения и дополнения. Так, проект был согласован с Департаментом культуры администрации Тульской области, стройгнеплан согласован УГИБДД УВД Тульской области, разработаны и согласованы Управлением Государственного пожарного надзора МЧС России по Тульской области технические условия противопожарной защиты проектируемого здания.

По результатам государственной экспертизы проекта АУ Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области» было подготовлено экспертное заключение № от 30.05.2007 г.: рекомендовать к утверждению.

На основании представленных в соответствии с ч. 7 ст. 51
Градостроительного кодекса РФ документов, 15.06.2007 г. управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы ООО «Элиз» было выдано разрешение на строительство здания административно-торгового назначения: переменной этажности (4-6 этажей), №.

05.05.2009 г. администрацией города Тулы взамен разрешения на строительство от 15.06.2007 г. ООО «Элиз» выдано разрешение на строительство объекта с теми же проектными характеристиками №, сроком до 15.06.2010 г., которое было продлено до 01.07.2012 г.

Разрешенное использование земельного участка в территориальной зоне исторического центра города   для строительства гостиницы утверждено Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.

18.05.2012 ООО «Элиз» администрацией города Тулы выдано разрешение на строительство №, этажность объекта 7 этажей.

Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 названной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проекта документации требованиям градостроительного плана земельного участка дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 7 той же статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечисленных в указанной статье.

Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (пункт 2). Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 11).

В статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (пункт 5).

ООО «Элиз» обратилось в администрацию города за разрешением на строительство капитального объекта, представив в полном объеме пакет документов, предусмотренный законодательством.

До обращения за согласованием проектной документации гостиницы в Министерство, по проектной документации гостиницы Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы № от 30.03.2012 г.

В соответствии с указанным заключением проектная документация гостиницы является корректировкой ранее разработанного проекта «Административно-торговый центр с гостиницей по <адрес> в г. Туле», который получил положительное заключение ГУК ТО «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» № от 08.04.2005 г. и был согласован с госорганом по охране памятников истории и культуры Тульской области 06.03.2007 г. на чертеже фасадов по <адрес>, в части изменения его функционального назначения.

В откорректированном проекте гостиницы проектные и архитектурные решения в основном соответствуют ранее разработанному проекту административно-торгового центра с гостиницей, при этом максимальная отметка здания по корректировке проекта изменилась не значительно: с 31,030 м на 31,160 м. (пункты 3.2.1. -3.2.2. заключения государственной экспертизы № от 30.03.2012 г.).

Этажность гостиницы (7 этажей) также фактически соответствует этажности административно-торгового центра с гостиницей по его проекту.

Указание в Разрешении на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ этажности административно-торгового центра с гостиницей в 6 этажей явилось следствием технической ошибки, допущенной в положительном заключении государственной экспертизы № от 30.05.2007 г. по проекту административно-торгового центра с гостиницей (указаны два четвертых этажа, при этом максимальная отметка здания соответствует семиэтажному зданию).

Проектная документация гостиницы была согласована Министерством образования и культуры Тульской области в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

При выдаче согласования Министерство образования и культуры Тульской области действовало в полном соответствии с предоставленными ему полномочиями, нарушение требований действующего законодательства не допустило.

Таким образом, разрешение на строительство выдано в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно ст.ст. 34, 35 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» осуществлении строительства в охранной зоне возможно, в случае, если оно не нарушает целостности памятника или ансамбля и не создает угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения.

Доказательств того, что работы по строительству объекта обозначенной в проекте этажности нарушают целостность расположенных в комплексной зоне охраны исторического ядра города Тулы памятников или ансамблей федерального значения и создают угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения, ведутся с нарушением установленных вышеуказанным проектом требований к строительству, изменяют облик исторического центра города Тулы, Управлением Министерства культуры России по ЦФО не представлено, на наличие таковых Управление не ссылалось.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения требований Управления Министерства культуры России по ЦФО в полном объеме отсутствовали.

Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка письму специалиста архитектора-реставратора Р.О.В, а также не назначена экспертиза степени высокохудожественности строящегося объекта, не может служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку направлена на иное толкование закона и оценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Ссылка в жалобе на то, что Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица, не является самостоятельным юридическим лицом, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку не является обстоятельством, влекущим отмену решения суда, не затрагивает права и законные интересы ни Управления, ни неопределенного круга лиц.

Другие доводы не содержат правовых оснований, которые могли повлечь отмену судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи