ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-637/19 от 30.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Савчук А.Л. Дело № 33-637/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Осадчей Е.А.

судей областного суда Крицкой О.В., Дьякова А.Н.

при секретаре Белодед К.О.

рассмотрела в открытом в судебном заседании 30 января 2019 года

дело по апелляционной жалобе бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на решение Ленинского районного суда г. Омска от 14 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1<...> года рождения в пользу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» переплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8 805 рублей 27 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего 9 205 (девять тысяч двести пять) рублей 27 копеек».

Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

БУ ОО «МФЦ» обратилось к ФИО1 с иском о взыскании суммы переплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.02.2015 г. ответчице по ее заявлению была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидия перечислялась на банковский счет ФИО1 Ответчица была предупреждена о необходимости информирования об изменении обстоятельств в течение 30 дней после наступления событий, влекущих изменение или прекращение выплаты субсидии.

В ходе проведения истцом проверочных мероприятий выявлена переплата субсидии ФИО1 за период с 01.02.2015 г. по 01.01.2018 г. в размере 101 648,78 руб., образовавшаяся вследствие несвоевременного сообщения ответчицей сведений о своих доходах. С 01.02.2018 г. в связи с предоставлением недостоверных сведений о доходах выплата субсидии ФИО1 прекращена.

Просил взыскать с ФИО1 сумму выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 101 648,78 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 233 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 требования поддержала, полагала, что взысканию подлежит вся сумма начисленной и выплаченной ответчице субсидии за спорный период, поскольку решение о ее назначении принято с нарушением требований, установленных Правилами. Полагала, что основания для перерасчета размера субсидии отсутствуют.

Ответчица ФИО1 исковые требования признала частично, полагала, что должна возместить только разницу между той суммой субсидии, которая ей фактически выплачена, и той суммой, на которую она бы имела право при предоставлении сведений о доходах, полученных в КИТ ФИНАНС КАПИТАЛ (ООО). Сведения о доходах в КИТ ФИНАНС КАПИТАЛ (ООО) представить не имела возможности, поскольку выдать справку о размере дохода работодатель отказался, а справка о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ уполномоченным органом принята не была, в устной форме разъяснено, что такие справки в качестве подтверждения размера дохода не принимаются.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель БУ ОО «МФЦ» ФИО2 просит решение отменить, удовлетворить иск в полном объеме. Ссылаясь на Правила предоставления субсидии, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761, указывает, что предоставление ответчицей заведомо недостоверной информации о доходах является основанием для возврата всей полученной суммы без возможности перерасчета.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, стороны, поддержавшие вышеизложенную позицию по делу, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям:

В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 определены порядок, условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу п. 11 названного Постановления уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления).

Согласно п. 49 Постановления в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По правилу пп. «в» п. 60 Постановления предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

В п. 61 Постановления указано, что при наличии условий, указанных пп. «в» п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <...>.

Истцом на основании соответствующих заявлений ответчицы были приняты решения о выплате ей в период с 01.02.2015 г. по 31.01.2018 г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

23.04.2018 г. истцом издано распоряжение о прекращении предоставлении ответчице указанной субсидии с 02.02.2018 г., в связи с представлением получателем субсидии заведомо недостоверной информации.

Основанием для издания названного распоряжения явились данные, полученные из УФНС России по Омской области, на основании которых установлено наличие расхождений в уровне дохода ФИО1 в базе данных налогового органа и сведений об уровне дохода, представленных в МФЦ.

Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что ответчицей за период с 01.08.2015 г. по 31.01.2018 г. были предоставлены недостоверные сведения о доходе, без учета ее заработка в КИТ ФИНАНС КАПИТАЛ (ООО) в размере <...> руб. ежемесячно.

Факт непредоставления указанных сведений ответчицей не оспаривался.

Разрешая иск, суд установил, что и в случае предоставления сведений о вышеуказанном доходе, ответчица имела право на получение субсидии с 01.08.2015 г. по 31.01.2018 г., но в меньшем размере. Переплата за период с 01.08.2015 г. по 31.01.2018 г. составляет 8 805 руб. 27 коп.

Исходя из установленного, суд частично удовлетворил иск, взыскав с ФИО1 необоснованно полученную сумму 8 805 руб. 27 коп.

Судебная коллегия с решением суда соглашается.

Апеллянт не оспаривает ни вывод суда о том, что ответчица имела право на получение субсидии и в случае предоставления ею справки о доходах в КИТ ФИНАНС КАПИТАЛ (ООО), ни верность расчета суммы неосновательно выплаченной субсидии.

Ссылка в жалобе на достаточность самого факта предоставления ответчицей заведомо недостоверной информации о доходах для взыскания с неё всей суммы полученной субсидии, подлежит отклонению, поскольку противоречит содержанию вышеприведенных положений п. 49 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761, свидетельствующих о возможности возврата в бюджет ранее выплаченных сумм субсидий в размере необоснованно полученной суммы, то есть, в данном случае разницы между суммой субсидии, подлежавшей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода, и суммой, фактически начисленной и выплаченной субсидии, с учетом представленных ответчицей сведений о доходах.

Оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Омска от 14 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Председательствующий: Савчук А.Л. Дело № 33-637/2019