Судья Цымбалов Е.И. Дело № 33-637/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е26 февраля 2013 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Габунова Н.Э.
судей Лиджиева С.В. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Мутуловой Г.О.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» об обязании выделить средства на приобретение учебников.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения представителя Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Цохорова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Барановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство образования), администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация Сарпинского РМО), Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа», школа) об обязании выделить средства на приобретение учебников.
В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения учебниками учащихся на 2012-2013 учебный год установлено, что необходимое финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся МКОУ «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» не осуществлялось. Законом РК «О республиканском бюджете на 2012 год» для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий в сфере образования, субвенции бюджету Сарпинского РМО на приобретение учебников для указанной школы не предусмотрены. Согласно письму Главы Администрации Сарпинского РМО от 23.10.2012 в связи с отсутствием финансирования из бюджета республики пополнение фондов школьных библиотек в 2012 году не осуществлялось. Отсутствие в фонде школы учебников на текущий учебный год в необходимом количестве влечет нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в школе, на получение бесплатного образования. Просил обязать Министерство образования выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся указанной школы на 2012-2013 учебный год, обязать администрацию Сарпинского РМО произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся школы на этот учебный год, обязать школу укомплектовать библиотеку учебниками в необходимом количестве.
В судебном заседании прокурор Цуглинова В.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика - Министерства образования, культуры и Республики Калмыкия Цохоров А.В. в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст.1 Закона РК от 20.03.2009г. №80-IV-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РК в сфере образования» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями РК по финансированию расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Пунктом 6 статьи 5 вышеназванного закона способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований устанавливается согласно приложению № 1 к данному закону. Статья 16 Закона РК от 26.12.2011г. №316-IV-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» утвержден норматив расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемый при расчете объема субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год в размере 400 рублей на одного обучающегося. Министерством образования ежемесячно направлялись заявки на финансирование вышеуказанных расходов в Министерство финансов РК, которые формируются на основании поступивших заявок от уполномоченных органов местного самоуправления в сфере образования. По отчетным данным Сарпинского районного отдела образования заявленная потребность на 01.11.2012 составила 244000 рублей, размер перечисленной субвенции составил 94713 рублей.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерства финансов РК, несмотря на надлежаще извещение о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представители ответчиков администрации Сарпинского РМО Василенко И.В. и МКОУ «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» Анджаев Э.М. по заявленным требованиям возражений не имели.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 года исковые требования прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. С Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия за счет республиканского бюджета взысканы средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 г.г. На администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия возложена обязанность произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 г.г. На муниципальное казенное образовательное учреждение «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012-2013 учебный год.
В апелляционной жалобе ФИО1, министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на его незаконность, на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом норм материального права. Полагает, что возложение обязанности на Министерство образования выделить средства из республиканского бюджета на приобретение учебников, исходя из фактической потребности, без учета установленного законом норматива расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, используемые при определении общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий в сфере образования, является незаконным. Дополнительное выделение средств из республиканского бюджета взаимосвязано с вопросом увеличения размера указанного норматива. Прокурором не представлены сведения об уже имеющихся в библиотеке образовательного учреждения учебниках и об отсутствии стопроцентного оснащения библиотечного фонда. Средства на приобретение учебников подлежат взысканию с Министерства финансов Республики Калмыкия, так как оно предоставляет в установленном законодательством порядке дотации, субвенции, субсидии муниципальным образованиям, расположенным на территории Республики Калмыкия. Министерство образования лишь направляет в Министерство финансов Республики Калмыкия сводную заявку для финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования, составленную на основании заявок поступивших от уполномоченных органов местного самоуправления в сфере образования.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства образования ФИО2, прокурора Барановой С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора, суд руководствовался п.п.2, 3 ст. 5, п.6.1 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», п.13 ч.2 ст. 26.3 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 21.12.2007 № 396-III-3 «Об образовании в Республике Калмыкия», ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 02.11.1998 № NI-II-3 «О Правительстве Республики Калмыкия», ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 20.03.2009 № 80-IV-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования», п.5 ст. 19, п.3 ст. 20 Закона Республики Калмыкия «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом исходил из того, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты РФ, которые обязаны предоставлять местным бюджетам соответствующие субвенции. Органы местного самоуправления и образовательные учреждения обязаны непосредственно обеспечить право учеников на получение бесплатных учебников и учебных пособий. Поскольку субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов школы на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год в нарушение закона не предоставлены, то исполнение органами местного самоуправления перечисленных полномочий в полном объеме является невозможным. Библиотека школы не укомплектована учебниками в необходимом количестве, не обеспечена реализация государственных гарантий граждан на общедоступное и бесплатное образование, недостаточность финансирования влечет нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования. Обязанность субъекта РФ по обеспечению государственной гарантии на получение общедоступного и бесплатного образования обусловлена фактом обеспечения этой гарантии и может быть прекращена только путем его исполнения.
С данными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" и пп. 13 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесены вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Калмыкия от 20 марта 2009 г. N80-IV-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» органы местного самоуправления наделены полномочиями по финансированию в том числе, расходов на учебники и учебные пособия.
В силу ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из республиканского бюджета, размер которых определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В случае необеспеченности переданных настоящим законом государственных полномочий финансовыми средствами органы местного самоуправления реализуют их в пределах переданных средств. При этом органы местного самоуправления вправе в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, направлять дополнительные средства за счет собственных доходных источников.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04 июня 2009 г. № 203 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых из Республиканского фонда компенсаций бюджетам районных муниципальных образований, г. Элиста на реализацию отдельных государственных полномочий Республики Калмыкия в сфере образования, пунктом 2 которого предусмотрено, что субвенции предоставляются Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, вышеприведенные правовые нормы определяют порядок финансового обеспечения при осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере образования по реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов, т.е. регулируют межбюджетные отношения.
Наделение же субъектов Российской Федерации соответствующими правами в области образования направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и само по себе не регулирует правоотношения по предоставлению учащимся образовательного учреждения, в интересах которых заявлен настоящий иск, прав на получение бесплатного образования, в связи с чем указанные нормы не подлежат применению к возникшим правоотношениям по данному спору.
Граждане, имеющие такое право в силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, не являются непосредственно участниками межбюджетных правоотношений (ст.ст. 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 Типового положения об общеобразовательных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые, создает непосредственно общеобразовательное учреждение.
С учетом вышеприведенных положений возложение на Министерство обязанности выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа», а на Администрацию – обязанности произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для этих учащихся не является способом защиты нарушенных прав граждан на получение бесплатного общего образования, так как законодательством Республики Калмыкия установлены подлежащие безусловному исполнению порядок и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Между тем межбюджетные отношения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления правового значения для данного спора не имеют.
Кроме того, согласно ст. 41 Закона РФ «Об образовании» нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подпунктом 6.1 пункта 1 ст. 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах стандарта среднего (полного) общего образования.
Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе (ст. 14 Закона РК «Об образовании»). Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются законами субъектов РФ.
Статьей 16 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. № 316-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» в редакции Закона Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. № 392-IV-З утвержден норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемый при расчете объема субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год, в размере 400,0 рублей на одного обучающегося.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
При этом в силу п. 3 вышеуказанной нормы законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводится в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
Приложением № 1 к Закону Республики Калмыкия «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» от 18 марта 2009 г. № 192-IV в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, утвержден способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов в сфере образования.
Согласно предусмотренной Приложением методике в формулу расчета размера объема субвенций на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов в сфере образования не были включены расходы на учебники.
Однако, как видно из материалов дела, Приложение № 1 в указанной части оспорено не было, не отменено и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции являлось действующим.
Также не был оспорен и не отменен утвержденный Законом Республики Калмыкия норматив, на основании которого осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований, в том числе на финансирование расходов на учебники, и их размер, а также норматив на финансирование расходов на учебники, необходимый для реализации государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в установленном законом порядке не были признаны незаконными и не отменены.
При наличии действующих порядка расчета нормативов для определения общего объема субвенций местным бюджетам по реализации государственных полномочий по финансированию расходов на учебники и учебные пособия и норматива на одного обучающегося у суда первой инстанции также не имелось оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о финансировании расходов на приобретение учебников в необходимом количестве.
Что касается решения суда в части возложения на МКОУ «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» обязанности укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012 -2013 год, то оно также не может быть признано законным и обоснованным по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, такая обязанность, возложенная судом на образовательное учреждение, как следует из судебного решения, обусловлена и непосредственно зависит от исполнения Министерством образования, культуры и науки РК, а также Администрацией Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия обязанности финансирования расходов на приобретение учебников в необходимом для данного учебного заведения количестве.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
Решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2012 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, администрации Сарпинского районного муниципального образования, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Аршань-Зельменская средняя общеобразовательная школа» об обязании выделить средства на приобретение учебников отказать.
Апелляционную жалобу министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия ФИО1 - удовлетворить.
Председательствующий Н.Э. Габунов
Судьи С.В. Лиджиев
ФИО3