Судья – Казимирова Г.В. Дело № 33-6380/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
судей Пархоменко Г.В., Старосельской О.В.
при ведении протокола помощником судьи Степаненко К.А.
по докладу судьи Пархоменко Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <№...> по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г.Сочи в интересах ФИО1 к администрации г. Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о понуждении предоставить субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г.Сочи в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о понуждении предоставить субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что ФИО3 относится к указанной категории граждан, с <Дата ...> она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес...>
ФИО3 является собственником ? доли указанной квартиры, однако постановлением администрации г. Сочи от <Дата ...><№...> установлен факт невозможности проживания ее в ранее занимаемом жилом помещении, собственником ? доли которого она является, в связи с чем ФИО3 имеет право на обеспечение жилым помещением. Наличие права ФИО3 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <Дата ...>, от <Дата ...> и от <Дата ...>) о необходимости ее включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. <Дата ...> ФИО4 заключила брак с ФИО5, ей присвоена фамилия ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака. Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...><№...>-ж в части изменения в наименовании и по тексту слова «Шашева» в соответствующих падежах на слова «ФИО6» в соответствующих падежах.
ФИО1 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Просил суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить МО г-к. Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.метров, ФИО1, а также обязать администрацию г. Сочи предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.метров.
Представитель ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, считая их преждевременными, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2020 года исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в течение ближайших лет, финансовое обеспечение переданных государственных полномочий является недостаточным.
Участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Сочи была проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверкой установлено, что ФИО1 относится к указанной категории граждан.
Постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи от <Дата ...><№...> над ФИО7 установлена опека.
С <Дата ...> ФИО7 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес...>
ФИО3 является собственником ? доли указанной квартиры, однако постановлением администрации г. Сочи от <Дата ...><№...> установлен факт невозможности проживания ее в ранее занимаемом жилом помещении, собственником ? доли которого она является, в связи с чем ФИО3 имеет право на обеспечение жилым помещением.
ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается заключениями департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <Дата ...>, от <Дата ...> и от <Дата ...> о необходимости ее включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
<Дата ...> ФИО4 заключила брак с ФИО5, ей присвоена фамилия ФИО6, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...><№...>-ж в части изменения в наименовании и по тексту слова «Шашева» в соответствующих падежах на слова «ФИО6» в соответствующих падежах.
ФИО1 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах ФИО1, суд первой инстанции правильно исходил из того, что меры социальной поддержи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Наличие права ФИО1 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключениями департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от <Дата ...>, от <Дата ...> и от <Дата ...> о необходимости ее включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
ФИО1 включена в указанный список.
Исходя из требования ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Вместе с тем, ФИО1 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Согласно ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв. метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв.метров.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о преждевременности требований к администрации г. Сочи, о невозможности исполнения судебного акта ввиду не наделения администрации г. Сочи отдельными государственными полномочиями и об отсутствии финансирования переданных администрации г. Сочи государственных полномочий являются несостоятельными, опровергаются представленными доказательствами.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах ФИО1
Оснований для отмены судебного постановления, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда вынесено на основании совокупности представленных и исследованных судом доказательств.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий: Г.А. Малахай
Судьи: Г.В. Пархоменко
О.В. Старосельская