ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6381/19 от 17.10.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33-6381/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 17 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Матвеевой Н.Л.,

судей: Головиной Е.Б., Хрулевой Т.Е.,

при секретаре: Вороновой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2019 года по делу № 2-1024/2019 по иску администрации муниципального образования «Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» к ФИО1, Закрытому акционерному обществу «Строительное управление № 326» о признании договора купли-продажи недействительным, признании недействительной государственной регистрации перехода права собственности, обязании Закрытого акционерного общества «Строительное управление № 326» согласовать с органом местного самоуправления вывод из эксплуатации сетей теплоснабжения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителей ФИО1 ФИО2, ФИО3, представителя ЗАО «Строительное управление №326» ФИО4, представителя ГУП «ТЭК СПб» ФИО5, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ДД.ММ.ГГГГ истец администрация муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с иском к ФИО1, ЗАО «Строительное управление № 326» о признании договора купли-продажи недействительным, признании недействительной государственной регистрации перехода права собственности, обязании ЗАО «Строительное управление № 326» согласовать с органом местного самоуправления вывод из эксплуатации сетей теплоснабжения.

В обоснование иска указано, что в ходе отопительного сезона 2018-2019 года истцу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ между Закрытым акционерным обществом «Строительное управление №326» и ФИО1 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно условиям которого, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить недвижимое имущество в следующем составе (пункт 1.1 Договора): сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, к дому , корпус , протяженностью 18 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год; сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, к дому , корпус , протяженностью 224 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год; сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, к дому , корпус , протяженностью 98 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение пункта 3.1 Договора между ответчиками Закрытым акционерным обществом «Строительное управление №326» и ФИО1 подписан акт приема-передачи вышеуказанного недвижимого имущества. Переход права собственности на сети теплоснабжения зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации , ,

Истец полагает, что заключенный договор купли-продажи недвижимого имущества является ничтожной сделкой и подлежит признанию недействительным судом, поскольку отчуждение сетей теплоснабжения допустимо по возмездной сделке только после выполнения собственником тепловых сетей обязанностей, установленных статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которой в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Вопреки приведенным требованиям, содержащимся в статье 21 Федерального закона «О теплоснабжении», такие обязанности ответчиком и собственником сетей теплоснабжения ЗАО «Строительное управление №326» выполнены не были, в связи, с чем ответчик не вправе был производить отчуждение указанных тепловых сетей.

Истец полагает, что заключение между ответчиками оспариваемого договора купли-продажи сетей теплоснабжения в отсутствие соблюдения процедуры вывода сетей теплоснабжения из эксплуатации Закрытого акционерного общества «Строительное управление №326», свидетельствует о несоответствии заключенного Договора требованиям закона, нарушает права граждан на доступность и надежность теплоснабжения на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, а также допускало и допускает угрозу возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного истцом на основании анализа схемы теплоснабжения, в силу чего истец как уполномоченный законом и Уставом орган по организации теплоснабжения в границах муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной в целях защиты интересов жителей муниципального образования на обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения, а поэтому является основанием для признания договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Кроме того, истец полагает необходимым в целях защиты прав и законных интересов жителей многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, просить суд обязать ответчика ЗАО «Строительное управление №326» согласовать с Администрацией муниципального образования «Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» вывод из эксплуатации ЗАО «Строительное управление №326» сети теплоснабжения кадастровый , расположенной по адресу: <адрес> протяженностью 18 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год, сети теплоснабжения, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 224 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год, а также сети теплоснабжения, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, протяженностью 98 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 год в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу (т.1, л.д. 6-13).

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано (т.2, л.д. 202-216).

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» просит решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2019 года отменить, исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что вывод суда о том, что заключенная между ответчиками сделка соответствует предъявляемым к таким сделкам требованиям, установленным ст. 422 ГК РФ, является необоснованным (л.д. 225-230).

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, указывая, что доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и выводов суда, что не может повлечь отмену решения суда.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации муниципального образования «Тельмоновское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий.

Исходя из взаимосвязанных положений абз. 2 пункта 3 ст. 166 и пункта 2 ст.168 ГК РФ, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной, при этом сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.В силу пункта 4.2. части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, к вопросам местного значения муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, в частности, относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (том 1 л.д. 79-82).

В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Из пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

К договору купли-продажи сетей теплоснабжения с учетом характера указанного объекта гражданских прав, могут быть отнесены и иные обязательные требования или условия, необходимые для законности отчуждения сетей теплоснабжения в гражданском обороте.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», предусмотрено, что порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.

В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с «Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 года № 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии (п. 3); согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (п. 14).

При этом под выводом из эксплуатации понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года (п.2).

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Закрытым акционерным обществом «Строительное управление » и ФИО1 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее недвижимое имущество: сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 18 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 г.; сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 224 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 г.; сеть теплоснабжения, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 98 метров, год ввода в эксплуатацию - 2014 г.(пункт 1.1 Договора)

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение пункта 3.1 договора между сторонами подписан акт приема-передачи вышеуказанного недвижимого имущества (том 1 л.д. 178-184).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанные выше сети теплоснабжения на имя ФИО1, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации , , (том 1 л.д. 188-193).

В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривается сторонами, что сеть теплоснабжения кадастровый , сеть теплоснабжения кадастровый , сеть теплоснабжения кадастровый являются действующими сооружениями коммунального хозяйства, служат для обеспечения теплоснабжения многоквартирных жилых домов в <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ сети теплоснабжения с кадастровыми номерами , переданы МУП «Зеленый город» на временное содержание и обслуживание (том 1 л.д.236).

В соответствии с журналом аварийной службы по тепловым сетям МУП «Зеленый город» жалоб на теплоснабжение от жителей многоквартирного дома <адрес> не поступало, как пояснил представитель МУП «Зеленый город» аварийных ситуаций на внешних сетях теплоснабжения не возникало, выявленные неполадки по единичным обращением жителей домов корпус и корпус , относились к внутренним системам теплоснабжения многоквартирных жилых домов, входящих в компетенцию управляющих организаций.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие уведомления органа местного управления о выводе из эксплуатации тепловых сетей основанием для признания сделки недействительной не является. Доказательств вывода из эксплуатации тепловых сетей в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции отмечает, что анализ приведенных положений материального права, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, не позволяет прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась совокупность предусмотренных законом оснований, которые давали право признать заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Закрытым акционерным обществом «Строительное управление » и ФИО1 договор купли-продажи недвижимого имущества недействительным.

Доводы истца не подтверждены необходимыми и достаточными доказательствами и основаны на ошибочном толковании подлежащих применению норм.

Доводы апелляционной жалобы отражают несогласие с установленными судом обстоятельствами дела и оценкой, данной доказательствам, представленным сторонами, основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении норм процессуального права.

При этом нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 07 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Петрова И.А.