ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6381/20 от 13.10.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-6381/2020

(2-117/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 13 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Нечаевой Т.М. и Ярыгиной Е.Н.,

при секретаре Бутенко Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Орска, Комитета по управлению имуществом администрации г. Орска на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах несовершеннолетних Б.В.С., А.Е.А., А.А.А., И.Е.А., И.А.А., Л.Р.К., Л.Д.К., Л.М.К., К.В.М., К.О.М., К.М.М., М.И.Р., М.В.Р., М.Д.Р., С.М.А., С.В.А., С.З.А., С.Э.Э., С.С.Э., ФИО1 к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям: газораспределительной системе, системе водоснабжения предоставленных земельных участков, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Б.В.С., А.Е.А., А.А.А., обратился в суд с указанным выше иском к администрации г. Орска по тем основаниям, что прокуратурой Ленинского района г. Орска по обращению ФИО2 выявлены факты нарушения законодательства при предоставлении мер поддержки многодетным семьям.

В ходе проведенной проверки выявлено, что ФИО2, (дата) года рождения, а также члены ее семьи: ФИО3, (дата) года рождения, Б.В.С., (дата) года рождения, А.Е.А., (дата) года рождения, А.А.А., (дата) года рождения, на основании постановления администрации (адрес) от (дата)-п бесплатно получили в собственность из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером , площадью 933,0 кв.м., с местоположением: (адрес), земельный участок расположен: (адрес).

До настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 04 июля 2019 года № 491-пп в целях реализации указанного права граждан утвержден план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории Оренбургской области, гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена, которым срок реализации мероприятий ограничен 2024 годом. Проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, не входит в перечень мероприятий плана, осуществляется за счет собственных средств, проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам осуществляется на условиях софинансирования с органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.

Разработанный Правительством Оренбургской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

24 мая 2019 года прокуратурой района в адрес и.о. главы г. Орска внесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям. Предметом указанного представления являлось отсутствие обеспечения земельных участков, находящихся в специальном фонде для предоставления в собственность многодетным семьям, инженерной инфраструктурой. 26 июня 2019 года указанное представление рассмотрено и удовлетворено.

В настоящее время в рамках регионального проекта «Жилье» МО «Город Орск» выделены бюджетные ассигнования на строительство объектов инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах индивидуальной жилой застройки в п.ОЗТП и (адрес).

Вместе с тем администрацией г. Орска не предпринято конкретных мер для обеспечения инженерной инфраструктурой предоставленного многодетной семье земельного участка с кадастровым номером , площадью 933,0 кв.м., с местоположением: (адрес), чем нарушены права и законные интересы многодетной семьи.

Истец просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» получить технические условия на присоединение к газораспределительной системе, электрическим сетям, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером , предоставленного семье ФИО2, разработать проект на присоединение возможного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям; организовать производство работ по монтажу газораспределительного газопровода, системам водоснабжения и электрических сетей к земельному участку с кадастровым номером в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены представители несовершеннолетних Б.В.С., А.Е.А., А.А.А. – ФИО2, ФИО3.

Определением суда от 13 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска.

Определением суда от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

Определением суда от 06 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело ).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних И.Е.А., И.А.А., обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены представители несовершеннолетних И.Е.А., И.А.А. – ФИО4, ФИО5.

Определением суда от 13 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска.

Определением суда от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

Определением суда от 06 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело № 2-118/2020).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних Л.Р.К., Л.Д.К., Л.М.К., обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска об возложении обязанности обеспечить присоединение земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены законные представители несовершеннолетних Л.Р.К., Л.Д.К., Л.М.К. – ФИО6, ФИО7.

Определением суда от 13 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, КУИ администрации г. Орска, УЖКХ администрации г. Орска.

Определением суда от 13 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП КЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

Определением суда от 06 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело № 2-119/2020).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних М.И.Р., М.В.Р., М.Д.Р., обратился в суд с аналогичным иском к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Оренбургской области, законные представители несовершеннолетних М.И.Р., М.В.Р., М.Д.Р. – ФИО8, ФИО9

Определением суда от 17 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г.Орска.

Определением суда от 22 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал г.Орска», АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "Оренбургкоммунэлектросети».

Определением суда от 07 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело № 2-131/2020).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних С.М.А., С.В.А., С.З.А., обратился в суд с аналогичным иском к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Оренбургской области, законный представитель несовершеннолетних С.М.А., С.В.А., С.З.А. – ФИО10

Определением суда от 17 декабря 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г.Орска.

Определением суда от 22 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал г.Орска», АО "Газпром газораспределение Оренбург", ГУП "Оренбургкоммунэлектросети».

После неоднократных изменений определением суда от 07.02.2020 принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело № 2-132/2020).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних С.Э.Э., С.С.Э., А. А.Р. оглы, обратился в суд с аналогичным иском к администрации г.Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена законный представитель несовершеннолетних С.Э.Э., С.С.Э., А. А.Р. оглы - ФИО11.

Определением суда от 12 декабря 2019 года в порядке подготовки к разбирательству дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, Комитет по управлению имуществом администрации (адрес).

Определением суда от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ПАО «МРСК-Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго», ОАО «Энергосбыт Плюс», Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

Определением суда от 10 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (дело № 2-135/2020).

Одновременно прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах несовершеннолетних К.О.М., К.М.М., К.В.М., обратился в суд с аналогичным иском к администрации г. Орска о возложении обязанности обеспечить присоединений земельного участка к газораспределительной сети, системам водоснабжения и электрическим сетям.

Определением суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечены Правительство Оренбургской области, третьи лица на стороне истца и законные представители несовершеннолетних родители К.О.М., К.М.М., К.В.М. – ФИО12, ФИО13.

Определением суда от 24 декабря 2019 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска, Комитет по управлению имуществом администрации г.Орска.

Определением суда от 29 января 2020 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», публичное Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть».

Определением суда от 10 февраля 2020 года принято заявление прокурора об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он просил обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе, системам водоснабжения земельный участок с кадастровым номером (дело № 2-126/2020).

Определением суда от 28 февраля 2020 года гражданские дела №№ 2-117/2020, 2-118/2020, 2-119/2020, 2-126/2020, 2-131/2020, 2-132/2020, 2-135/2020 по искам прокурора Ленинского района г.Орска к администрации МО «Город Орск» об обеспечении технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно газораспределительной системе, системам водоснабжения земельных участков, расположенных в одном кадастровом квартале , объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения в одном гражданском деле. Объединенному делу присвоен № 2-117/2020.

Определением суда от 25 марта 2020 судом принято заявление истца об изменении предмета заявленных требований, согласно которому он окончательно просил обязать администрацию МО «город Орск» обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно, к газораспределительной системе и системе водоснабжения предоставленные истцам земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , на территории кадастрового квартала , в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворены, суд постановил:

- обязать администрацию г.Орска обеспечить технической возможностью подключения к инженерным сетям, техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно к газораспределительной системе и системе водоснабжения земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , на территории кадастрового квартала ;

- решение подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Не согласившись с решением суда, администрация г. Орска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывает, что к вопросам местного значения отнесена именно организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящихся в собственности граждан. Законодательством не возложена на орган местного самоуправления обязанность по непосредственному обеспечению технической возможностью подключения к инженерным сетям газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения конкретного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования. Считает, что понуждение органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий. Администрация не может являться заявителем в вопросе предоставления технических условий, поскольку не является лицом, намеренным осуществить или осуществляющее строительство объекта капитального строительства. Разрешая спор и возлагая на администрацию г.Орска обязанность благоустроитель территорию кадастрового квартала системой водоснабжения, суд не принял во внимание, что водоснабжение может быть организовано путем подвоза воды. Полагает, что установленный судом срок для исполнения решения суда не является достаточным и нереальным для исполнения требований, содержащихся в резолютивной части решения. Указывает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

В своей жалобе Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить. В обоснование жалобы указывает, что при разрешении спора суд вышел за пределы заявленных требований. В соответствии с п. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение к сетям инженерно – технического обеспечения осуществляется к построенному или реконструированному объекту капитального строительства. Объекта капитального строительства на спорных земельных участках отсутствуют. Судом первой инстанции не учтено, что указанные земельные участки на момент формирования и включения в специализированный фонд не являлись объектами муниципальной собственности. Поскольку администрация г. Орска не являлась собственником указанных земельных участков, учитывая, что на перечисленных участках объектов капитального строительства не имеется, у администрации г. Орска отсутствует право на обращение с заявлением о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствующие ресурсоснабжающие организации. Считает, что установленный судом срок для исполнения решения, является недостаточным. Полагает, что возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких – либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит Федеральному закону от 06 октября 200 года № 131-ФЗ.

Судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Попов Е.А., возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.

Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности, в том числе, на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к вопросам местного значения городских округов с возложением на них соответствующих расходов.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из указанной нормы следует, что порядок предоставления земельного участка многодетной семье определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такой порядок определен в статье 4 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Так, пунктом 2 указанной нормы установлено, что органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Оренбургской области создаются специальные фонды земельных участков, предназначенных для бесплатного представления в собственность граждан. В фонд включаются земельные участки по мере их формирования и постановки на государственный кадастровый учет органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в установленном законодательством порядке.

При этом, предоставление таких земельных участков без их включения в указанные фонды запрещается.

Информация о сформированных и включенных в фонд земельных участках подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте органов местного самоуправления.

При этом информация о земельных участках должна содержать, в том числе, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, земельные участки должны предоставляться многодетным семьям уже с техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а получение этих технических условий является обязанностью того органа местного самоуправление, который такой участок предоставил.

На это неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В целях реализации Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» Правительством Оренбургской области 24 мая 2017 года принято постановление № 373-п, которым утвержден план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, на 2017-2019 годы.

Так, в пункте 1 Плана предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных районов на софинансирование капитальных вложений в объекты инженерной инфраструктуры, в том числе, к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям в соответствии с указанным выше законом Оренбургской области.

Из указанного следует, что многодетным семьям земельные участки должны предоставляться уже обеспеченные объектами инфраструктуры. При этом средства на такое обеспечение выделяются именно бюджетам районов, а не сельских поселений, на территории которых такие земельные участки выделяются.

В соответствии с п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, возможность для граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

Частью 5 статьи 26 Градостроительного плана Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Рекомендации по учету обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при отборе земельных участков изложены в Приказе Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

В пункте 17 этих рекомендаций указано, что в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать, в том числе существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения.

Пунктом 39 рекомендаций предусмотрено, что до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий не только разработку технических условий на подключение земельного участка к объектам инфраструктуры, но и мероприятия по строительству таких объектов с определением ответственных исполнителей, в том числе органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 04 июля 2019 года N 491-пп утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. План предусматривает, в первую очередь, разработку планов обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, строительство объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Сроки исполнения запланированы на 2020-2024 годы.

Таким образом, гражданам, имеющим трёх и более детей, в собственность бесплатно должен быть предоставлен земельный участок уже обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года №413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей», постановлениями администрации г.Орска от (дата)-п, от (дата)-п на территории муниципального образования «город Орск» сформирован специальный фонд земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, куда включен ряд земельных участков, расположенных в кадастровом квартале .

На основании постановлений администрации г.Орска многодетным семьям в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале 56:43:0109003 предоставлены земельные участки:

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 01 декабря 2016 -п ФИО2, ФИО3, Б.В.С., А.Е.А., А.А.А.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 01 декабря 2016 -п ФИО4, ФИО5, И.В.А., И.Е.А., И.А.А.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 26 октября 2018 -п ФИО7, ФИО6, Л.Р.К., Л.Д.К., Л.М.К.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 01 декабря 2016 -п ФИО12, ФИО13, К.О.М., К.М.М., К.В.М.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 15 октября 2018 -п ФИО8, ФИО9, М.И.Р., М.В.Р., М.Д.Р.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 09 апреля 2019 -п ФИО10, С.М.А., С.В.А., С.З.А.;

- с кадастровым номером постановлением администрации г. Орска от 29 ноября 2018 -п ФИО11, С.Э.Э., С.С.Э., А.А.Р. оглы, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации г.Орска, в отношении указанных земельных участков техническая возможность подключения к инженерным коммуникациям имеется.

Вместе с тем, в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Орска проверки, из сообщений КУИ администрации г.Орска, ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» установлено, что предоставленные в собственность истцов земельные участки не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, а именно, не оснащены возможностью подключения к сетям инженерного технического обеспечения; к ним не подведены газораспределительные, электрические сети, сети водоснабжения, технические условия и проекты на присоединение объектов капитального строительства на земельных участках к газораспределительным, электрическим сетям, сетям водоснабжения не получены.

По информации Правительства Оренбургской области, содержащейся в отзыве на иск, администрацией муниципального образования «город Орск» представлен план обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей на 2020-2024г.г.

Вместе с тем, заявка от муниципалитета города Орска в Минстрой Оренбургской области на участие в конкурсном отборе для получения субсидии из областного бюджета на обеспечение инженерными сетями земельных участков для многодетных семей в новых жилых застройках города Орска, расположенных, в том числе в кадастровом квартале , в 2019 года не поступала. В 2020 года к участию в отборе администрация г.Орска не допущена ввиду несоответствия требованиям порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 06 июля 2017 года -п. На 2020-2022г. средства из областного бюджета на данные цели не предусмотрены. Для участия в установленном порядке в государственной программе стимулирования жилищного строительства органу местного самоуправления необходимо подготовить проектную документацию на строительство инженерных сетей в данных зонах жилых застроек.

Из представленных филиалом ГУП «ОКЭС» - Орским КЭС документов следует, что на основании разрешения администрации г.Орска от 04 сентября 2019 года №282 ГУП «ОКЭС» - Орским КЭС разрешено размещение объектов на землях муниципального образования «город Орск» без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

На основании акта Ростехнадзора осмотра электроустановки от (дата)А выдано разрешение от (дата)А на допуск к эксплуатации электроустановки на вновь возводимую ВЛИ-О,4 кВ от ТП-445, ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2020 года, что подтверждается представленной в дело информацией.

Согласно письму ООО «Водоканал г.Орска» организация не располагает информацией относительно планируемого строительства водопроводных и канализационных сетей в кадастровом квартале , техническая возможность присоединения к водопроводной сети отсутствует. На совещании с первым заместителем главы г.Орска определены мероприятия по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям в юго-западном районе восточного планировочного района и XIV-C,XV-C,XIX-C микрорайонах.

От АО «Газпром газораспределение Оренбург» представлено сообщение, что техническая возможность подключения к инженерным сетям системы газораспределения объектов капитального строительства, размещенных на земельных участках в кадастровом квартале имеется, подключение возможно при условии включения района застройки в границах спорного кадастрового квартала в программу газификации Оренбургской области и после строительства распределительного газопровода вдоль улиц жилой застройки к конечным потребителям с установкой двух ПРГ для понижения давления до проектного. Мероприятия, направленные на обеспечение технической возможностью подключения к сети газораспределения земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , не запланированы.

(дата) на основании обращения собственника земельного участка последнему выданы технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что истцам и членам их семей, как многодетным семьям, были предоставлены земельные участки, которые в нарушение ст. 39.5 п.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Оренбургской области «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», постановления Правительства Оренбургской области от 04 июля 2019 года N 491-пп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, на 2020-2021 годы», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» не обеспечены возможностью подключения к газораспределительной системе и системе водоснабжения, несмотря на то, что указанная обязанность возложена законом на администрацию муниципального образования, предоставившую такой участок. При этом суд посчитал возможным установить сроки исполнения обязанностей, возлагаемых на ответчиков, заявленные истцом.

Отклоняя доводы стороны ответчиков о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу УЖКХ, а не администрация г.Орска, суд первой инстанции указал, что УЖКХ является отраслевым органом администрации г.Орска, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления, и контроль за их исполнением лежит на администрации г.Орска. Поскольку администрация муниципального образования должна контролировать исполнение своими структурными подразделениями возложенных на них функций, сам по себе факт возложения обязанности администрацией г.Орска на УЖКХ администрации г.Орска по организации работ по обустройству предоставленных земельных участков не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией города Орска возложенной на нее законом обязанности.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка в апелляционных жалобах на возможность получения технических условий на присоединение к электрическим и газораспределительным сетям только собственниками земельных участков, к коим не относится администрация муниципального образования, является необоснованной, поскольку Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, установлено право собственника получить технические условия на подключение к таким сетям строящегося или уже построенного объекта недвижимости. Истец же в иске ставит вопрос об обеспечении возможности подключения таких объектов к инженерным сетям.

Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке доказательств и несогласию с выводами суда первой инстанции, аналогичны тем, которые заявлялись при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование возражений относительно исковых требований.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации г. Орска, Комитета по управлению имуществом администрации г. Орска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: