ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6392/2012 от 28.06.2012 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Трегулова К.К. дело № 33-6392/2012

учет 54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан Арнышевой А.С. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2012 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие исполнительного комитета г.Нижнекамска и МБУ «Дирекция единого заказчика г.Нижнекамска», выразившиеся в невыделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на прилегающей территории к зданию «Дом связи», расположенному по адресу: <адрес>

Обязать исполнительный комитет г. Нижнекамска и МБУ «Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска» на прилегающей территории к зданию «Дом связи», расположенному по адресу: <адрес>, выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установить дорожные знаки 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки».

Определить срок исполнение настоящего решения с 1 июля 2012 года.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя прокурора г. Нижнекамска - Надыршиной С.И., полагавшей, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Нижнекамска Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБУ «Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска» и Исполнительному комитету г. Нижнекамска о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыделении мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обязании выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установить дорожные знаки.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.

Проверкой установлено, что ответчиками не в полной мере выполняются требования Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В нарушение статьи 15 Закона на прилегающей территории к «Дому связи», расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют выделенные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением внутриквартальные проезды находятся в оперативном управлении МБУ «Дирекция единого заказчика г.Нижнекамска».

В результате бездействия ответчиков грубо ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, лишает инвалидов возможности удовлетворить свои бытовые, духовные и иные потребности.

Исходя из вышеизложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие Исполнительного комитета г. Нижнекамска и МБУ«Дирекция единого заказчика г.Нижнекамска» и обязать их выделить места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установить дорожные знаки 8.17 «Инвалиды» совместно с дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» на прилегающей территории к зданию «Дом связи», расположенному по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель прокурора – Ширыков И.В. требования поддержал.

Представитель МБУ «Дирекция единого заказчика г. Нижнекамска» Минеев Д.Г. против иска возражал.

Представитель Исполнительного комитета г. Нижнекамска Арнышева А.С. иск не признала.

Представитель ОГИББД Управления МВД России по Нижнекамскому району Сафонов Е.Е. исковые требования поддержал.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета г.Нижнекамска Республики Татарстан Арнышева А.С. просит отменить решение суда, при этом указывает, что работы по организации и оборудования мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, установка дорожных знаков требуют определенных финансовых затрат, которые на сегодняшний день отсутствуют в бюджете г. Нижнекамска.

Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно части 9 той же статьи Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Из материалов дела следует, что при проведении сотрудником ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов было выявлено, что на прилегающей территории к «Дому связи», расположенному по адресу: <адрес>, отсутствуют выделенные места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дорожных знаков 8.17 «Инвалиды» и 6.4 «Место стоянки».

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением от <дата>, заключенному между МУ «Управление земельных и имущественных отношений МО НМР РТ» и МБУ «Дирекция единого заказчика г.Нижнекамска» внутриквартальные проезды возле дома <адрес> переданы в оперативное управление МБУ «Дирекция единого заказчика г.Нижнекамска».

В январе 2012 года руководителем ОГИБДД Управления МВД России по Нижнекамскому району ФИО13 в адрес МБУ «Дирекция единого заказчика города Нижнекамска» направлено предписание о необходимости установки дорожных знаков «Инвалиды» и «Место стоянки» на прилегающей территории к «Дому связи».

Из акта старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД Росси по Нижнекамскому району от 4 апреля 2012 года следует, что на прилегающей территории к «Дому связи» по адресу: <адрес>, на момент проверки дорожные знаки 8.17 «Инвалиды» и 6.4 «Место стоянки» отсутствуют.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что ответчики уклоняются от возложенной обязанности по содержанию дорог местного значения и создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия соглашается с решением суда и находит его постановленным в соответствии требованиями действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность создания условий по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры, должна ложится не только на органы местного самоуправления города Нижнекамска, но и на здание «Дом Связи», оказывающие услуги в данном здании, и собственника этого здания, не является основанием для отмены судебного решения в силу следующего.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, пунктом 4 статьи 6 закреплено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Довод ответчика об отсутствии денежных средств на обеспечение местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и установления дорожных знаков, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку, иное привело бы к нарушению прав инвалидов, а также к нарушению положений статьи 7 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, состоявшееся судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.

С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан Арнышевой А.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Председательствующий -

Судьи -