ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-639/2013 от 10.07.2013 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                           от 10 июля 2013 года        по делу № 33-639/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи                    Калюженко Ж.Э.,

судей                                                               Багаевой С.В. и Джиоева П.Г.,

при секретаре                                                 Кучиевой М.З.,

с участием прокурора                                    Бязрова И.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах Дигорского городского поселения о признании незаконным бездействие администрации Дигорского поселения и об обязании принять меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, присвоить наименования и идентификационные номера, ввести дороги в эксплуатацию, утвердить перечень автомобильных дорог местного значения, направить сведения о названных дорогах в Росавтодор для внесения в единый государственный реестр автомобильных дорог, устранить нарушения ГОСТ, по апелляционной жалобе Главы Дигорского городского поселения Дигорского района на решение Дигорского районного суда РСО-Алания от 6 мая 2013 года, которым постановлено:

Заявление прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах Дигорского городского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дигорского городского поселения РСО-Алания в части неисполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий незаконным.

Обязать администрацию Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания устранить выявленные нарушения Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РСО-Алания от 16.10.2009 г. №34-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Дигорского района РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав», Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и принять меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, присвоить наименования и идентификационные номера, ввести дороги в эксплуатацию, утвердить перечень автомобильных дорог местного значения, направить сведения о названных дорогах в Росавтодор для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог, устранить нарушения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» на перекрестках улиц ..., участке дороги от ..., перекрестке ..., от ... до ....

Главе администрации Дигорского городского поселения Дигорского района сообщить в Дигорский районный суд РСО-Алания об исполнении данного решения не позднее чем в течение месяца со дня его получения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РСО-Алания Калюженко Ж.Э., объяснения прокурора Бязрова И.Ф., возражавшего по доводам апелляционной жалобы и просившего оставить без изменения решение Дигорского районного суда РСО-Алания от 6 мая 2013 года, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

                                                 у с т а н о в и л а:

Прокурор Дигорского района РСО-Алания обратился в суд с заявлением в интересах Дигорского городского поселения о признании бездействия администрации Дигорского городского поселения РСО-Алания в части неисполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий незаконным, обязании администрации Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания устранить выявленные нарушения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РСО-Алания от 16.10.2009 г. №34-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Дигорского района РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав», Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и принять меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, присвоить наименования и идентификационные номера, ввести дороги в эксплуатацию, утвердить перечень автомобильных дорог местного значения, направить сведения о названных дорогах в Росавтодор для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог, устранить нарушения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» на перекрестках улиц ..., участке дороги от ..., перекрестке ..., от ... до ....

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Дигорского района РСО-Алания ФИО1 заявление поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель администрации Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания ФИО2, действующий на основании доверенности б/н от 20.04.2012 года возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, сославшись на отсутствие финансовых средств.

Дигорским районным судом РСО-Алания 6 мая 2013 года по делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Глава Дигорского городского поселения ... РСО-Алания и подал апелляционную жалобу, указав, что, несмотря на то, что обязанность по устранению указанных в решении суда нарушений возложена на администрацию Дигорского городского поселения ... РСО-Алания, устранить указанные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием достаточных финансовых средств в бюджете, а использование средств, не предназначенных для этих целей, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Просит отменить решение Дигорского районного суда и отказать прокурору ... в удовлетворении его требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

Согласно части 8 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с законом РСО-Алания от 16.10.2009г. №34-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Дигорского района РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав», Дигорскому городскому поселению передано 25 дорог муниципального значения, и как следует из ст. 8 названного закона, право собственности муниципальных образований на муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальное имущество возникло со дня вступления в силу настоящего закона, т.е. с 02.12.2009г.

На основании ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Как указано в ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности на автомобильные дороги поселений подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из ст.8 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усматривается, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера, которые дорогам местного значения поселений присваиваются органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного саморуправления.

Согласно п.5 ст.10 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае ввода в эксплуатацию автомобильной дороги, её владелец, юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, в тридцатидневный срок со дня ввода автомобильной дороги в эксплуатацию обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральное дорожное агентство «Росавтодор»), новые сведения об автомобильной дороге для их внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Судом первой инстанции установлено, что администрацией Дигорского городского поселения не приняты меры к оформлению и государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах населенного пункта, не присвоены наименования и идентификационные номера, дороги не введены в эксплуатацию, не утвержден перечень автомобильных дорог местного значения, сведения о названных дорогах не направлены в Росавтодор для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Судом также установлено, что автомобильные дороги общего пользования не в полной мере соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».

Согласно материалам прокурорской проверки в 2010-2011 годах администрацией Дигорского городского поселения не были запланированы денежные средства на содержание, обустройство и ремонт дорог, что указывает на то, что администрация Дигорского городского поселения не выполняет обязательства по сохранению дорожной сети.

Согласно ст.3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.19895г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является в том числе совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Из материалов дела усматривается, что 09.08.2012г. по результатам проведения проверки прокуратурой Дигорского городского поселения Дигорского района внесено представление главе Дигорского городского поселения об устранении нарушений действующего законодательства.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что невыполнение требований, указанных в представлении прокурора Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания свидетельствует о бездействии администрации Дигорского городского поселения по исполнению полномочий, предусмотренных ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они являются обоснованными, основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что устранить указанные нарушения не представляется возможным, в связи с отсутствием достаточных финансовых средств в бюджете, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку является несостоятельным.

Утверждение жалобы о том, что использование с этой целью финансовых средств, предназначенных для реализации других целей, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств и не реализации возложенных на АМС Дигорского городского поселения вопросов в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не влияет на правильность выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

о п р е д е л и л а:

Решение Дигорского районного суда РСО-Алания от 6 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания без удовлетворения.

Председательствующий      Калюженко Ж.Э.

Судьи        Багаева С.В.

        Джиоев П.Г.      

Справка: гражданское дело по первой инстанции рассмотрено Дигорским районным судом РСО-Алания под председательством судьи Кадзаева К.Р.