Судья Шуваева Н.А.
Дело № 33-641
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Дедюевой М.В., Ворониной М.В.
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 22 января 2013 года, которым исковые требования прокурора Островского района Костромской области к Областному государственному казенному учреждению «Костромаавтодор» и департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области удовлетворены; постановлено:
обязать Областное государственное казенное учреждение «Костромаавтодор» организовать разработку проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», расположенной в Островском районе Костромской области, в срок до 01.09.2013 года;
при отсутствии у Областного государственного казенного учреждения «Костромаавтодор» денежных средств, необходимых для разработки проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», расположенной в Островском районе Костромской области, субсидиарную ответственность по финансированию данных работ возложить на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области за счет средств дорожного фонда Костромской области.
Заслушав доклад судьи Никулинской Н.Ф., объяснения представителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области ФИО1, представителя ОГКУ «Костромаавтодор» ФИО2, представителя ГПКО «Островское ДЭП-15» ФИО3, прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Островского района Костромской области обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Костромаавтодор» (далее ОГКУ «Костромаавтодор») и департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области об обязании разработать проект организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», расположенной в Островском районе Костромской области, в срок до 01.09.2013 года, согласовать его с органами ГИБДД по Костромской области до 01.11.2013 года.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Островского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на 0-27,9 км автодороги Островское-Игодово Островского района Костромской области. Проверкой установлено, что в нарушение норм федерального законодательства схемы дислокации дорожной разметки на автомобильной дороге «Подъезд к Игодово» не имеется, также отсутствует проект организации дорожного движения. До настоящего времени указанные нарушения не устранены. Автодорога Островское-Игодово по транспортно-эксплуатационным характеристикам относится к дорогам категории «В», в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 № 71-а является собственностью Костромской области и находится на балансе ОГКУ «Костромаавтодор» на праве оперативного управления. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Во исполнение указанных полномочий администрацией Костромской области создано ОГКУ «Костромаавтодор». Поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работы по разработке проекта организации дорожного движения должны проводиться департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и ОГКУ «Костромаавтодор». Невыполнение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части разработки проекта организации дорожного движения автодороги «Подъезд к Игодово» влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц. Отсутствие проекта организации дорожного движения создает неопределенность при определении местонахождения технических средств регулирования дорожного движения, может привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, Кроме того, отсутствие утвержденной дислокации знаков служит основанием для возникновения сомнений обоснованности их расположения при рассмотрении административных дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. В качестве правового обоснования требований прокурор сослался на п. 6 ст. 3, ст. 15, ст. 5, ч.ч.1,3 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12, ст.6, ч.2 ст. 21, ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказ Минтранса ПФ от 12.11.2007 №160, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», Приказ МВД России от 08.06.1999 года № 410.
В ходе судебного заседания прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции просил: 1. Обязать ОГКУ «Костромаавтодор» организовать разработку проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», расположенной в Островском районе Костромской области, в срок до 01.09.2013 года. 2.При отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» денежных средств, необходимых для разработки проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», расположенной в Островском районе Костромской области, субсидиарную ответственность по финансированию данных работ возложить на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области за счет средств дорожного фонда Костромской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвовали Администрация Костромской области, департамент финансов Костромской области, Управление ГИБДД УМВД России по Костромской области, ГПКО «Островское ДЭП-15».
По делу постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора Островского района Костромской области.
С таким решением не согласился департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. В апелляционной жалобе директор департамента ФИО4 просит решение суда отменить в части возложения на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области субсидиарной ответственности по финансированию организации разработки проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово». Считает, что субъектом привлечения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения на территории Костромской области является департамент финансов Костромской области как главный распорядитель средств бюджета. При этом суду в резолютивной части решения следовало указать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с субъекта Российской Федерации, а не с органов, выступающих от имени публично-правового образования.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Островского района Крюков А.Ф. указывает на несостоятельность довода департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области о том, что надлежащим ответчиком в обжалуемой части решения является департамент финансов Костромской области. Данный довод основан на ошибочном толковании норм материального права, противоречит имеющимся в деле доказательствам и направлен на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с соблюдением требований ГПК РФ. Резолютивная часть решения соответствует положениям ст. 120 ГК РФ. Кроме того, пункт 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, на который ссылается податель апелляционной жалобы, утратил силу. Решение суда считает законным и обоснованным, а жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель ответчика ОГКУ «Костромаавтодор» ФИО2 поддержала позицию департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. Прокурор Хращева Е.Ю. полагала, что решение суда не подлежит отмене по доводам жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства, в нарушение установленных законом требований проект организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово» в Островском районе Костромской области не разработан, что подтверждается информацией ОГКУ «Костромаавтодор» от 25.09.2012 года об отсутствии разработки проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», информацией ГПКО «Островское ДЭП-15» от 27.09.2012 года об отсутствии разработанной дислокации средств организации дорожного движения на автодороге Островское-Игодово, информацией ОГИБДД МО МВД России «Островский» от 25.09.2012 года об отсутствии на всем протяжении автодороги Островское-Игодово дислокации средств организации дорожного движения.
Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 года № 71-а «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области» в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения включена автодорога «Подъезд к Игодово», расположенная в Островском районе Костромской области, протяженностью 27,9 км.
В соответствии с указанным постановлением дорога «Подъезд к Игодово» Островского района Костромской области относится к собственности Костромской области.
Автодорога «Подъезд к Игодово» передана в оперативное управление ОГКУ «Костромаавтодор». Содержание этой дороги осуществляет ГПКО «Островское ДЭП-15» в рамках заключенного контракта.
Рассматривая дело, суд первой инстанции проанализировал положения нормативно-правовых актов, приведенных в мотивировочной части решения, и пришел к выводу о том, что лицом, ответственным за организацию проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги «Подъезд к Игодово», является ОГКУ «Костромаавтодор» как учреждение, на которое собственником дороги непосредственно возложена обязанность по содержанию данной дороги.
Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Возлагая на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области субсидиарную ответственность по финансированию данных работ при недостаточности у ОГКУ «Костромаавтодор» средств на их выполнение, суд учитывал статус ОГКУ «Костромаавтодор» как казенного учреждения, ограничивающий его возможности самостоятельного исполнения обязательств в случае недостаточности выделенных собственником финансовых средств.
В силу абз. 4 п.2 ст. 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные учреждения субъекта Российской Федерации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 п.3 ст. 26.11). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (абз.3 п.3 ст. 26.11).
Согласно п. 1.3 Устава ОГКУ «Костромаавтодор» его учредителем является Костромская область, функции и полномочия учредителя от имени Костромской области осуществляет департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. При недостаточности собственных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения от имени Костромской области несет департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (пункт 1.8).
На основании изложенного возложение на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области субсидиарной ответственности за исполнение обязательств ОГКУ «Костромаавтодор» соответствует требованиям закона.
Ссылка в жалобе на то, что источником финансирования дорожной деятельности является дорожный фонд Костромской области, не опровергает выводы суда, поскольку суд постановил возложить на департамент транспорта и дорожного хозяйства обязанность обеспечить финансирование работ по разработке проекта организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги не за счет средств, выделяемых на содержание самого департамента, а за счет средств дорожного фонда Костромской области.
Не противоречит решение суда и нормам Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается директор департамента в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункты 1, 2, 7).
Согласно п. 46 Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утв. постановлением губернатора Костромской области от 14 января 2008 года №5, департамент осуществляет функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
В спорных правоотношениях департамент транспорта и дорожного хозяйства выступает от имени Костромской области как субъекта Российской Федерации, что прямо следует из вышеприведенных норм ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Устава ОГКУ «Костромаавтодор».
Порядок взаимодействия департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области с другими органами государственной власти Костромской области при исполнении возложенных на него обязанностей находится за рамками рассматриваемого дела и судом не определяется.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: