Председательствующий по делу Дело №33-6410/2017
Судья Цыцыкова Д.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
судей Михеева С.Н., Процкой Т.В.
при секретаре Епифанцеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 декабря 2017 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Могойтуйский район», правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма
по частной жалобе истца ФИО1
на определение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 25 октября 2017 года, которым постановлено:
производство по заявлению ФИО1 о замене стороны должника – администрацию муниципального района «Могойтуйский район» в исполнительном производстве, возбужденном в пользу взыскателя ФИО1, на основании решения Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2012 года по гражданскому делу № на Министерство социальной защиты населения Забайкальского края прекратить.
В удовлетворении заявления ФИО1 об изменении порядка и способа исполнения решения суда с предоставления жилого помещения по договору социального найма на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма отказать.
Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия
установила:
Решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2012 года постановлено: исковое требование прокурора Могойтуйского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Могойтуйский район» предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте поселка <адрес>, отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Могойтуйский район» на предоставление ФИО1 жилого помещения (л.д. 66-68).
В дальнейшем судом выданы исполнительные листы, на основании которых судебным приставом-исполнителем Могойтуйского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю 19 июня 2012 года в отношении должника – администрации муниципального района «Могойтуйский район» возбуждено исполнительное производство №; в отношении должника – правительства Забайкальского края 2 июля 2012 года возбуждено исполнительное производство №; в отношении должника – министерства финансов Забайкальского края 2 июля 2012 года возбуждено исполнительное производство №. Исполнительные производства в отношении министерства финансов Забайкальского края и правительства Забайкальского края окончены постановлениями судебного пристава-исполнителя. 23 июля 2014 года в отношении должника – правительства Забайкальского края судебным приставом-исполнителем МРО и ОВИП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № (л.д. 70-72, 74, 121-123, 129, 138, 145, 151-152, 153, 203-206).
Определением суда от 30 июня 2016 года отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о замене стороны в исполнительном производстве – должника администрации муниципального района «Могойтуйский район» на министерство труда и социальной защиты Забайкальского края (л.д. 164-165).
3 октября 2017 года ФИО1 обратилась в районный суд с заявлением о замене стороны, способа и порядка исполнения решения суда, в обоснование которого ссылалась на следующее. В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2013 года полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями перешли субъекту РФ и по этой причине исполнительный документ не исполнен. Предусмотренные Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения распространяются на правоотношения, возникшие до вступления Федерального закона в законную силу, в случае, если названные категории граждан до этого момента не реализовали право на предоставление жилого помещения. Ссылаясь на статью 44 ГПК РФ, пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», правовую позицию ВАС РФ, указала, что в данном случае необходимо одновременное рассмотрение вопросов о замене порядка и способа исполнения решения суда и о замене стороны исполнительного производства, поскольку жилые помещения предоставляются по договору специализированного найма и обязанность по обеспечению названных категорий жильем возложена на министерство социальной защиты Забайкальского края. Просила произвести замену должника в исполнительном производстве, возбужденном в пользу взыскателя ФИО1, с администрации муниципального района «Могойтуйский район» на министерство социальной защиты Забайкальского края; изменить порядок и способ исполнения решения суда с предоставления жилого помещения по договору социального найма на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма (л.д. 187-188).
Судом постановлено указанное выше определение (л.д. 220-221).
В частной жалобе истец ФИО1 выражает несогласие с определением суда и считает его принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Называет аргументы, приводившиеся ею в обоснование заявления о замене стороны, способа и порядка исполнения решения суда. Также указывает на то, что представлен достаточный объем доказательств, свидетельствующих о необходимости изменения способа исполнения решения суда. Заинтересованные лица выразили согласие на изменение такого порядка. Также со ссылкой на пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» не согласна с прекращением судом производства по делу в части замены стороны ответчика. Суд не учел обстоятельства дела, не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, неправильно применил нормы права, что привело к принятию необоснованного определения и нарушению прав заявителя. Просит определение районного суда отменить (л.д. 229-231).
В соответствии с частью 3 статьи 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав ФИО1, прокурора Вецину Т.А., обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения районного суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 44 ГПК РФ в случаях выбытия из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Аналогичная норма содержится в ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исходя из смысла названных норм, процессуальное правопреемство происходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Согласно статье 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу статьи 203 ГПК РФ, изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
Решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 12 мая 2012 года о предоставлении ФИО1 администрацией муниципального района «Могойтуйский район» жилого помещения по договору социального найма в черте <адрес>, отвечающего установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям, до настоящего времени не исполнено.
При вынесении решения в 2012 году суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в названую статью 8 Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 4 Федерального закона №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 6).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Статьей 7 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года №315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 26 декабря 2012 года) благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2012 года №22 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названный Порядок определяет взаимодействие исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при решении отдельных вопросов формирования специализированного жилищного фонда Забайкальского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд).
Согласно пункту 4 Порядка в редакции, действующей на день рассмотрения заявления судом, мероприятия по формированию специализированного жилищного фонда осуществляются следующими исполнительными органами государственной власти Забайкальского края:
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края;
Министерством территориального развития Забайкальского края;
Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Государственной инспекцией Забайкальского края.
В ранее действовавшей редакции одним из исполнительных органов являлось министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Распоряжением министерства науки и молодежной политики Забайкальского края от 14 июня 2013 года № в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Забайкальского края «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края (л.д. 244).
Согласно ответу министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 11 декабря 2017 года № на запрос прокурора в соответствии с Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года №777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» был сформирован единый краевой список. Дети-сироты, которые до 1 января 2013 года были приняты на учет в органах местного самоуправления, включены в данный список на основании сведений, представленных органами опеки и попечительства. ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением администрации муниципального района «Могойтуйский район» от 28 февраля 2012 года №. Распоряжением министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № ФИО1 включена в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, при этом учтена дата постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – 2012 год (л.д. 245).
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края относительно замены стороны, изменении порядка и способа исполнения решения в суде первой инстанции не возражало (л.д. 208).
В данном случае в связи с изменением материального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, права и обязанности по предоставлению истцу жилого помещения перешли к иным лицам, министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с учетом изложенных обстоятельств однозначно выразило согласие на замену стороны в исполнительном производстве.
Поскольку ФИО1 как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена органом исполнительной власти субъекта на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, при этом учтена дата постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – 2012 год, истец выразила волеизъявление на замену стороны в производстве в форме, позволяющей сделать однозначный вывод о ее согласии на это процессуальное действие, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для замены стороны, изменении порядка и способа исполнения решения суда.
При таких условиях обжалуемое определение полежит отмене. Надлежит удовлетворить заявление ФИО1 о замене стороны в исполнительном производстве; произвести замену должника администрации муниципального района «Могойтуйский район» на министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края; изменить порядок и способ исполнения решения суда путем предоставления ФИО1 жилого помещения по договору специализированного найма.
То обстоятельство, что ранее ФИО1 отказано в замене стороны исполнительного производства, не может повлечь отказ в удовлетворении настоящего заявления в части замены стороны в исполнительном производстве или прекращение производства по заявлению в данной части.
Предметом настоящего заявления является замена стороны в исполнительном производстве, изменении порядка и способа исполнения решения суда, и данные требования с учетом изложенного правового регулирования являются взаимосвязанными, тогда как предыдущее заявление ФИО1 касалось лишь замены стороны в исполнительном производстве.
Вместе с тем дополнение к заявлению ФИО1 о предоставлении жилого помещения в 2018 году не может быть принято судом апелляционной инстанции в силу части 6 статьи 327 ГПК РФ, согласно которой в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 25 октября 2017 года отменить.
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Произвести замену должника – администрацию муниципального района «Могойтуйский район» на министерство труда и социальной защиты Забайкальского края в исполнительном производстве, возбужденном в пользу взыскателя ФИО1, на основании решения Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 12.05.2012 по гражданскому делу № по иску прокурора Могойтуйского района в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Могойтуйский район», правительству Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Изменить порядок и способ исполнения решения Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 12.05.2012 по гражданскому делу № с предоставления жилого помещения по договору социального найма на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
Председательствующий Ревенко Т.М.
Судьи Михеев С.Н.
Процкая Т.В.