Дело №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Троценко Ю.Ю.
ФИО1
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3, ФИО4 по апелляционной жалобе представителя МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ – ФИО6 на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года, которым постановлено:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Управление
электротранспорта городского округа адрес РБ производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки: ФИО2 - с дата, ФИО3 с дата
И обязать произвести соответствующий перерасчет заработной платы за указанный период.
Взыскать с МУП УЭТ в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере ... рублей расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Взыскать с МУП УЭТ в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере ... рублей расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей
В остальной части исковых требований - ФИО2, ФИО3 -отказать.
Исковые требования ФИО2, ФИО3- в части установлении доплаты за вредные условия труда в размере 4% - оставить без рассмотрения.
Исковые требования ФИО4, ФИО8 к МУП Управлению электротранспорта о восстановлении нарушенных трудовых прав - оставить без рассмотрения.
Взыскать с МУП УЭТ государственную пошлину в доход городского округа г.Уфа РБ в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8 обратились в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Управление электротранспорта городского округа г.Уфа РБ о восстановлении нарушенных трудовых прав.
Истец ФИО4 мотивирует иск тем, что работает у ответчика водителем трамвая по трудовому договору от дата, согласно ... дополнительного соглашения №... от дата к трудовому договору установлена квалификация ... разряда, по п.... доп. Соглашения -часовая тарифная ставка за ... час работы - ...., доплата за интенсивность -..., доплата за вредные условия труда не установлена, указанные пункты трудового договора не соответствуют ТК РФ, положениям «Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому автотранспорту на 2014-2016 г.г.» (далее Федеральное отраслевое соглашение) в частности, приложению №..., п..., согласно которым исходя из численности населения в г.Уфа РБ более ...человек, водителю трамвая при длине до ... метров должен быть установлен ... разряд (6 разряд + 2 разряда). П... соглашения могут устанавливаться надбавки за особые условия труда и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава в размере ... тарифной ставки, МУЭТ г.Уфы в нарушение ч.5 ст. 135 ТК РФ установил надбавку в размере ... - ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением. Согласно п.3.1 базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с дата в размере ... руб. согласно письма от дата Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства тарифная ставка с дата устанавливается в размере ... руб. (с учетом тарифного коэффициента 3.1 и часовой тарифной ставки в размере ... соответствующего 8 разряду).Согласно п.3.7 Федерального отраслевого соглашения учитывая, что ответчиком истцу присвоен класс опасности 3,2 за тяжелые работы, с вредными, особо вредными или опасными условиями труда, определена доплата за вредные условия труда в размере ... тарифной ставки, однако истцу данная доплата не начисляется и не выплачивается, что подтверждает расшифровкой начислений заработной платы за дата
ФИО4 просил обязать МУП Управление электротранспорта ГО г.Уфа РБ с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3.1; с дата. производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ....; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере ... тарифной ставки. Произвести соответствующий перерасчет заработной платы; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей; расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Истец ФИО8 мотивирует иск тем, что работает на предприятии ответчика по трудовому договору с дата, согласно ... дополнительного соглашения №... от дата к трудовому договору, она переведена водителем троллейбуса 8 разряда, установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы в размере ...., доплата за интенсивность составляет 15%, доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение №... к Федеральному отраслевому соглашению, п. п. 3.7,3.8. 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст. 135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, п.3.7, ст.237 ТК РФ, просит суд обязать ответчика с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ....; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы с последующей выплатой; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... руб.; расходы по составлению искового заявления в размере ... рублей.
Истец ФИО2 мотивирует иск тем, что работает на предприятии ответчика водителем трамвая по трудовому договору №... от дата Согласно п.2 дополнительного соглашения №... от дата к трудовому договору ей установлена квалификация 7 разряда, согласно п.7 доп.соглашения установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы в размере ....-, доплата за интенсивность составляет 15%, доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение №..., п. п. 3.1,3.7 3.8, 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст.135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, ст.237 ТК РФ, просит суд обязать с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1;с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с о дата установить часовую тарифную ставку в размере ....; с дата установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы с последующей выплатой; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей и расходы за составление искового заявления в размере ... рублей.
Истец ФИО3 мотивирует иск тем, что работает у ответчика водителем трамвая по трудовому договору от дата, согласно п.2 дополнительного соглашения к трудовому договору №... от дата ей установлена квалификация 7 разряда, согласно п.7 доп.соглашения установлена часовая тарифная ставка за 1 час работы ...., доплата за интенсивность составляет 15%,доплата за вредные условия труда не установлена. Ссылаясь на Приложение №...,п. п. 3.1,3.7 3.8, 3.10 Федерального отраслевого соглашения, ч.5 ст. 135 ТК РФ, письмо Российского автотранспортного союза и Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от дата, ст.237 ТК РФ, просит суд с дата установить 8 разряд оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1; с дата произвести доплату за интенсивность труда в размере 24% тарифной ставки; с дата установить часовую тарифную ставку в размере ....; с 11.11.2011г. установить доплату за вредные условия труда в размере 6% тарифной ставки; произвести соответствующий перерасчет заработной платы; взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей и расходы за составление искового заявлении в размере ... рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя МУЭТ г.Уфы – ФИО6 ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью, необоснованностью. Указывает, что доплата за интенсивность труда в размере 24 % не имеет предписывающий характер, а установленный ответчиком размер 15 % превышает минимальный размер, предусмотренный ст.ст. 147, 372 ТК РФ.
В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3, ФИО4 ставится вопрос об отмене решения суда в части неудовлетворенных требований и в части оставления исковых требований ФИО4 без рассмотрения. Указывается, что согласно Приложению №2 к Федеральному отраслевому соглашению размер оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов зависит от габаритной длины подвижного состава и при длине трамвая до ... метров составляет ... разряд. Учитывая, что в городе Уфа численность населения превышает 1 млн. чел., то водителю трамвая при длине до ... метров должен быть установлен 8 разряд (6 разряд +2 разряда). Ранее ФИО4 исковые требования по установлению 8 разряда не заявлял.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях созданий условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции Российской Федерации).
Статьями 129 и 135 ТК Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу абзаца 2 статьи 144 ТК Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом дата утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы.
Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, об установлении 8 разряда с применением тарифного коэффициента 3,1, а также требований указанных истцов и ФИО8 об установлении тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия труда, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Дополнительного соглашения о внесении изменении (дополнений) в Коллективный договор, утвержденного на конференции трудового коллектива работников МУЭТ адресдата -по п.3.3.3. установлен размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на дату подписания изменений(дополнений) к Коллективному договору в размере ... рублей в месяц согласно приказу работодателя №... от дата.Тарифные ставки и оклады работников других категорий устанавливаются на основе соответствующих тарифных коэффициентов тарифной сетки оплаты труда работников.
Приказом МУЭТ адрес№... от дата с дата изменена тарифная сетка 1 разряда по оплате труда работников МУЭТ адрес, в обоснование указано, что согласно Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от дата по делу №..., по МУЭТ адрес применена к установлению тарифная ставка(оклад) первого разряда основных производств и профессий для оплаты труда согласно «Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 года»
Пунктом 3.5 Федерального отраслевого соглашения определено, что размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников и тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. При этом, конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем это предусмотрено в п.3.1 Федерального соглашения.
Действующим на предприятии Приказом №... от дата согласованного с первичной профсоюзной организацией, с дата. утверждены часовые тарифные ставки.
Данным приказом с дата установлена 18-разрядная тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес согласно приложению №... к приказу.
Как следует из упомянутой тарифной сетки, для 7 разряда соответствует тарифный коэффициент 1,67, для 8 разряда - 1,88.
Тарифный коэффициент 3.1, на установлении и применение которого настаивают истцы, не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от дата N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" для водителей трамвая предусмотрено 3 разряда: третий, четвертый и пятый.
Как следует из штатного расписания, разработанного на предприятии и утвержденного первым заместителем главы Администрации ГО адрес от 30.12.2014г., а также Положения об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ адрес, в них предусмотрены более выгодные условия для работников по оплате труда по единой 18-разрядной сетке, согласно которой водителям производится оплата в зависимости от типа подвижного состава: водителям трамвая, работающим на одиночном вагоне установлен 7 разряд, водителям одиночного троллейбуса - 8 разряд.
Из п.3.3 Федерального отраслевого соглашения следует, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда, указанного в пункте 3.1, размера минимальной гарантированной заработной платы, указанного в пункте 3.2. осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Соглашения....
Тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от дата N 37 с последующими дополнениями, а также в соответствии с квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными Постановлением Минтруда России от дата N 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Постановлением Минтруда России от дата N 9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (с изменениями и дополнениями).
Указанный порядок может быть изменен с введением профессиональных стандартов по соответствующим профессиям, должностям и специальностям, применяемым в организациях, а также в связи с установлением тождественности их наименований должностям, профессиям и специальностям, содержащимся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
В состав создаваемых аттестационных (квалификационных) комиссий включаются представители Профсоюза.
Разрешая спор в указанной части требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что не имеется оснований полагать, что тарифная ставка истцов ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городского наземному транспорту на 2014-2016 годы, установление тарифной сетки является прерогативой предприятия. Доказательств уменьшения заработной платы в связи с применением установленных тарифных ставок - истцы суду не представили. Каких-либо возражений работодателю ни письменно, ни в устной форме истцы в связи с введением новых условий оплаты труда при заключении дополнительных соглашений к трудовому договору не высказывали, с заявлением о расторжении трудового договора в связи с несогласием работать в новых условиях оплаты труда - к ответчику не обращались.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда. При установлении тарифных разрядов ответчик руководствовался «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94№, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от дата№...,, согласно которому водителям трамваев установлен диапазон рабочих разрядов с 3 по 5. Для повышения оплаты труда водителей трамвая за основу как базовый рабочий разряд работодателем взят разряд 5, и учитывая, что в адрес проживает более 1 миллиона жителей, водителям трамвая установлен 7 рабочий разряд (5 разряд + 2 разряда).
Удовлетворяя исковые требования ФИО2 и ФИО3 об установлении доплаты за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки, суд первой инстанции исходил из того, что установленный ответчиком размер доплаты ... ниже размера, установленного Федеральным отраслевым соглашением.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Требования истцов ФИО2 и ФИО3 об установлении надбавки за интенсивность в размере ... тарифной ставки основаны на положениях "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы".
Пунктом 3.10 указанного соглашения предусмотрено, что в организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учётом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки:
- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере ... тарифной ставки.
В соответствии с пунктом ... данного соглашения тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре.
В соответствии со ст. ст. 146, 147 Трудового Кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового Кодекса РФ.
Положением об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ
адрес от дата, согласованным с профсоюзным комитетом МУЭТ адрес и являющимся приложением к коллективному договору, предусмотрена доплата за особые условия и интенсивность труда в размере не менее ... от часовой тарифной ставки, установлена тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес, в соответствии с которой тарифный коэффициент для ... разряда составляет ...
Вместе с тем, на предприятии продолжает действовать приказ №... от
дата МУЭТ адрес об установлении доплаты водителям трамвая, троллейбуса за особые (вредные) условия труда и интенсивность труда с дата в размере ... от часовой тарифной ставки.
Из буквального толкования положений п.3.10, 3.11 "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы" следует, что указанные положения носят рекомендательный характер, то есть доплата за интенсивность труда в размере 24% не имеет обязательный характер. Установленный ответчиком размер доплаты 15% превышает минимальный размер, предусмотренный ст.147 ТК РФ.
В связи с изложенным, с учётом статей 134, 135, 147, 237 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия исходит из того, что положения "Федерального отраслевого соглашения по автомобильному городскому и наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы" в указанной части носят рекомендательный характер, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания ответчика произвести доплату за интенсивность труда в размере 24 % тарифной ставки.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, то производные исковые требования о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов также подлежат оставлению без удовлетворения.
Таким образом, решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в части обязания МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ произвести доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки ФИО2 с дата ФИО3 с дата, обязания МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ произвести перерасчет заработной платы, взыскания с МУП Управления электротранспорта ГО адрес РБ в пользу ФИО2, ФИО3 морального вреда, судебных расходов подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Указанные истцами обстоятельства, в том числе о размере доплаты за особые условия и интенсивность труда, тарифного коэффициента, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судебной коллегией в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены в остальной части.
Утверждение истцов о нарушении прав, выразившихся в не ознакомлении с положением об оплате труда, приказом об установлении спорных выплат, не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Данное обстоятельство в силу статьи 22 Трудового кодекса РФ не влечёт признание локального нормативного акта недействующим или не подлежащим применению в случае возникновения спора. Трудовое законодательство не предусматривает в качестве возможного правового последствия по отношению к работнику, не ознакомление с каким-либо локальным нормативным актом, невозможность применения положений этого локального нормативного акта в отношении данного работника.
Разрешая спор в части требований ФИО4 суд установил, что в производстве суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для оставления исковых требований ФИО4 без рассмотрения.
Данный вывод суда является ошибочным, за исключением оставления без рассмотрения требования об установлении доплаты за интенсивность в размере ... Суд не учел, что в ранее рассмотренном иске требования истца были основаны на установлении ему тарифной ставки исходя из первого разряда с дата в размере ... рублей, установлении 7 разряда оплаты труда с тарифным коэффициентом 2,8, об отмене приказа №..., установлении доплаты ... за вредные условия труда, ... за интенсивность труда. При подаче рассматриваемого же иска, из доводов истца и обстоятельств, изложенных в обоснование требований, следует, что основанием заявленных требований было требование об установлении ему 8 разряда оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1, тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия 6%, за интенсивность 24 %, перерасчета заработной платы.
Таким образом, вывод суда о тождественности заявленных истцом требований, за исключением требования об установлении доплаты за интенсивность в размере 24%, не соответствует действительности, в связи с чем, оснований для применения абз. 5 статьи 222 ГПК РФ по требованиям об установлении ему 8 разряда оплаты труда с применением тарифного коэффициента 3,1, тарифной ставки ... руб, доплаты за вредные условия 6%, перерасчета заработной платы у суда первой инстанции не имелось.
Как усматривается из материалов дела, что ФИО4 работает водителем трамвая по трудовому договору от дата
В связи с изменением организационных условий труда с дата, на основании приказа МУЭТ №... от дата, истцу были разъяснены последствия отказа от продолжения работы в новых условиях.
ФИО4 выразил согласие на продолжение работы в новых условиях оплаты труда, в связи с чем ему дополнительным соглашением №... от дата к трудовому договору установлена квалификация 7 разряда, часовая тарифная ставка за 1 час работы – ...., доплата за интенсивность – 15 %.
Согласно Дополнительного соглашения о внесении изменений (дополнений) в Коллективный договор, утвержденного на конференции трудового коллектива работников МУЭТ адресдата - по п.3.3.3. установлен размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда на дату подписания изменений (дополнений) к Коллективному договору в размере ... рублей в месяц согласно приказу работодателя №... от датаТарифные ставки и оклады работников других категорий устанавливаются на основе соответствующих тарифных коэффициентов тарифной сетки оплаты труда работников.
Приказом МУЭТ адрес№... от дата с дата изменена тарифная сетка 1 разряда по оплате труда работников МУЭТ адрес, в обоснование указано, что согласно Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от дата по делу №..., по МУЭТ адрес применена к установлению тарифная ставка(оклад) первого разряда основных производств и профессий для оплаты труда согласно «Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 года»
Пунктом 3.5 Федерального отраслевого соглашения определено, что размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников и тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно. При этом, конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем это предусмотрено в п.3.1 Федерального соглашения.
Действующим на предприятии Приказом №... от дата согласованным с первичной профсоюзной организацией, с дата утверждены часовые тарифные ставки.
Данным приказом с дата установлена 18-разрядкная тарифная сетка по оплате труда работников МУЭТ адрес согласно приложению №... к приказу.
Как следует из упомянутой тарифной сетки для ... разряда -соответствует тарифный коэффициент ..., для ... разряда - ....
Тарифный коэффициент ... на установлении и применение которого настаивает ФИО5 А.А., не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от дата N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" для водителей трамвая предусмотрено 3 разряда: третий, четвертый и пятый
Как следует из штатного расписания, разработанного на предприятии и утвержденного первым заместителем главы Администрации ГО адрес от 30.12.2014г., а также Положения об оплате труда водителей трамвая, троллейбуса МУЭТ адрес, в них предусмотрены более выгодные условия для работников по оплате труда по единой 18-разрядной сетке, согласно которой водителям производится оплата в зависимости от типа подвижного состава: водителям трамвая, работающим на одиночном вагоне установлен 7 разряд, водителям одиночного троллейбуса - 8 разряд.
Установленный ФИО4 7 разряд соответствует вышеуказанному «Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94№, согласно которому водителям трамваев установлен диапазон рабочих разрядов с 3 по 5. Для повышения оплаты труда водителей трамвая за основу как базовый рабочий разряд работодателем взят разряд 5, и учитывая, что в адрес проживает более 1 миллиона жителей, водителям трамвая установлен 7 рабочий разряд (5 разряд + 2 разряда).
По итогам аттестации водителям трамваев установлен класс опасности 3.2.
Приказом №... от дата МУЭТ адрес установлена доплата водителям трамвая, троллейбуса за особые (вредные) условия труда и интенсивность труда с дата в размере 15 % от часовой тарифной ставки, что соответствует положениям ст. 147 ТК РФ.
При изложенных обстоятельствах, у судебной коллегии не имеется оснований полагать, что тарифная ставка и тарифный разряд истца ФИО4 ниже установленной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городского наземному транспорту на 2014-2016 годы, установление тарифной сетки является прерогативой предприятия. Доказательств уменьшения заработной платы в связи с применением установленных тарифных ставок истец суду не представили. Каких-либо возражений работодателю ни письменно, ни в устной форме истец в связи с введением новых условий оплаты труда при заключении дополнительных соглашений к трудовому договору не высказывал, с заявлением о расторжении трудового договора в связи с несогласием работать в новых условиях оплаты труда к ответчику не обращался.
Поскольку, в соответствии с пунктом 3.5 данного соглашения тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 об установлении 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки ... рублей, доплаты за вредные условия труда 6 % не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года отменить в части обязания МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ производить доплату за интенсивность труда в размере ... тарифной ставки ФИО2 с дата ФИО3 с дата, обязания МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ произвести перерасчет заработной платы, взыскания с МУП Управления электротранспорта ГО г.Уфа РБ в пользу ФИО2, ФИО3 морального вреда, судебных расходов и в части оставления без рассмотрения исковых требований ФИО4 об установления 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки и доплаты за вредные условия.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, об обязании производить доплату за интенсивность в размере 24 % тарифной ставки, взыскании морального вреда, судебных расходов отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 об установлении 8 разряда оплаты труда, часовой тарифной ставки ... рублей, доплаты за вредные условия труда 6 % отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО3, ФИО4– без удовлетворения.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Троценко Ю.Ю.
ФИО1
Справка: судья ФИО10