ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6423/18 от 14.09.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

г.Хабаровск

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 сентября 2018 г. по делу № 33-6423/2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Е.С.Жельнио,

судей И.Н.Овсянниковой, К.В.Аноприенко,

при секретаре С.А.Никитченко,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 19 июня 2018 года, принятое по гражданскому делу по искам военного прокурора Бикинского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для ввода их в эксплуатацию.

Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ – ФИО1, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Бикинского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к МО РФ, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для воды их в эксплуатацию в котельных военного городска в г. Бикине Хабаровского края. В обоснование требований указано, что военной прокуратурой Бикинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при оборудовании котельных инв. расположенной по <адрес> приборами учета тепловой энергии. Проверкой установлено, что собственником здания котельных является МО РФ. В настоящее время в указанной котельных приборы учета тепловой энергии установлены, но не пригодны для эксплуатации и коммерческого учета, поскольку отсутствует техническая документация и произведен неквалифицированный монтаж. До настоящего времени надлежащий ввод установленных приборов учета в эксплуатацию не произведен. Бездействие ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Граждане, проживающие в специализированном жилищном фонде и учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Хабаровского края, ежемесячно осуществляют уплату коммунальных услуг, в связи с чем, являются потребителями. Размер платы за коммунальные услуги напрямую зависит от наличия в котельных, предоставляющих тепловую энергию, приборов учета потребляемого ими тепла.

Прокурор просил суд признать бездействие МО РФ, связанное с неустранением недостатков установленных приборов учета тепловой энергии, необходимых для коммерческого учета, в котельных расположенной по <адрес>, обязать МО РФ произвести в соответствии с законодательством РФ монтаж приборов учета тепловой энергии и принять меры для ввода их в эксплуатацию.

Определением Бикинского городского суда Хабаровского края от 14 мая 2018 года по данному делу в качестве соответчика привлечено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ).

Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 19.06.2018 г. исковые требования военного прокурора Бикинского гарнизона удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, связанное с неустранением недостатков установленных приборов учета тепловой энергии, необходимых для коммерческого учета в котельных инв. , расположенных по , в котельной инв. , расположенной по <адрес>. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать монтаж приборов учета тепловой энергии в котельных инв. , расположенных по <адрес>, в котельной инв. , расположенной по <адрес>, а так же организовать ввод указанных приборов в эксплуатацию. В удовлетворении исковых требований военного прокурора Бикинского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации отказано.

В апелляционной жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и вынести по делу новое решение об отказе военному прокурору Бикинского гарнизона в удовлетворении иска. Указывает, что согласно Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 г. № 279 ремонтные работы в производственных зданиях делятся на два вида: текущий и капитальный ремонт. Монтаж приборов учета, согласно указанного Постановления, относится к капитальному ремонту. Однако между ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и МО РФ отсутствуют какие-либо соглашения (договоры), возлагающие на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанность по проведению в котельных военных городов №1,4 в г.Бикин работ по капитальному ремонту. В силу положений ГК РФ и Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» приборы учета устанавливаются собственниками имущества, в связи с чем, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Бикинского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Принимая во внимание, что Военный прокурор Бикинского гарнизона, МО РФ были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом первой инстанции установлено, что согласно материалам проверки военной прокуратуры Бикинского гарнизона, приборы учета тепловой энергии установленные в котельных <адрес>, не пригодны для эксплуатации и коммерческого учета, поскольку отсутствует техническая документация и произведен их неквалифицированный монтаж. До настоящего времени надлежащий ввод установленных приборов учета в эксплуатацию не произведен, что подтверждается актами проверки технического состояния узла учета принятого в эксплуатацию от 01.04.2016 г., информацией начальника ЖКС № 5/6 от 22.03.2018 г.

Как следует из акта приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) № 2, здания котельных №№ 624, 682, 683, 695, 149 переданы ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на праве оперативного управления, в целях обеспечения содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах ВС РФ (Приказ Министра обороны РФ от 02.03.2017 г. № 155).Установив указанные нарушения в сфере передачи, учета и потребления энергетических услуг, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 157 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу о возложении на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ как на учреждение, которому на праве оперативного управления переданы здания спорных котельных, обязанности по установке приборов учета теплой энергии и вводу их в эксплуатацию. Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, признает их верными, основанными на правильном толковании и применении указанных положений действующего законодательства. Возражения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ относительно того, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, а также о том, что монтаж приборов учета относится к капитальному виду ремонтных работ, судебной коллегией не принимаются в виду следующего. В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. В силу подпункта "ж" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что здания котельных №№ 624, 682, 683, 695, 149 переданы ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления, в целях обеспечения содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг в интересах ВС РФ (Приказ Министра обороны РФ от 02.03.2017 г. № 155). Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (филиал по Восточному военному округу) выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Согласно п.п. 13, 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Для достижения указанной цели Учреждение в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в МО РФ, осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды); производство горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.Положениями ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества. Учитывая, что котельные №№ 624, 682, 683, 695, 149 переданы в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, Учреждение, согласно целям его создания и выполнения им возложенных на него обязанностей и в силу ст. ст. 210 и 296 ГК РФ в их взаимосвязи, несет ответственность за содержание вышеуказанных котельных, в том числе, за надлежащую организацию исполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту котельных. При изложенных выше обстоятельствах ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является надлежащим ответчиком по исковым требования военного прокурора Бикинского гарнизона, которое должно предпринять необходимее меры по монтажу приборов учета тепловой энергии и вводу их в эксплуатацию, во избежание нарушения прав и интересов жителей военных городов №1,4 в г. Бикин. Иные доводы апелляционной жалобы также признаются судебной коллегией не состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства и не содержат обстоятельств, которые имели бы существенное значение для рассмотрения настоящего дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда судебной коллегией не усматривается. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 19 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий: Е.С.Жельнио

Судьи: К.В.Аноприенко

И.Н.Овсянникова