ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6428/2021 от 01.03.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кретова Е.А. Дело № 33-6428/2021

50RS0003-01-2019-003843-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область 01 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Ершова В.В.,

судей Савиловой О.И., Терещенко А.А.,

при секретаре Мамедове В.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское по делу по иску ФИО1 к Садоводческому некоммерческому товариществу "Весна" о признании решения собрания о принятии приходно-расходной сметы недействительным, признать незаконным сбор членских взносов на основании данной сметы,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Воскресенского городского суда Московской области от 04 февраля 2020 года,

Заслушав доклад судьи Терещенко А.А.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу "Весна" о признании решения собрания о принятии приходно-расходной сметы недействительным, признать незаконным сбор членских взносов на основании данной сметы.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что 15.06.2019 на общем собрании СНТ "Весна", в котором находится принадлежащий истцу участок №219, была принята приходно-расходная смета на 2019-2020г.г. В дальнейшем истцом приводятся ссылки на приходно-расходную смету 2019-2020г.г. и приходно-расходную смету 2018- 2019г.г.). Данное решение нарушает законные интересы истца в следующих пунктах:

В разделе "1. Содержание имущества общего пользования" предусмотрены расходы п. "1.5 Уборка прилегающей территории" (чистка канав, вырубка мелколесья, уборка мусора). Данный пункт не может быть включен в содержание имущества CНТ, поскольку данная территория не принадлежит СНТ. Данный взнос может быть только целевым, тем более, что данные работы не обязательно проводить ежегодно.

В разделе "1. Содержание имущества общего пользования" Предусмотрены расходы п. "1.5 Уборка прилегающей территории" (чистка канав, вырубка мелколесья, уборка мусора). Размер суммы ни чем не подтверждён. В нормативных документах вообще "не предусмотрена вырубка мелколесья". Предписана только уборка мусора. Таким образом, сумма взносов значительно завышена и не обоснована. Более того в соответствии со ст. 14 п.8 Федеральный закон №217-ФЗ от 29 июля 2017г. "Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества". Финансово-экономическое обоснование отсутствует.

В разделе "2. Расчеты за электроэнергию" предусмотрен целевой сбор "Резерв за недобор по улицам" - 75000 рублей. Данный пункт предусматривает возможность оплатить поставку электроэнергии вместо должников. В Смете 2018-2019г.г. была предусмотрена сумма 73050 рублей. То есть ежегодно собрание обязывает истца оплачивать чужие расходы и не обеспечивает возмещения этих расходов через взыскание с должников. Кроме того, неоплаченная электроэнергия, в большинстве случаев - это электроэнергия, потребленная неплательщиками на своих участках и для своих личных целей, что никак не относится к содержанию имущества общего пользования, на которое предназначены членские взносы, предусмотренные – ст.14 п.8 Федеральный закон №217-ФЗ от 29 июля 2017т.

В разделе "7. Вознаграждение работникам СНТ предусмотрена сумма 114950 рублей на "Поощрение работников СНТ". Это помимо вознаграждений, являющихся аналогом заработной платы. Исходя из предыдущих результатов работы Правления СНТ, истец сомневается, что у него возникнет желание их поощрять особенно, с учётом того, что ревизионная комиссия не предоставила отчета о сверке расходов за 2018-2019г.г. и, до настоящего времени неизвестно, куда потрачены собранные денежные средства. Кроме того в соответствии со ст. 17 п.3 Федерального закона №217-ФЗ от 29 июля 2017г. к компетенция общего собрания членов товарищества относится определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры" В данном случае, общим собранием не определено, кто именно и за что должен или может получить это "поощрение".

В разделе "8. Налоги и сборы" предусмотрено собрать 110474 рубля на "Удержания из фонда оплаты труда (НДФЛ)". Данная сумма абсолютна фальшива, поскольку "Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)" вычитается из заработной платы или других доходов, а не из фонда оплаты труда. Например, в данном случае, вычитается из заявленного в пункте "7. Вознаграждения работникам СНТ". Если Председатель или Кассир получают по 17250 рублей в месяц, с каждого удерживается 17250* 13%=2242,50 рубля, а в данной смете эта сумма "наложена сверх вознаграждения" и является дополнительным, необоснованным взносом, которым Правление сможет распоряжаться по своему рассмотрению и без какого-либо отчета. Общая сумма 110474 действительно является 13% от Всей суммы "7. Вознаграждений работникам СНТ - 849800*13% =110474 рубля. Истец достаточно разбирается в данном вопросе, поскольку целенаправленно заканчивал бухгалтерские курсы (копия диплома об окончании курсов и удостоверения о повышении квалификации прилагаются)

В разделе без номера "Непредвиденные расходы" в единственном пункте "аварийный ремонт, инфляция, собака предусмотрен целевой взнос на сумму 150000 рублей. Ранее в 2018-2019г.г. на эти цели было собрано 120000 рублей. Аварий и иных обоснованных для списания данных средств случаев истцу не известно. Что снова приводит к вопросу об отсутствии отчета ревизионной комиссии. Если эта сумма потрачена на иные нужды, для этого должно быть дополнительное решение собрания. Правление не уполномочено произвольно растрачивать собранные денежные средства.

Общая сумма вышеперечисленных взносов составляет: 75000+ 114950+110474+15000= 450424 рубля, что при разделение на 220 участков составляет 450424/220=2047,38 рублей не обоснованных взносов. Составление сметы производилось поверхностно, явно без намерения её выполнять. Это доказывается весьма просто: предусмотрено "Всего расходов" - 2731722 рубля, с учётом "переходящего остатка 2018г", необходимо собрать 2593028 рублей (сходится), что при делении на 220 участков даст сумму 11786.49 рублей с участка, вместо утверждённых 9300 рублей с участка.

Это доказывает, что ни кто не собирался выполнять данную смету. Цифры собраны исключительно для запутывания членов СНТ, участвовавших в собрании.

В смете 2018-2019 г.г. предусмотрена должность "Кассир" с заработной платой 17 250 руб. В соответствии с изменениями ст. 14 ФЗ 217-ФЗ все взносы поступают на расчетный счет СНТ. Поскольку платежей, предусматривающих наличный расчет в СНТ практически нет, необходимость содержания кассира отсутствует. При обсуждении 5-го вопроса повестки собрания, кассира постоянно называют "бухгалтером", хотя составление баланса отдано сторонней организации. оснований для содержания в штате СНТ "Весна" кассира нет.

В смете 2018-2019 г.г. предусмотрен п. 11.1 постановка на учет земель общего пользования - 110 000 руб. 00 коп. В смете 2019-2020г.г. предусмотрен аналогичный пункт 4.3 "Проведение кадастровых работ для внесения в ЕГРН по земле общего пользования". На сумму 150 000 руб. Поскольку кадастровые работы не выполнены, сумма в 110 000 руб. должна была перейти остатком на 2019-2020г.г. Планирование и исполнение сметы находится исключительно в компетенции общего собрания п.1 ст. 17 ФЗ 217-ФЗ, В тоже время, согласно поданным ответчиком возражений р.5 указано, из суммы "непредвиденные расходы 2018-2019 г.г. 120 000 руб. 00 коп. израсходовано 17 087+7000+36880+8391=69358 руб. 00 коп., а остаток (120 000-69358=77749 руб.) перешел на следующий год, что должно составить 77 749+110000=187749 руб., а не указанные в Возражениях и Смете 2019-2020г.г. 138694 руб.

Данный факт дает основания утверждать о преднамеренном непредставлении на общее собрание СНТ "Весна" финансово-экономических обоснований.

В протоколе собрания от 15.06.2019 г. "6. Шестой вопрос повестки дня. Слушали: Члена Правления ФИО2, который довел до сведения собрания информацию об определении размера и сроков внесения взносов, порядка расходования целевых взносов", что напрямую противоречит ФЗ 217-ФЗ. Данный вопрос находится в компетенции общего собрания, а не Правления.

Там же указано: "7. Седьмой вопрос повестки дня: Слушали: Финансово-экономическое обоснование размера взносов, докладывал член Правления ФИО3 Решение: Финансово-экономическое обоснование приняли к сведению".

Прямое нарушение упомянутого ранее п.22 ч.1 ст. 17 ФЗ 217-ФЗ, и превышение должностных полномочий (предусмотренных ч.3 ст. 16 ФЗ -217 ФЗ) председателем и членами правления: 3. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества)". Имея право составлять проекты смет и финансово-экономических обоснований, они не имеют право на их принятие.

Истец просил суд с учетом уточнения признать решение собрания СНТ "Весна" от 17.06.2019г. о принятии приходно-расходной сметы недействительным. Признать незаконным сбор членских взносов на основании данной сметы. Обязать правление СНТ «Весна» опубликовать вступившее в силу решение суда на сайте СНТ (https://vesna-snt.ru/).

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, пояснил, что присутствовал на оспариваемом собрании, вопросы, которые оформлены в протоколе собрания - были решены. Процедуру проведения собрания истец не оспаривает, только оспаривает пункт 8 этого решения. Истец не проверял регистрационные листы. На голосование ставился вопрос о принятии приходно-расходной сметы, но не ставился вопрос финансово экономического обоснования по каждому вопросу. Согласно Федеральному закону № 217, это тоже утверждается собранием. По исходным расчетам планировалось на участок 6 соток членский взнос 10 500р., его снизили до 9 300р., но представитель ответчика начинает "прыгать" между той сметой и финансово экономическим обоснованием. По информации истца в СНТ проживает только 2-3 человека, максимум 23 человека. Многие уже заключили прямые договора с Мосэнергосбытом, если отключат все СНТ, то они отключат и людей, которые заключили частные договора. Частные лица подадут в суд. На уточняющие вопросы истец пояснил, что пока СНТ не предъявляли к нему никаких требований. Обязать истца платить по чужим долгам может только суд и только если эти долги связаны с коммерческой деятельностью истца или долгами его близких родственников. В 2017 году взыскали средства на кадастровые работы и заплатили авансом 90 000р., в 2018г. собрали 110 000р. и договор закрыли, вопрос: на какой договор собрали в этом году. Права истца нарушаются тем, что истца обязывают содержать чужое имущество, закон не обязывает истца платить чужие долги. Расходная смета не обоснована, поскольку финансово экономические основания, положенные в ее основу, не рассматривались в полной мере на общем собрании СНТ как это предусмотрено законом № 217. Подтверждение обоих документов - прерогатива только собрания, эти документы правление, безусловно, принимало, но на собрании они должны быть утверждены. В протоколе общего собрания, в пункте 7, обоснования были зачитаны и приняты к сведению, никто за них не голосовал, голосования не проводилось, не утверждены. Суммы расходов завышены и не обоснованы. Договор, представленный ответчиком, полностью закрыт за два года. Финансовые расходы по уборке прилегающих территорий вообще не входят в обязанности, двумя годами ранее на уборку канавы потребовалось всего 28 000р., из трех сторон СНТ, две были убраны членами СНТ, вопрос, куда пойдут деньги.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что истцом не представлено доказательств того, что собрание было проведено с нарушением действующего законодательства. Решение принято большинством голосов, оформлено протоколом от 17.06.2019г., не нарушает права истца и его законные интересы, а так же доказательств факта причинения убытков истцу нет. В данном случае истец является членом СНТ и должен жить коллективом, решения принимаются собранием и члены СНТ и истец должны его исполнять. Если не истец не согласен, он может оспорить. Высшим органом товарищества все таки является общее собрание, на котором 17.06.2019г. был постановлен принятием большинства голосов более чем 2/3 голосов о принятии приходно-расходной сметы, в данном случае истцом не представлены доказательства, нарушающие его права, законные интересы и причинение каких -либо убытков. Отчета еще нет по данной смете, так как она принималась на 2019-2020г.

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 04 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 С. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что письменным возражениям СНТ "Весна", затраты, предусмотренные п. 1.5 Приходно-расходной сметы на 2019-2020 годы на проведение работ по благоустройству прилегающей территории являются обязательными для СНТ "Весна", не проведение которых, может вызвать предусмотренные санкции со стороны административных органов, со значительными материальными издержками штрафами. В подпункте 2.5. Приходно-расходной сметы "Резерв на недобор по улицам" на 2019 - 2020 годы предусмотрено покрытие расходов, связанных с добором оплаты электроэнергии, учтенной общим электросчетчиком СНТ "Весна" и суммарных показаний счетчиков членов товарищества. Указанная ситуация связана во-первых, с тем, что не окончена работа по выносу всех счетчиков на опоры линии электропередачи СНТ "Весна" и возможны, в связи с этим, кражи электроэнергии. Правление СНТ "Весна" продолжает работу по выносу индивидуальных счетчиков и уменьшению потерь электроэнергии. Кроме того, согласно п.8.5 Положения об электроснабжении СНТ "Весна" (утверждено общим собранием от 16.08.2014 года), оплата потребленной электроэнергии абонентами должна производиться ежемесячно, однако часть членов СНТ оплачивает за потребленную электроэнергию нерегулярно, 1-2 раза в год. СНТ "Весна" заключен договор энергоснабжения с ПАО "Мосэнергосбыт" от 05.05.2015 года № 90036007 на продажу Абоненту (СНТ "Весна”) электроэнергии. В случае ненадлежащего исполнения Абонентом СНТ "Весна" обязательств по оплате электроэнергии, если это привело к образованию задолженности Абонента, МЭС имеет право: согласно п. 5.6 указанного выше договора начислить Абоненту пени за каждый день просрочки; согласно п. 6.2 договора МЭС вправе ввести ограничения режима потребления электроэнергии.

Следовательно, невозможность своевременной оплаты МЭС по выставленным счетам и санкции за неплатежи, могут привести к нарушению интересов большинства членов товарищества.

Судом установлено, что ФИО1 несвоевременно и нерегулярно оплачивает электроэнергию. Таким образом, утверждение заявителя о том, что данный подраздел приходно-расходной сметы является расходами по оплате должников не соответствует действительности.

Усматривается, что расходы по статье сметы Раздела 7, п.7.4 Поощрения, предусмотрены Уставом СНТ "Весна" и должны быть направлены на поощрение членов Правления ревизионной комиссии и членов СНТ "Весна", внесших вклад в деятельность товарищества.

Из материалов дела, усматривается, что из пояснений на Общем собрании члена Правления ФИО4, которая довела до сведения собрания информацию по оплате труда по статье сметы за 2018-2019 год "Фонд оплаты с учетом НДФЛ и страховых взносов", и предложения по данной статье на очередной год.

СНТ "Весна" был заключен договор от 01.07.2018 года на бухгалтерское обслуживание с фирмой ООО "Налогконсалтинг", которая на основании первичных документов заказчика ведет бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с законодательством РФ. Поскольку ревизионной комиссией до начала собрания не было предоставлено отчета, собрание поручило вновь избираемой ревизионной комиссии осуществить проверку за период 2018-2019 год.

Утверждение ФИО1 о том, что на Общем собрании не были "определены условия, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии... а также иных лиц..." не соответствует действительности, поскольку такой вопрос был рассмотрен Общим собранием, что подтверждается материалами дела, п. 5 Повестки дня.

Приходно-расходная смета СНТ "Весна", её структура и укрупненные пункты, сформирована в соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ РФ № 217-ФЗ от 29.07.2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...", который предусматривает, на что могут быть направлены членские взносы товарищества.

В Разделе 8 Приходно-расходной сметы на 2019-2020 годы справочно указана сумма удержаний из выплачиваемой заработной платы работникам СНТ "Весна" (подраздел 8.1.).

Статья "Непредвиденные расходы" традиционно присутствует всегда и во всех приходно-расходных сметах за предыдущие периоды. При составлении сметы невозможно предусмотреть все затраты, которые могут возникнуть в последствии. Утверждение Заявителя о том, что расходование статьи "Непредвиденные расходы" должно производиться по решению Общего собрания нелогично, поскольку эта статья используется Правлением в непредвиденных ситуациях - это аварийные работы, устранение различных повреждений, затраты, связанные с изменением законодательства, решением властей различного уровня и другие незапланированные расходы, которые невозможно предвидеть.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона РФ № 217-ФЗ 29.07.2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд...", к полномочиям правления товарищества относится следующее: принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства и огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", а в соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ РФ № 217 от 29.07.2017 года председатель товарищества: заключает сделки, открывает и закрывает банковские счета, совершает иные операции по банковским счетам, в том числе на основании решений общего собрания членов товарищества и правления товарищества, в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества; принимает на работу в товарищество работников по трудовым договорам, осуществляет права и исполняет обязанности товарищества как работодателя по этим договорам".

Из материалов дела, усматривается, что представления ФИО1 о том, что все действия по расходованию средств, предусмотренных утвержденной приходно-расходнойсметой, осуществляются только на основании решения общего собрания глубоко ошибочны и не соответствуют положениям, установленным действующим законодательствам РФ.

Судом установлено, что в смете на 2019-2020 годы непредвиденные расходы составляют 5,5% от всех расходов по смете. В предыдущие периоды фактические непредвиденные расходы составляли: в 2014-2015 году- 243 067 рублей; в 2015-2016 году - 88 904 рубля; в 2016-2017 году - 112 618 рублей; в 2017- 2018 году - 275 188 рублей; в 2018-2019 году - 69 358 рублей. В среднем за 5 лет расходы составили 158 000 рублей в год, в смете на 2019- 2020 годы по статье "Непредвиденные расходы" заложена сумма 150 000 рублей.

В 2018-2019 году непредвиденные затраты по утвержденной Общим собранием смете планировались 120 000 рублей, фактически составили 69 693 рубля. По данной статье в 2018-2019 году были произведены следующие расходы; в сумме 17 087 рубля - маркирование цепей узла учета трехфазного включения в КТП, закупка электросчетчика для 2-ой улицы (сгорел), замена счетчика на опоре линии электропередач на уч. 52 в связи с воровством электроэнергии; 7 000 рублей- штраф в ФСС за не сдачу нулевых отчетов с 2015 по 2017 годы; 36 880 рублей - изготовление информационного щита со схемой товарищества, экстренными телефонами, мобильным телефоном Председателя и указателей улиц (требование МЧС и Госадмтехнадзора Московской области - стандарт содержания и благоустройства территории СНТ); 8 391 рубль - возврат ошибочно перечисленной суммы члену СНТ уч.84

Таким образом, неиспользованные денежные средства по данной и другим статьям вошли в переходящий остаток 2018 года, который составил 138 694 рубля, и учтены в смете на следующий период. Если необходимо принять решение о непредвиденных затратах по смете в период, когда невозможно собрать Общее собрание, ответственность за принятое решение берет на себя Правление с последующим утверждением на Общем собрании.

Усматривается, что Общее собрание СНТ "Весна" от 17.06.2019 года приняло подробный Отчет Председателя Правления ФИО5 по исполнению приходно-расходной сметы за истекший период 2018 -2019 год и единогласно признало работу Правления удовлетворительной.

ФИО1 неправильно рассчитывал размер членских взносов, подлежащих оплате каждым членом СНТ "Весна", поскольку в соответствии с Уставом СНТ "Весна" размер членских взносов устанавливается Общим собранием товарищества на основании принятой им приходно-расходной сметы.

Размер взноса пропорционален площади участка, принадлежащего члену товарищества. Такой порядок соответствует Федеральному закону № 217-ФЗ от 29.07.2017 года (п. 7 статьи 14 Закона). Суммарная площадь всех участков членов СНТ "Весна" составляет - 1 672,99 соток. С учетом переходящего остатка необходимо собрать 2 593 028 рублей (2 731 722- 138 694). Это составляет на одну сотку 1 549,94 рубля (2 593 028 / 1 672,99), соответственно, на 6 соток - 9 300 рублей.

Положениями п.п. 1 - 5 ст. 181.4 ГК РФ установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Закона, имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество);

В силу положений ст. 11 ФЗ № 217, член товарищества имеет право, в том числе, в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества; участвовать в управлении делами товарищества; обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом; подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии: бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; финансово-экономического обоснования размера взносов;

Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан: не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе; своевременно уплачивать взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; исполнять решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества, в рамках полномочий, установленных настоящим Федеральным законом или возложенных на них общим собранием членов товарищества; соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории садоводства или огородничества, установленные законодательством Российской Федерации и уставом товарищества.

Согласно ст. 16 Закона № 217-ФЗ, Высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся, в том числе: изменение устава товарищества; избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий; определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры; утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом; утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении; утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества (ст. 17).

Согласно ст. 18 Закона № 217-ФЗ, к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе: выполнение решений общего собрания членов товарищества; руководство текущей деятельностью товарищества; принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества; принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом; составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества; ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества; контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке; рассмотрение заявлений членов товарищества; подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества.

Приходно-расходная смета может составляться на календарный год или на иной срок, во время которого предполагается осуществление мероприятий, требующих расходов товарищества.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся, в том числе, утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении; определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

В соответствии с пп. 9 п. 7 ст. 18 к полномочиям правления товарищества относится составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества. Приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества (п. 9 ст. 18).

Разрешая вопрос о признании сметы недействительной, суд обоснованно пришел к выводу, поскольку приходно-расходная смета содержит предполагаемые как доходы так и расходы товарищества, указание на предполагаемые мероприятия в СНТ.

Приходно-расходная смета СНТ "Весна" на 2019-2020г. (л.д.33-35), содержит Раздел I Расходы, включаемые в членские взносы, в том числе, по содержанию имущества общего пользования; расчетов за электроэнергию; вывоз твердых отходов; благоустройство земельного участка общего назначения; охрана территории и пожарная безопасность; проведение аудиторской проверки; вознаграждение работникам СНТ; налоги и сборы; организация и проведение общих собраний СНТ, выполнение этих решений, переходящий остаток 2018 года и расчетный членский взнос.

По вопросу 7 повестки дня Общего собрания от 17.06.2019 года была заслушана с докладом член Правления ФИО4 о Финансово-экономическом обосновании размера взносов, и решено: Финансово-экономическое обоснование принято к сведению.

По вопросу 8 повестки дня Общего собрания от 17.06.2019 года была заслушана член Правления ФИО3, которая представила на обсуждение проект Приходно-расходной сметы на 2019-2020гг. В ходе обсуждения были внесены изменения в сторону уменьшения следующих расходов: ремонт забора; текущий ремонт калитки; непредвиденные расходы. Решили: принять представленный проект Приходно-расходной сметы на 2019-2020гг. Указанные решения Общего собрания были приняты большинством голосов членов СНТ "Весна".

Доводы истца о том, что смета принята без утверждения финансово-экономического обоснования общим собранием, суд счел не состоятельными,

поскольку, п. 7.5.1 Устава СНТ "Весна", к исключительной компетенции общего собрания членов Товарищества относятся следующие вопросы: утверждение приходно-расходной сметы Товарищества и принятие решений о ее исполнении (п.п.12).

Решением Общего собрания СНТ "Весна" от 17.06.2019 года был принят проект Приходно-расходной сметы на 2019-2020гг. Истцом не представлено доказательств каких-либо нарушений прав истца ФИО1 данными решениями общего собрания, возложения обязанностей, несения убытков истцом.

Доказательств того, что смета не соответствуют реальному составу имущества и реальной хозяйственной деятельности товарищества, истцом суду персов инстанции не было представлено. Смета сама по себе не является документом, который может повлечь нарушение прав истца, так как не обладает какими-либо нормативными свойствами, а является документом по финансово-хозяйственной деятельности товарищества. При этом, в случае несогласия с заключениями ревизионных проверок члены СНТ, в том числе, и сам истец, вправе инициировать проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ.

Согласно ст. 181.4. ГК РФ, решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательство.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, фактических обстоятельствах по делу, правильно установленных судом.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по мнению судебной коллегии, не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки представленных в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 329, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воскоресенского мгородского суда Московской области от 04 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи