ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-644/20 от 05.02.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Овчаренко М.Н. Дело № 33-644/2020

2-4499/2019

55RS0034-01-2019-000677-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 5 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.

судей областного суда Крицкой О.В., Магденко И.Ю.

при секретаре Липатовой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Кудельского Д. Э. удовлетворить.

Обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Омской области включить Кудельскому Д. Э. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации период службы в должности судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов Тарского района Омской области с 28.10.1999 г. по 25.06.2000 г.».

Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Кудельский Д.Э. обратился к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Омской области с иском о включении периода службы в выслугу лет.

В обоснование указал, что с 21.05.2019 г. является пенсионером по линии Следственного комитета РФ, выслуга лет в соответствии с расчётом ответчика на 02.01.2018 г. составила 20 лет 00 месяц 00 дней. Считает данный расчёт неверным, так как при его составлении не был учтён весь период работы истца в должности судебного пристава – исполнителя.

Просил обязать Следственное управление Следственного комитета РФ по Омской области зачесть период службы в должности судебного пристава – исполнителя с 28.10.1999 г. по 25.06.2000 г. в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам Следственного комитета РФ.

В судебном заседании Кудельский Д.Э. уточненные исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что, по мнению ответчика, спорный период не подлежит включению, так как управление юстиции Омской области не входило в систему Министерства юстиции. Однако в соответствии с Федеральным законом о судебных приставах 1997 г., служба судебных приставов входила в Министерство юстиции. С начала работы в службе судебных приставов ему был присвоен классный чин, в дальнейшем был юристом первого класса, юристом второго класса. Должность отнесена к федеральной государственной службе. Была включена в перечень государственных должностей РФ, в соответствии с Указом Президента РФ от 1998 г.

Представители ответчика Флоринская О.В. и Головачёва Т.М. требования не признали. В обоснование возражений указано, что днём образования территориального органа Министерства юстиции является 26.06.2000 г., в соответствии с приказом Минюста РФ №927к. В соответствии с пунктом «л», пункта 2 Правил исчисления выслуги лет, утвержденного приказом Следственного комитета от 24.06.2016 г., №151, в выслугу лет включается служба в территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти Министерства юстиции, не ранее даты их создания. В связи с изложенным, истцу зачтена служба именно с 26.06.2000 г., так как именно данный период является началом работы в службе судебных приставов, которая может быть зачтена в выслугу лет.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Головачёва Т.М. просит решение отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что запись о прохождении службы в территориальных органах Министерства юстиции РФ по Омской области была внесена в трудовую книжку Кудельского Д.Э. 26.06.2000 г., в связи с чем оснований для включения в выслугу лет периодов службы ранее этой даты не имеется.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, поддержавшие вышеизложенную позицию по делу, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

Как следует из материалов дела, Кудельский Д.Э. с 07.09.2007 г. проходил службу в органах Следственного комитета Российской Федерации.

На основании приказа и.о. руководителя Следственного комитета Российской Федерации по Омской области от 17.05.2019 г. № <...>Кудельский Д.Э. освобожден от замещаемой должности и уволен по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Согласно расчету выслуги лет, ее продолжительность в календарном исчислении составила 21 год 04 месяца 19 дней, включены следующие периоды: учеба в ОмГУ с 01.09.1994 г. по 27.10.1999 г. - коэффициент 0,5; служба в Службе судебных приставов Управления Минюста по Омской области с 26.06.2000 г. по 30.05.2002 г., служба в органах прокуратуры Омской области с 05.06.2002 г. по 06.09.2007 г., служба в СУ СК при прокуратуре РФ по Омской области с 07.09.2007 г. по 15.01.2011 г., служба в СУ СК РФ по Омской области с 15.01.2011 г. по 20.05.2019 г. – с коэффициентом 1,0 (л.д. 22).

Полагая, что в выслугу лет подлежит включению также период службы с 28.10.1999 г. по 25.06.2000 г. в Службе судебных приставов управления юстиции администрации Омской области, Кудельский Д.Э. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Выводы суда, положенные в основу решения, мотивированы по правилу ч.4 ст.198 ГПК РФ, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы.

Статьей 2 Указанного закона определено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов (п. 1). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (п. 2). Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (п. 3).

В соответствии п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. N 411, определены время службы (работы, обучения), засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, и порядок исчисления данной выслуги.

В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 2 названных Правил в данную выслугу лет включаются, в числе прочих, время службы (работы, обучения):

- в качестве лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы;

- в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

Согласно подпунктам «а» и «л» Приказа СК России от 24.06.2016 г. N 51 «Об утверждении Правил исчисления выслуги лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета включаются, в числе прочих:

- служба в должностях федеральной государственной гражданской службы;

- служба (работа) в Министерстве юстиции Российской Федерации (с 25.01.1995 г.), его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти (не ранее даты их создания) в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

Возражения ответчика по существу иска основаны на том, что статус Управления Минюста по Омской области как территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в Омском регионе был определен приказом Минюста РФ №927-К от 26.06.2000 г. и соответствующая запись в трудовую книжку Кудельского Д.Э. внесена также 26.06.2000 г., а ранее указанной даты истец, по мнению ответчика, не мог считаться ни федеральным государственным служащим, ни лицом, проходящим службу в территориальных органах Минюста России, поскольку работал в управлении юстиции администрации Омской области.

В апелляционной жалобе ответчика приведены аналогичные доводы.

Отклоняя их, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии с положением «Об Управлении юстиции областной администрации», утвержденном постановлением главы Администрации Омской области от 19.10.1993 г., Управление юстиции областной администрации является органом исполнительной власти, подоотчетным соответственно Главе администрации, а также Министерству юстиции Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.1993 г. N 1187 (утратило силу 14.12.1999 г.), Минюст России осуществляет свою деятельность через органы юстиции субъектов Российской Федерации.

Служба судебных приставов, согласно ст. 5 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» (в ред. №1 от 21.07.1997 г.) входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

Указом Президента РФ N 1284 от 16.12.1997 г. внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» - Министерство юстиции передано в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 02.08.1999 г. N 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.

В соответствии с приказом Минюста РФ №927-К от 26.06.2000 г. Управление юстиции Омской области преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области.

Факт преобразования Управления юстиции Омской области на основании приказа Минюста РФ свидетельствует о том, что органы юстиции и до этой даты представляли собой территориальные органы юстиции на местах, поскольку Министерство может преобразовать только то, что в его структуру входит.

Следовательно, уже начиная с 28.10.1999 г. Кудельский Д.Э. занимал должность федеральной государственной службы в территориальном органе Министерства юстиции Россиийской Федерации, в связи с чем период с 28.10.1999 г. по 25.06.2000 г. правильно включен судом в выслугу лет для назначения пенсии по линии Следственного комитета Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда, изложенных в решении, полагает их несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, неверной оценке обстоятельств и доказательств по делу.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 5 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: