ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-644/2021/33-11441/20 от 26.01.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Котыхов П.Н.

Докладчик: Шульц Н.В.

№ 33-644/2021 / 33-11441/2020 (2-1037/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Кандаковой Л.Ю.,

судей: Ворожцовой Л.К., Шульц Н.В.,

при секретаре: Марченко Ю.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шульц Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), в лице представителя ФИО1,

на решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 16 ноября 2020 года

по делу по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 27.03.2020 она обратилась в УПФР в г.Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением УПФР от 26.06.2020 ей отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, по подсчетам Пенсионного фонда ее специальный стаж составил 22 года 7 месяцев 13 дней, с чем она не согласна.

Просила суд признать решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) незаконным; обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить ей в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 25.08.1988 по 14.07.1991 воспитателем в детском комбинате № 61 Киселевского производственного обувного объединения «Кузбассобувь» и назначить ей пенсию с 27.03.2020.

Истец ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали.

Представитель ответчика УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 16 ноября 2020 года постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 26.06.2020 об отказе ФИО2 в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить ФИО2 в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 25.08.1988 по 14.07.1991 воспитателем в детском комбинате № 61 Киселевского производственного обувного объединения «Кузбассобувь» и назначить пенсию с 27.03.2020».

В апелляционной жалобе УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), в лице представителя ФИО1, просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в случае выработки истцом требуемого стажа в 2019 году право на досрочную страховую пенсию по п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает у истца по истечении 6 месяцев после выработки 25 лет специального стажа.

Для определения права на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью для учёта спорного периода в специальный стаж по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсия» подлежит применению Перечень № 1397.

Перечнем № 1397 в разделе I «Учителя и другие работники просвещения» в столбце «Наименование учреждений и организаций» такие организации и учреждения как «детские комбинаты» не предусмотрены.

Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утвержденный 01.01.1976 Государственным комитетом по статистике, Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам, на который ссылается суд первой инстанции, когда делает вывод, что наименование детского дошкольного учреждения «детский комбинат» соответствует наименованию «ясли-сад», не содержит нормы, определяющие право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и поэтому не подлежит применению. Указанный документ призван обеспечить группировку предприятий и организаций по отраслям с целью научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда.

Таким образом, судом первой инстанции неправильно истолкован Перечень № 1397, спорный период не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как наименование учреждения «детский комбинат» в указанном перечне отсутствует.

Относительно доводов жалобы ФИО2 принесены возражения.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав представителя ФИО2 – ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 27.03.2020 ФИО2 обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением УПФР от 26.06.2020 ФИО2 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по указанному основанию по причине отсутствия требуемого специального стажа (требуется 25 лет, имеется 22 года 7 месяцев 13 дней). В специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не засчитан период работы с 25.08.1988 по 14.07.1991 воспитателем в детском комбинате № 61 Киселевского производственного обувного объединения «Кузбассобувь» по причине того, что детский комбинат не предусмотрен Перечнем учреждений от 17.12.1959 № 1397, Списками от 06.09.1991 г. № 463, от 29.10.2002 № 781.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2 о признании незаконным решения УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об отказе зачесть в специальный стаж спорный период работы истца и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, суд исходил из того, что в спорный период ФИО2 выполняла работу в должности и в учреждении, предусмотренных соответствующими Списками.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными.

В спорный период работы истца действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утвержденный 1.01.1976 года Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР, который предусматривал наименование учреждений дошкольного воспитания: «детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки» (код 92400 3).

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

В пункте 4 раздела «Наименование учреждений и организаций» Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли- сады.

В п. 2 Примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).

Таким образом, «детский комбинат» не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения и это наименование учреждения соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад».

При таких обстоятельствах, вывод суда о включении периода работы истца в должности воспитателя детского комбината № 61 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», является правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Списками «детские комбинаты» не предусмотрены, в связи с чем периоды работы в них не подлежат зачислению в льготный стаж, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно приведенным нормативным положениям, с 01.01.2019 право на страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» для лиц, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.

Установив, что с учетом включения спорного периода специальный стаж истца на дату подачи заявления 27.03.2020 составит 25 лет 6 месяцев 3 дня, соответственно, а право на досрочную страховую пенсию у ФИО2 возникло 24.09.2019, учитывая вышеуказанные переходные положения порядка назначения досрочных страховых пенсий и требования ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд правильно применил нормы материального и процессуального права и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), в лице представителя ФИО1, - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.Ю. Кандакова

Судьи: Л.К. Ворожцова

Н.В. Шульц