ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6452/2021 от 16.11.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Околелов Ю.Л. Дело 33-6452/2021

(2-597/2021)

55RS0038-01-2021-000844-78

г. Омск 16 ноября 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Рудаковой Т.О.

рассмотрела в судебном заседании 16 ноября 2021 года

дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Черлакского районного суда Омской области от 24 августа 2021 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по несоблюдению требований о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН № <...>, обеспечить доступность предоставляемой услуги по перевозке пассажиров на судах «Николай Верлов» и «Белоярск-7» для инвалидов; обеспечить на общедоступных информационных ресурсах теплоходов «Николай Верлов» и «Белоярск-7», в местах продажи билетов (касса расположенная по адресу <...>) беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета Черлакского муниципального района Омской области».

Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Омский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.

В обоснование иска указал, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта на судах ИП ФИО1 В ходе выездной проверки 17.06.2021 установлено, что ИП ФИО1 имеет теплоходы «Николай Верлов» и «Белоярск-7», несамоходные паромы «Нововаршавка» и «Виктория», которые в навигационный период используются для перевозки пассажиров в качестве паромной переправы, связывая между собой <...> и <...> районы Омской области на 1985 км. реки Иртыш. При этом ИП ФИО1 осуществляющим перевозку пассажиров, не соблюдаются условия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к транспортной инфраструктуре перевозчика. На общедоступных информационных ресурсах теплоходов «Николай Верлов» и «Белоярск-7», в местах продажи билетов (касса, расположенная по адресу: <...> и иным способом сведения в доступной для инвалидов форме об условиях предоставляемой услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями, не размещены. Отсутствует дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Не созданы условия для самостоятельной посадки на теплоходы и высадки с них пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а в случае отсутствия такой технической возможности оказания помощи в посадке на суда и высадки с них силами экипажа и иных лиц, осуществляющих обслуживание пассажиров. Несоблюдением указанных условий ИП ФИО1 создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Просил суд признать незаконными бездействия ответчика по несоблюдению требований о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта, обязать ответчика обеспечить доступность предоставляемой услуги по перевозке пассажиров на судах «Николай Верлов» и «Белоярск-7» для инвалидов, обеспечить на общедоступных информационных ресурсах теплоходов «Николай Верлов» и «Белоярск-7», в местах продажи билетов (касса, расположенная по адресу: <...> беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы.

Представитель истца помощник прокурора Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании участия не принимал.

Представитель третьего лица Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в судебном заседании участия не принимал.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ИП ФИО1 просит решение суда отменить в части обязания обеспечить доступность предоставляемой услуги по перевозке пассажиров на судах «Николай Верлов» и «Белоярск-7» для инвалидов и в части обязания обеспечить в местах продажи билетов (касса, расположенная по адресу: <...> беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В обоснование жалобы указывает, что ИП ФИО1 использует, принадлежащие ему суда для оказания услуг в соответствии с условиями договора на оказание услуг водного транспорта от 01.04.2021, заключенного между ним и ИП ФИО2 Ответчик является исполнителем по указанному договору и оказывает услуги по обеспечению паромной переправы через р. Иртыш в <...>. Касса и паромная переправа организована и эксплуатируется ИП ФИО3, чеки на оплату стоимости паромной переправы выдаются от имени ИП ФИО3, кассиры являются работниками ИП ФИО3 Указанные обстоятельства могли быть установлены при проведении проверки прокуратурой. Судом при рассмотрении дела эти обстоятельства не выяснялись, ИП ФИО3 не была привлечена к участию в деле. ИП ФИО1 объективно лишен возможности исполнения решения суда в обжалуемой части.

Кроме того, резолютивная часть изложена в формулировки абзаца 3, изложена таким образом, что исполнить его не представляется возможным, суд обязывает обеспечить доступность предоставляемой услуги по перевозке пассажиров на судах «Николай Верлов» и «Белоярск-7» для инвалидов без указания перечня подлежащих выполнению конкретных мер и мероприятий для маломерных судов внутреннего водного транспорта с учетом разных видов инвалидности и потребности таких лиц, ссылок не регулирующие документы (нормативные акты), где эти требования закреплены. При таких обстоятельствах невозможно установить при каких конкретно действий решение суда можно считать исполненным.

В возражениях на апелляционную жалобу Омский транспортный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика ФИО4, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя истца ФИО5, согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в собственности ИП ФИО1 находятся теплоход «Николай Верлов» с регистрационным номером № <...>, теплоход «Белоярск-7» с регистрационным номером № <...>, несамоходные паромы «Нововаршавка» с идентификационным номером судна № <...> и «Виктория» с идентификационным номером судна № <...>.

Указанные теплоходы и несамоходные паромы в навигационный период используются для перевозки пассажиров в качестве паромной переправы, связывая между собой <...> и <...> районы Омской области на 1985 км. реки Иртыш, что не оспаривается ответчиком.

Омской транспортной прокуратурой совместно с государственным инспектором Омского линейного отдела Обь-Иртышского управления государственно морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта на судах ИП ФИО1

Проверкой было установлено, что требования законодательства о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта ИП ФИО1 исполняются не в полном объеме, а именно не соблюдаются условия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к транспортной инфраструктуре перевозчика. На общедоступных информационных ресурсах теплоходов «Николай Верлов» и «Белоярск-7», в местах продажи билетов (кассы, расположенной по адресу: <...>, и иным способом сведения в доступной для инвалидов форме об условиях предоставляемой услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями не размещены. Отсутствует дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Не созданы условия для самостоятельной посадки на теплоходы и высадки с них пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а в случае отсутствия такой технической возможности оказания помощи в посадке на суда и высадки с них силами экипажа и иных лиц, осуществляющих обслуживание пассажиров.

С целью устранения указанных нарушений законодательства, защиты прав неопределенного круга лиц – пассажиров, имеющих инвалидность и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, их жизни и здоровья, Омский транспортный прокуратур обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком ИП ФИО1 требований законодательства о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта, и обязанности ответчика по их устранению.

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ФИО1 с 12.03.2015 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта. ИП ФИО1 имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров № <...> от 14.03.2019, выданную Обь-Иртышским управлением государственно морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Согласно ч. 7 ст. 95 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечиваются условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенных для обслуживания пассажиров, и оказываемых услуг наравне с другими пассажирами. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов перевозок таких пассажиров, их багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте утверждены приказом Минтранса России от 05.05.2012 №140. Главой VII Правил предусмотрен Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуги по перевозке пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В соответствии с п. 85 указанных Правил в целях предоставления возможности беспрепятственного пользования внутренним водным транспортом при осуществлении перевозки пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчик обеспечивает:

размещение в общедоступных информационных ресурсах, в местах продажи билетов и иным доступным способом информации в доступной для инвалидов форме об условиях предоставляемой услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, необходимой для обеспечения беспрепятственного пользования пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности внутренним водным транспортом;

условия для самостоятельной посадки на судно и высадки с него пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а в случае отсутствия такой технической возможности оказание помощи в посадке на судно и высадки с него силами экипажа и иных лиц, занятых на борту судна в обслуживании пассажиров.

Согласно п. 87 указанных Правил, перевозчик обеспечивает дублирование звуковой и зрительной информации, предназначенной для пассажиров, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу п. 89 Правил перевозчик должен обеспечить посадку и высадку с судна пассажиров на креслах-колясках, неспособных передвигаться самостоятельно, пассажиров на носилках и пассажиров с малолетними детьми в колясках.

В соответствии с положением п. 3 указанных Правил, они являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и пассажиров внутреннего водного транспорта.

Ответчиком ИП ФИО1 не оспаривается факт нарушения требований законодательства по обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, не обжалуется решение в части признания незаконными его бездействий по соблюдению требований о защите прав потребителей – пользователей услуг внутреннего водного транспорта и обязанияобеспечить на общедоступных информационных ресурсах теплоходов «Николай Верлов» и «Белоярск-7», беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения.

В суде первой инстанции ответчик не возражал против исковых требований.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на невозможность исполнения решения суда.

ИП ФИО1 в жалобе указывает, что касса по продаже билетов организована и эксплуатируется ИП ФИО3 В связи с чем, он лишен возможности исполнения решения суда в части обеспечения на общедоступных информационных ресурсах в местах продажи билетов доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.

Согласно договору оказания услуг водного транспорта от 01.04.2021, заключенному между ИП ФИО3 (Заказчик) и ИП ФИО1 (Исполнитель), Исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению паромной переправы через <...>, между районными центрами Черлак и Нововаршавка, а Заказчик берет на себя обязательства принять и оплатить выполнение работы в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п. 2.1 указанного Договора Исполнитель обеспечивает выполнение работ по устройству и содержанию паромной переправы в соответствии с требованиями настоящего договора и действующими нормативными, рекомендательными документами и правилами приемки работ.

Для выполнения работ по настоящему Договору Исполнитель принимает на себя обязательства: до начала работ согласовать с Заказчиком порядок оказания услуг на паромной переправе и обеспечить его соблюдение; обеспечить выполнение на паромной переправе мероприятия по технике безопасности, охране труда, обсечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды; обеспечить поставку на место производства работ необходимых материалов и техники для обеспечения нормального функционирования переправы, обязан установить на территории, прилегающей к паромной переправе специальные информационные щиты с указанием сведений о правилах пользования паромной переправой (п. 2.6 договора).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы опровергаются исследованным договором оказания услуг, поскольку из его содержания следует, что обязанности по организации работы, содержанию паромной переправы, прилегающей к ней территории, в том числе размещения информации, возложена на исполнителя ИП ФИО1

В апелляционной жалобе ответчик также указывает, что в связи с формулировкой абзаца 3 резолютивной части решения (обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН № <...>, обеспечить доступность предоставляемой услуги по перевозке пассажиров на судах «Николай Верлов» и «Белоярск-7» для инвалидов) без указания конкретных мероприятий, которые он должен произвести, невозможно определить при каких обстоятельствах решение может считаться исполненным.

Судебная коллегия находит указанный довод ответчика необоснованным, поскольку из содержания решения усматривает какие нарушения допущены ответчиком, какие нарушения были установлены проверкой, проведенной Омской транспортной прокуратурой.

При этом до момента начала исполнения решения суда в указанной части, нельзя установить невозможность исполнения решения суда в связи с его неясностью. В случае затруднения или невозможности исполнения решения суда в связи с его неясностью, Гражданским процессуальным кодексом РФ предусмотрена возможность разъяснения решения суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение основано на исследованных с достаточной полнотой обстоятельствах дела, правильной правовой оценке представленных доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом не допущено, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Черлакского районного суда Омской области от 24 августа 2021 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2021 года