ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-645/2021А/Ж от 17.03.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-645/2021 а/ж

(2-1345/2020, УИД 68RS0013-01-2020-002345-51)

Судья Ильин Н.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 марта 2021 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе

председательствующего Ковешниковой Е.А.

судей Горелика А.Б., Андриановой И.В.

при ведении протокола

помощником судьи Кочановой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Стрельниковой Пелагее Федотовне о взыскании задолженности по договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

по апелляционной жалобе Стрельниковой Пелагеи Федотовны на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия

установила:

АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с иском к Стрельниковой П.Ф. о взыскании задолженности по договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» указало, что с 01.01.2019 г. приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. 06.02.2019 г. в адрес ответчика направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № *** от 01.01.2019 г. В ходе согласования условий договора и обмена документами от Стрельниковой П.Ф. не поступил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора. Считая договор заключенным, АО «Тамбовская сетевая компания» за период с января 2019 г. по январь 2020 г. оказало Стрельниковой П.Ф. услуги по вывозу ТКО. Объем оказанных услуг отражен в счетах-фактурах, в счете за услуги. Ненадлежащее исполнение Стрельниковой П.Ф. обязанностей по оплате предоставленных услуг привело к образованию задолженности. АО «Тамбовская сетевая компания» просило взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по январь 2020 года в сумме 58797,65 руб., неустойку за период с 11.04.2019 г. по 27.02.2020 г. в размере 5919,11 руб.

Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года с Стрельниковой П.Ф. в пользу АО «Тамбовская сетевая компания» задолженность по договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по январь 2020 года в размере 58797,65 рублей; неустойка за период с 11 апреля 2019 года по 27 февраля 2020 года в размере 5919,11 рублей.

В апелляционной жалобе Стрельникова П.Ф., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение, которым в исковых требованиях АО «Тамбовская сетевая компания» отказать. В обоснование жалобы Стрельникова П.Ф. указала, что она не имеет статуса надлежащего ответчика в силу того, что не является собственником твердых коммунальных отходов. Договор с ней, как с собственником ТКО, до настоящего времени не заключен. В адрес собственников ТКО (арендаторов) региональный оператор типовой договор не направлял. АО «Тамбовская сетевая компания» не соблюден претензионный порядок.

В отзыве на апелляционную жалобу АО «Тамбовская сетевая компания» считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) урегулированы отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Абзацем 3 пункта 1481 Правил определено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно п. 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016г. N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 8.4 Правил определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (8.11 Правил).

В силу п. 8.12 Правил, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.

Согласно п. 8.14 Правил региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п. 8.15 Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (8.18 Правил).

В силу пп. «в» п. 14825 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 159 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354)).

По смыслу вышеперечисленных норм права собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Основанием для заключения такого договора является, в том числе предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора, в том числе и с учетом урегулированных разногласий потребитель не представит подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора. Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе оказанную до дня заключения договора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Стрельниковой П.Ф. на праве собственности принадлежат помещения в многоквартирных домах по адресам: ******

Региональным оператором на территории Тамбовской области по результатам конкурсного отбора признано АО «Тамбовская сетевая компания», с которым Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области 31 августа 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. Начало действия регионального оператора на территории Тамбовской области - 1 января 2019 года.

6.02.2019 г. АО «ТСК» направлен Стрельниковой П.Ф. проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

24.04.2019 г. Стрельниковой П.Ф. подано заявление о заключении дополнительного соглашения к договору о внесении изменений в части коммерческого учета ТКО, исходя из объема и количества контейнеров.

24.05.2019 г. на вышеуказанное заявление направлен мотивированный отказ в изменении коммерческого учета ТКО.

21.10.2019 г. в адрес АО «ТСК» от Стрельниковой П.Ф. поступил протокол разногласий к договору.

31.10.2019 г. АО «ТСК» направило протокол согласования разногласий.

До настоящего времени от Стрельниковой П.Ф. не поступил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО или мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений.

АО «ТСК» произведен расчет задолженности за период с января 2019 года по январь 2020 года, который составил 58797,65 руб. Неустойка за период с 11 апреля 2019 года по 27 февраля 2020 года составила 5919,11 руб.

Разрешая заявленные исковые требования, и удовлетворяя иск АО «ТСК», суд первой инстанции, исходил из заключенности с Стрельниковой П.Ф. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, предоставлением Стрельниковой П.Ф. услуг по обращению с ТКО и неуплатой ею полученной услуги.

Во исполнение требований части 4 статьи 67, части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда мотивированы, соответствующие доказательства приведены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда об этих обстоятельствах, подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.

Вопреки доводам жалобы, именно на собственнике помещений, по смыслу вышеприведенных норм права, лежит обязанность по заключению договора по обращению с ТКО. Непредставление Стрельниковой П.Ф. подписанного экземпляра договора либо мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора региональному оператору по обращению с ТКО свидетельствует о заключении с ней указанного договора на условиях типового договора.

Передача Стрельниковой П.Ф. принадлежащих ей нежилых помещений третьим лицам на условиях договоров аренды не освобождает её от несения расходов по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО, поскольку она как собственник несет обязанность по их оплате, а заключенные договоры аренды не содержат условий по отнесению этих расходов на арендаторов, как не содержат условий относительно обязанности арендаторов самостоятельного заключения соответствующих договоров по обращению с ТКО.

Заключение Стрельниковой П.Ф. договора с ИП Мишин К.В. о поставке макулатуры не освобождает ее от обязанностей исполнения обязанностей по обороту с ТКО, в том числе по оплате услуг регионального оператора.

Вопреки доводам жалобы отсутствие у Стрельниковой П.Ф. статуса индивидуального предпринимателя подразумевает рассмотрение настоящего спора судом общей юрисдикции.

Доводы жалобы о несоблюдении АО «ТСК» претензионного порядка не состоятельны. Такой порядок нормами действующего законодательства не предусмотрен.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стрельниковой Пелагеи Федотовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи