ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6460/2013 от 09.10.2013 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

 судья Григорьев С.Н. дело № 33-6460/2013

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Васякина А.Н.,

 судей: Анненковой К.К., Кисловой Е.А.,

 при секретаре Антонове И.А.,

 с участием прокурора Толмач А.В.,

 рассмотрев в порядке апелляционного производства 09 октября 2013 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Васякина А.Н. апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования «***» Оренбургской области ***15 на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 29 июля 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Пономаревского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на главу администрации муниципального образования «***» Оренбургской области ***15 по принятию мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации МО «***» - главным специалистом отдела по организационной работе администрации МО «***» ***17 и главой администрации МО «***» ***15,

 установила:

 Прокурор Пономаревского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 10.11.2010 года ***15 избран на должность главы МО «***». При этом муниципальную должность главного специалиста отдела по организационной работе администрации МО «***» с 12.03.2013 года занимает ***17, который является сыном главы муниципального образования.

 Согласно должностной инструкции главный специалист по организационной работе непосредственно подчиняется начальнику отдела и заместителю главы администрации по общим вопросам, назначается и освобождается от должности главой муниципального образования. В функциональные обязанности входят разработка проектов распоряжений главы администрации района по вопросам организации работы, выполнение отдельных поручений главы администрации, иные полномочия.

 Близкое родство ***17 с главной муниципального образования ***15 создает условия для нарушения требований закона о муниципальной службе, проявления коррупции и препятствует ему для дальнейшего занятия должности главного специалиста отдела по организационной работе администрации МО «***».

 Просил возложить обязанность на главу администрации муниципального образования «***» Оренбургской области ***15 по принятию мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования «***», - главным специалистом отдела по организационной работе администрации муниципального образования *** ***17 и главой администрации муниципального образования «***» ***15. путем предложения перевести ***17 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на другую работу, не связанную с замещением должности муниципального служащего, либо увольнения.

 В судебном заседании помощник прокурора Пономаревского района Оренбургской области Маслеха О.С. заявленные требования поддержала в полном объеме.

 В судебном заседании представитель главы администрации муниципального образования «***» ***15 Гордеев Н.А., действующий на основании доверенности, третье лицо ***17 возражали против удовлетворения требований прокурора.

 Решением суда от 29 июля 2013 года заявление прокурора удовлетворено. Суд возложил обязанность на главу муниципального образования «***» ***15 принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования «***», - главным специалистом отдела по организационной работе администрации муниципального образования *** ***17 и главой администрации муниципального образования «***» ***15 путем предложения перевести ***17 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на другую работу, не связанную с замещением должности муниципального служащего, либо увольнения.

 В апелляционной жалобе глава администрации МО «***» просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

 В судебное заседание ответчик глава администрации МО «***» ***15, третье лицо ***17 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

 Заслушав судью-докладчика Васякина А.Н., прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Толмач А.В., полагавшего исключить из резолютивной части решения суда указание на перевод ***17 на другую работу, в остальной части решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие относительно нее возражения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно части 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность муниципальной службы, при заключении трудового договора предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

 Согласно ч. 2.1 ст. 14.1 Федерального закона N 25-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, ***15 10.11.2010 года на основании результатов выборов в органы местного самоуправления, решения *** территориальной избирательной комиссии от № «О результатах выборов главы муниципального образования «***» Оренбургской области 10.11.2010 года» избран на должность главы МО «***», и с указанного времени в силу Устава муниципального образования исполняет полномочия главы администрации района, руководит на принципах единоначалия, назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих.

 ***17, являясь сыном ***15, 12 марта 2013 года принят в администрацию МО «***» на муниципальную должность муниципальной службы – главного специалиста отдела по организационной работе.

 Судом установлено, что в соответствии с пунктом 1.4 должностной инструкции, регулирующем порядок назначения на должность главного специалиста отдела по организационной работе и пунктом 4.1 трудового договора от 12 марта 2013 года, устанавливающего обязанности по исполнению постановлений, распоряжений, указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, ***17 непосредственно подчиняется главе муниципального образования по организационно-правовым и кадровым вопросам.

 Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что глава муниципального образования в непосредственном подчинении, которого находится муниципальный служащий ***17., проводит оценку эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего с определением денежного поощрения последнему, он также подконтролен главе муниципального образования.

 Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущен конфликт интересов, ситуация при которой личная заинтересованность муниципального служащего ***17, находящегося в близком родстве с представителем нанимателя, может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, повлечь противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

 При этом суд учел личный интерес ***17 с возможностью получения им, будучи муниципальным служащим и близким родственником (сыном) главы муниципального образования, материального блага связанного с поступлением, с должностным продвижением, поощрительными выплатами, и с прекращением служебных отношений.

 Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке собранных по делу доказательств и соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.

 В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу.

 Учитывая, что норма ч.3 ст.14.1 указанного Федерального закона прямо обязывает представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суд первой инстанции обоснованно возложил на главу муниципального образования обязанность по предотвращению на муниципальной службе конфликта интересов.

 При этом приняв во внимание запрет на нахождение в должности муниципальной службы в случае близкого родства (дети) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, вывод суда о предотвращении конфликта интересов путем увольнения муниципального служащего, является правильным.

 Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в той части, что предотвращение конфликта интересов может быть достигнуто, в том числе путем изменения служебного положения муниципального служащего ***17, являющегося стороной конфликта интересов, его перевода в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на другую работу, не связанную с замещением должности муниципального служащего, поскольку в ст.14.1 указанного Федерального закона предусмотрено увольнение с муниципальной службы за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того работники, занимающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы находятся в распоряжении, действии представителя нанимателя в рамках трудового законодательства.

 Принимая во внимание также, что резолютивная часть решения не соответствует требованиям ч.5 ст.198 ГПК РФ и разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», поскольку сформулирована нечетко и содержит указание на выбор главой муниципального образования мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования «***», - главным специалистом отдела по организационной работе администрации муниципального образования *** ***17 и главой администрации муниципального образования «***» ***15

 При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда следует изменить, изложив в новой редакции, исключить из резолютивной части указание на «предложение перевести ***17 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на другую работу, не связанную с замещением должности муниципального служащего».

 Ссылку в жалобе на то, что главой муниципального образования приняты меры в целях исключения возможных конфликтов интересов путем исключения в должностной инструкции муниципального служащего некоторых обязанностей, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку в Федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены основные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые представитель нанимателя должен предпринять.

 Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе, которые основаны на неправильном толковании примененных судом норм материального права и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в полном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 Решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 29 июля 2013 года изменить, изложив резолютивную часть в новой редакции:

 «Исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить. Обязать главу муниципального образования *** ***15 принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования ***, - главным специалистом отдела по организационной работе администрации муниципального образования *** ***17 и главой администрации муниципального образования *** ***15 путем увольнения ***17 с занимаемой должности муниципального служащего администрации муниципального образования ***».

 Председательствующий:

 Судьи: