ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-646/2021 от 15.02.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Бронникова О.П. Дело № 33-646/2021 (2-3531/2020) 15 февраля 2021г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Обуховой С.Г., Тултаева А.Г.

при секретаре Кочевой Я.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе КОГКУ УСЗН в г. Кирове на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 03 декабря 2020 года, которым постановлено:

Признать незаконным отказ КОГКУ «Управления социальной защиты населения в городе Кирове» в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, установленных п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах".

Возложить на КОГКУ «Управления социальной защиты населения в городе Кирове», Министерство социального развития Кировской области включить (восстановить) ФИО1 в список граждан, имеющих право в 2020 году на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., выслушав представителя КОГКУ «УСЗН в городе Кирове» по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к КОГКУ «УСЗН в городе Кирове», Министерству социального развития Кировской области об оспаривании отказа о предоставлении мер социальной поддержки, указывая, что <дата>. военным комиссариатом Кировской области ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий. <дата> ответчик уведомил его об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом о ветеранах, ссылаясь на то, что он утратил статус лица, имеющего право на получение таких мер. Однако, с <дата>. ему предоставлялись меры социальной поддержки.

С учетом уточнений требований, просил признать незаконными отказ КОГКУ «УСЗН в городе Кирове» в предоставлении мер социальной поддержки, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ и возложить на КОГКУ «УСЗН в городе Кирове» включить (восстановить) ФИО1 в списке граждан, имеющих право в <дата> на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Определением Ленинского районного суда г. Кирова от 22.12.2020г. принят отказ ФИО1 от иска в части требований о восстановлении предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и взносов на капитальный ремонт, производство в данной части прекращено.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С данным решением в части возложения обязанности включить ФИО1 в список граждан, имеющих право в <дата> на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, не согласно КОГКУ «УСЗН в городе Кирове», просит решение отменить и отказать в удовлетворении вышеуказанных исковых требований. Указывает, что в соответствии с положениями ст.4 Закона Кировской области № 32-ЗО от 01.08.2006г. включение в Сводный реестр граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета на основании списков граждан-получателей единовременной денежной выплаты в текущем году относится к компетенции Министерства социального развития Кировской области. Включение (восстановление) граждан в список граждан-получателей, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета без восстановления в Сводном реестре Законом Кировской области № 32-ЗО от 01.08.2006г. не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на несостоятельность доводов жалобы КОГКУ УСЗН в городе Кирове об отсутствии у учреждения полномочий на включение истца в реестр граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета, полагая решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Кировской области указывает, что в силу ст.4 Закона Кировской области № 32-ЗО от 01.08.2006г. формирование сводного реестра граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, каким является Министерство социального развития Кировской области.

Проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов, изучив доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом 1 инстанции и следует из дела, <дата>. военным комиссариатом Кировской области ФИО1 выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» серии

С указанного времени ФИО1 является получателем льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

<дата> в адрес ФИО1 направлено уведомление о включении его в список граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в <дата> по г.<адрес>

<дата>. КОГКУСЗ «УСЗН в г.Кирове» ФИО1 направлено уведомление о включении его в список граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в <дата> по г.<адрес> для получения мер поддержки предложено представить документы, подтверждающие право на заявленные меры поддержки.

<дата>. ФИО1 обратился в КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» с заявлением о назначении ему единовременной денежной выплаты на строительство дома или приобретение жилого помещения.

Уведомлением КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» от <дата>. ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, т.к. он не относится к ветеранам боевых действий и право на получение мер социальной поддержки не имеет, в связи с тем, что зона боевых действий <адрес> не предусмотрена в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, закрепленных в приложении к Федеральному закону от 12.05.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Приказом Министра социального развития Кировской области от <дата>. № внесены изменения в приказ от <дата>. № «Об утверждении списка граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем в <дата> году» в части включения в список граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем в <дата> в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» граждан, согласно приложению, в том числе, ФИО1

Согласно приказа Министра социального развития Кировской области от <дата>. № внесены изменения в приказ от <дата>. № , из Сводного реестра граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, ФИО1 исключен в связи с отсутствием права на меру социальной поддержки.

Вместе с тем, в соответствии со справкой ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» от <дата>. ФИО1 в период с <дата> проходил военную службу по призыву, в период с <дата> в составе войсковой части находился в зоне боевых действий <адрес> в составе Миротворческих Сил РФ. На основании закона от 12.01.1995г. «О ветеранах» ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки по ст. 16 п. 1 по состоянию на 01.01.2005г. На основании удостоверения № от <дата>. имел льготы, установленные ст. 5, ст. 6 Закона Кировской области «О социальной защите в Кировской области участников боевых действий, членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций в зонах чрезвычайного положения на территории РФ и территориях республик бывшего СССР» от 14.02.2001г. № 244-ЗО. Удостоверение ветерана боевых действий серии выдано <дата>. военным комиссариатом Кировской области.

Согласно сведениям ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» от <дата>. основанием для выдачи ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий», является директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от <дата> согласно которой войсковая часть в которой ФИО1 проходил военную службу, включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> и на территории <адрес>, в котором под порядковым номером указан период участия военнослужащих войсковой части в боевых действиях: с <дата>., т.е. в период военной службы ФИО1 В архивной справке Центрального архива Минобороны РФ от <дата>. указано, что с <дата>. ФИО1 в составе войсковой части выполнял миротворческую миссию в <адрес>. На основании Директивы и Перечня комиссия военного комиссариата приняла решение о выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий».

Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г.Кирова от <дата>. КОГКУ «УСЗН г. Кирова» отказано в удовлетворении исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Кировской области», ФИО1 о признании недействительным удостоверения «Ветеран боевых действий».

Из распоряжения заместителя главы Администрации г.Кирова, начальника территориального управления по Ленинскому району от <дата>. следует, что ФИО1 признан нуждающимся в жилых помещениях на основании ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», за ним сохранено право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно справке ТУ по Ленинскому району от <дата>. ФИО1 состоит на учете по настоящее время в качестве нуждающегося в жилых помещениях с <дата>

Разрешая исковые требования, суд 1 инстанции, руководствуясь положениями ст.16, ст.23.2 Закона от 12.01.1995г. «О ветеранах», Закона Кировской области от 01.08.2006г. N 32-ЗКО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета», установил, что ФИО1, являясь ветераном боевых действий, признан в установленном порядке органом местного самоуправления нуждающимся в жилом помещении, состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на 01.01.2005г., в связи с чем, отказ УСЗН в г.Кирове в предоставлении меры социальной поддержки –единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья является незаконным.

Признавая отказ КОГКУ «УСЗН в городе Кирове» в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки незаконным, суд 1 инстанции, в соответствии с Законом Кировской области от 01.08.2006г. N 32-ЗО, возложил на КОГКУ УСЗН в городе Кирове восстановить истца в списке граждан, имеющих право в <дата> на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанная обязанность возложена судом на КОГКУ Управление социальной защиты и на Министерство социального развития Кировской области.

С выводами суда 1 инстанции судебная коллегия соглашается, находит их основанными на правильно установленных по делу обстоятельствах.

В соответствии со статьей 23.3 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г. (пункт 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2). Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем членов семей погибших ветеранов боевых действий определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

На территории Кировской области указанный порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», урегулирован Законом Кировской области от 1 августа 2006 г. № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета».

Закон Кировской области № 32-ЗО устанавливает форму и порядок реализации меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 4 Закон Кировской области от 01 августа 2006 г. N 32-ЗО, уполномоченные органы в соответствии с полученными от органов местного самоуправления области списками граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, до второго числа каждого календарного месяца формируют реестр граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, из числа граждан, указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона, реестр граждан из числа граждан, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона, и реестр граждан из числа граждан, указанных в абзаце пятом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона (п.1)

Реестры граждан формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления области. Граждане, поставленные на учет в один день, включаются в реестры граждан в алфавитном порядке. (п.2)

Уполномоченные органы до третьего числа каждого календарного месяца представляют реестры граждан в орган исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения (п.3)

Орган исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения на основании полученных от уполномоченных органов реестров граждан до четвертого числа каждого календарного месяца формирует Сводный реестр граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, из числа граждан, указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона, Сводный реестр из числа граждан, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона, и Сводный реестр из числа граждан, указанных в абзаце пятом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона (п.4)

Сводные реестры формируются в той же хронологической последовательности, в какой сформированы реестры граждан. При этом граждане, указанные в абзацах втором, третьем, пятом пункта 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона, включаются в сводный реестр из числа граждан, указанных в пункте 1 части 3 статьи 3 настоящего Закона, в первоочередном порядке (п.5)

Уполномоченный орган уведомляет граждан о включении их в соответствующие списки в течение трех рабочих дней со дня поступления списков из органа исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения, а также осуществляет работу по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о праве (об отсутствии права) граждан, включенных в списки, на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ". (п.8)

Гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о восстановлении его в Сводном реестре из числа граждан, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона, либо Сводном реестре из числа граждан, указанных в абзаце пятом пункта 2 части 3 статьи 3 настоящего Закона, с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие устранение обстоятельств, явившихся основанием для исключения гражданина из Сводного реестра.

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления направляет заявление в орган исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения.

Орган исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения на основании заявления вносит изменение в соответствующий Сводный реестр при его формировании в установленном порядке (п.9)

Согласно п.92 Приложения № 1 Положения «О Министерстве социального развития Кировской области», утв. Постановлением Правительства Кировской области № 43/310 от 15.06.2015г., Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" является учреждением, подведомственным Министерству социального развития Кировской области.

Согласно уставу учреждения, оно способствует обеспечению полномочий учредителя по решению практических задач в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, в рамках которых обязано обеспечить выполнение возложенных на него государственных функций и государственных услуг.

Восстановление ФИО1 в Сводном реестре граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, осуществляться в соответствии с порядком, определенным Законом Кировской области № 32-ЗО, уполномоченным органом, в связи с чем, суд 1 инстанции обоснованно возложил и на КОГКУ «УСЗН в городе Кирове» и на Министерство социального развития Кировской области обязанность восстановить истца в список граждан, имеющих право в 2020 году на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом 1 инстанций не допущено нарушения или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.

Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмены решения суда, поскольку не состоятельны.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.

Решение суда 1 инстанции проверено в пределах доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Кирова от 03 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: