ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6475-22 от 30.08.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Алонцева О.А. Дело № 33 –6475 - 22 (2-1241-22)

22RS0011-02-2022-001003-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022г. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Параскун Т.И.

судей Аман А.Я., Шторхуновой М.В.

при секретаре Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2022г. по делу по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей», Администрации города Рубцовска Алтайского края об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор города Рубцовска Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей» (далее по тексту - МБОУ «СОШ №10»), Администрации г. Рубцовска об обязании совершить действия.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства антитеррористической защищенности образовательных учреждений города в связи с трагическими событиями, произошедшими в 2021 году с применением оружия в отношении несовершеннолетних в г. Казани, г. Перми.

В МБОУ «СОШ №10» действует утвержденный паспорт безопасности, согласно которому образовательному учреждению присвоена 2 категория опасности. Согласно паспорту безопасности объекта установлен перечень мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, выполнение которых необходимо исполнить МБОУ «СОШ №10» в срок до 05.11.2021.

Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия, предусмотренные пп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, не исполнены: не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Учредителем образовательных учреждений города, в том числе МБОУ «СОШ №10», является муниципальное образование г. Рубцовск Алтайского края.

В рамках оценки деятельности администрации г. Рубцовска, как учредителя, изучения паспорта безопасности МБОУ «СОШ №10», установлено, что соответствующими программами профилактики и решениями о бюджете не предусмотрены действия по финансированию мероприятий обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования. В нарушение ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» финансирование всех необходимых мероприятий в течение длительного периода (более 1,5 лет) не осуществлялось, так как для устранения указанных недостатков требуются значительные финансовые средства.

По результатам рассмотрения внесенного прокурором в адрес администрации г. Рубцовска представления об устранении указанных нарушений реальных мер по исполнению требований законодательства принято не было.

Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд обязать ответчиков обеспечить проведение мероприятий в соответствии с п. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - МБОУ «СОШ №10»: обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Протокольным определением суда от 28.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» города Рубцовска (далее - МКУ «Управления образования» г. Рубцовска).

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2022г. исковые требования удовлетворены.

На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей» возложена обязанность выполнить мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей»:

- обеспечить охрану указанного объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность профинансировать мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей»:

- обеспечить охрану указанного объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Рубцовска просит об отмене решения, ссылаясь на то, что администрация г. Рубцовска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного образования детей в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях г.Рубцовска является расходным обязательством Алтайского края и осуществляется из бюджета муниципального образования город Рубцовск за счет субвенций, поступающих из краевого бюджета.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Администрация города обладает полномочиями только по осуществлению контроля за исполнением требований указанного постановления, но не выполняет мероприятия по оснащению, финансированию и проведению мер и мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

При этом суд не разрешил ходатайство ответчика о предоставлении срока для исполнения решения не менее чем 1 год со дня вступления решения в законную силу с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика участвовавший в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании в апелляционной инстанции прокурор Игнатьева К.В. просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.

Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Постановлением № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно пунктам 6, 8, 43 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия). На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).

В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, в числе прочего: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием (подпункт «в»); оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д»; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения подпункт «м»).

На основании пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по: оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации (подпункт «а»); обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б»); оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подпункт «в»).

В соответствии с пунктами 30, 31 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ «СОШ №10» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: в Алтайского края, используемом на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 22АД ***.

В МБОУ «СОШ №10» действует утвержденный паспорт безопасности, согласно которому образовательному учреждению присвоена 2 категория опасности.

Проверкой прокуратуры города Рубцовска установлено, что до настоящего времени не в полном объеме проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБОУ «СОШ №10», установленные Постановлением № 1006 в соответствии с паспортом безопасности объекта, а именно: : не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Факт наличия в МБОУ «СОШ №10» нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов учреждения и неисполнения представления прокурора города Рубцовска в части приведенных нарушений, ответчиками в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции и при апелляционном рассмотрении не оспаривались.

МБОУ «СОШ №10» - муниципальная общеобразовательная организация, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование город Рубцовск Алтайского края в лице Администрации города Рубцовска Алтайского края, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Рубцовск Алтайского края.

Это обстоятельство ответчиками не оспаривается.

В материалы дела представлены обращения муниципального казенного учреждения «Управления образования» города Рубцовска к Главе города Рубцовска от 9 сентября 2021 года и 02 февраля 2022г. с требованиями о предоставлении финансирования для выполнения Требований.

Установив факт нарушения требований антитеррористической безопасности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчиками не выполнена обязанность по созданию безопасных условия обучения, воспитания обучающихся и удовлетворил требования, возложив на администрацию г. Рубцовска обязанность обеспечит финансирование мероприятий, связанных с обеспечением антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ №10».

Доводы жалобы о том, что администрация г.Рубцовска обладает полномочиями только по осуществлению контроля за исполнением требований постановления от 20 июля 2017 года № 2339 «О комиссии по противодействию экстремизму в г. Рубцовске Алтайского края», но не выполняет мероприятия по оснащению, финансированию и проведению мер и мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений подлежат отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7).

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы (пункт 42).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Из Положения о комиссии по противодействию экстремизму в городе Рубцовске Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 20 июля 2017 года № 2339 (далее – Постановление № 2339), следует, что на комиссию функции по финансированию мероприятий не возложены.

При таких обстоятельствах положения Постановления № 2339 на правильность выводов суда первой инстанции не влияют. Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по финансированию определенных мероприятий на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

С учетом изложенного, довод о том, что администрация города не является надлежащим ответчиком, несостоятелен.

При этом обязанности субъекта Российской Федерации в сфере антитеррористической защищенности основанием для освобождения муниципального образования от обязанности по исполнению требований Постановления № 1006 не являются.

По смыслу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить срок исполнения решения суда.

Поскольку возложенная судом на ответчиков обязанность по совершению комплекса действий требует временных затрат, применительно к правилам ст. 204 ГПК РФ и в соответствии с нормами п. 1 ст. 206 ГПК РФ, вопреки выводу суда, следует установить срок исполнения решения суда; с учетом объема работ и возможности обеспечения их финансирования, а также принимая во внимание особый статус образовательного учреждения и необходимость скорейшего обеспечения его антитеррористической защищенностью, приемлемым периодом исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, будет срок до 1 августа 2023г. В связи с чем решение суда подлежит дополнению.

Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В целом доводы жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними и иной оценке установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, которые в том же объеме являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана судом правовая оценка в решении, не содержат фактов, которые опровергали бы правильные выводы суда первой инстанции. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 апреля 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации г.Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть этого решения указанием на срок его исполнения – до 1 августа 2023года.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 сентября 2022г.